Раздел 1. Теоретические проблемы психологии личности

Методическое пособие по дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

По самостоятельной работе студента

Заочной формы обучения

1. Автор и составитель пособия – кандидат психологических наук,

Анна Викторовна Литвинова

Общий объем самостоятельной работы студента по дисциплине -

62 часа

Москва 2012



Планирование самостоятельной работы студента

Методические рекомендации призваны помочь студенту правильно организовать самостоятельную работу по изучению всех тем дисциплины «Психология личности». На самостоятельное изучение дисциплины студентами в соответствии с тематическим планом отводится 28 часов. Самостоятельная работа студента – это работа с учебниками для углубления и уточнения знаний, изучение рекомендованной научной литературы, выполнение заданий (вопросы и психологические задачи).

В методическом пособии приведены все темы, изучение которых предусмотрено программой дисциплины. Изучение каждой темы начинается на лекции, затем по самым актуальным проблемам организуются семинарские занятия. Самостоятельная работа представляет собой важный этап усвоения знаний с обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, формирования действенной познавательной мотивации учебной деятельности.

В методическом пособии приводятся вопросы и задания для самостоятельной работы по каждой теме дисциплины. Эти вопросы необходимо использовать для самопроверки, продумывать ответы на них после ознакомления с рекомендованной научной литературой.

После обоснования теоретических вопросов студент должен приступить к выполнению заданий, которые представлены по каждой изучаемой теме. Студент должен уметь анализировать теоретические подходы в современной зарубежной и отечественной психологии личности, обосновывать концептуальные положения изучаемой научной школы, формулировать собственную научную позицию, решать психологические задачи в области психологии личности. Это возможно только при условии систематической самостоятельной работы студента в целом по учебной дисциплине.

Необходимый для выполнения заданий материал приведен по каждой теме в перечне рекомендованной научной литературы.

Одной из форм контроля самостоятельной работы студентов является написание реферата. Требования к написанию и оформлению реферата приведены в пособии.

Раздел 1. Теоретические проблемы психологии личности

Тема 1.1. Понимание личности в философии, религии и психологииКоличество часов самостоятельной работы студента – 4.

Основная задача заключается в ознакомлении с историей становления представлений о личности, методологическими основаниями изучения личности и спецификой толкований понятия «личность» в философии, религии и психологии. На основе изучения литературы проанализируйте понимание человека как индивида в системе биогенеза, как личности в системе социогенеза и как индивидуальности в системе персоногенеза.

Личность как проблема философии и религии: обратите внимание на проблемы доличностного бытия человека древнего мира: возникновение человека, формирование представлений об архаической душе и идеи бога; рассматривая психологические проблемы формирования личности в трудах античных философов Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля, проанализируйте, как разрешается личностью противоречие между следованием традиции и ее преодолением.

Изучая представления о средневековой личности в трудах Августина, Абеляра, Фомы Аквинского выявите, что позволяет человеку находить индивидуальное решение противоречий, с которыми он сталкивается.

Личность в эпоху Возрождения: познакомьтесь с ответами на вопрос «является ли человек свободным в своих действиях или он полностью обусловлен обстоятельствами»?

Рефлексия понятия личность в трудах мыслителей Нового времени на основе схемы «субъект - объект». Обоснуйте понятия «массовая личность» и личность «в высшем значении слова».

Понимание проблемы личности в период становления психологии как науки: Джемс о личности как действующем агенте (субъект деятельности) и личности как совокупности представлений о себе (эмпирическая личность).

Вопросы для самостоятельной работы по теме 1.1.

1. В основной и дополнительной литературе найдите и выпишите определения личности, проанализируйте заложенное в них авторами содержание и ответьте на следующие вопросы:

· Какие из определений представляются вам наиболее соответствующими пониманию личности, которое сложилось в отечественной психологии?

· Исходя из имеющихся в научной литературе определений, формулируйте свое определение.

2. Сравните ключевые понятия «индивид», «субъект», «индивидуальность» и «личность». Доказательно аргументируйте свои ответы:

· Эти понятии отличаются или они тождественны?

· В каких соотношениях они находятся?

3. Кратко (1-2 страницы) перечислите основные психологические характеристики латентной, античной, средневековой, ренессансной личности, личности Нового времени и массовой личности.

Обязательная литература: 2, 4, 5 (Раздел I, Ч. 1, гл. 1, стр.16-59.;

Раздел III, гл. 2.1, стр. 462-466, гл.3.2-3.3, стр. 515-531)

Дополнительная литература: 11, 15, 31

Тема 1.2.Структура и типология личности в концепциях

Зарубежных психологов

Количество часов самостоятельной работы студента – 4.

Задача изучения темы состоит в усвоении логики становления теорий личности в зарубежной психологии, сущности, структуры и типологии личности в основных концепциях зарубежных психологов.

Познакомьтесь с представлениями бихевиоризма о механизмах развития личности: личность - это продукт научения, ее свойства составляют обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. Обратите внимание на важность режимов подкрепления, ситуативную специфичность поведения и отсутствие структурных построений.

Проанализируйте топическую, динамическую и экономическую модели личности и стадии ее психосексуального развития в психоанализе З.Фрейда, а также методы исследования: толкование сновидений, свободные ассоциации, анализ переносов. Проведите сравнение понимания личности, ее структуры и типологии в аналитической психология К. Юнга и в индивидуальной психологии А. Адлера.

Обратите внимание на основные положения концепции невротической личности К. Хорни: роль социокультурных факторов, понятие базовой тревоги, способы реагирования на базовую тревогу; интерперсональной теории Г. Салливена о ведущей роли социальных и межличностных факторов развития личности; понятие идентификации и стадии развития личности по Эриксону. Изучите концептуальные положения теории Э. Фромма: личность как сумма врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и определяющих его уникальность; экзистенциальные дихотомии и потребности. Выявите, в чем заключается понятие В. Франкла о ноэтическом уровне существования человека.

Обоснуйте основные положения теории личностных черт и факторов (Г. Айзенк о базовых параметрах личности (интроверсия-экстраверсия, нейротизм и психотизм), биологической и генетической основе индивидуальных черт личности) и бивариантного, мультивариантного и клиническогом подхода к исследованию личности (Р. Кеттелл о классификации черт личности; глубинные черты как основа личности; применение факторного анализа; мотивационные переменные).

Проанализируйте теорию личных конструктов Д. Келли: когнитивные процессы как центральный аспект личности; модель личности и возможности изучения закономерностей функционирования и уникальность системы конструктов личности; репертуарный тест ролевых конструктов как метод диагностики. Рассмотрите социально-когнитивную теорию личности А. Бандуры и У. Мишела: значение сознательных когнитивных процессов и экспериментальных данных; научение через наблюдение и непосредственный опыт; развитие суждений о самоэффективности; моделирование, ситуативная специфика и вариативность поведения.

Познакомьтесь с концептуальными положениями гуманистической психологии: взгляды К. Роджерса и Г. Оллпорта на развитие личности; неприятие ими положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. Обоснуйте, почему Г. Оллпорт возражал против общепринятого постулата о том, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Определите, что лежит в основе идеи ценности и уникальности человеческой личности в концепции Карла Роджерса. Обоснуйте конгруэнтность как тождественность опыта, который приобретает человек в течение жизни и реальной действительности.

Задание для самостоятельной работы по теме 1.2.

Дайте краткую характеристику (письменно) каждой из рассмотренных теорий личности в зарубежной психологии:

1. Что нового внесла каждая теория в психологию личности;

2. Чем были вызваны исследования в данном направлении;

3. Какую роль в пополнении знаний о личности сыграли проведенные исследования (гипотезы, выводы и открытия);

4. В чем заключается их современное значение для психологии личности?

Обязательная литература: 2, 4, 5 (Раздел I, Ч. 1, гл. 1, стр.59-79, Ч. 2, гл. 3, стр. 190-210)

Дополнительная литература: 1, 13, 24, 33-39, 43, 44, 45

Тема 1.3.Теории личности о механизмах ее формирования в

отечественной психологии

Количество часов самостоятельной работы студента – 4.

Ключевым вопросом темы является уяснение проблем психологии личности в отечественных психологических школах. Проанализируйте проблемы психологии личности на разных этапах развития отечественной психологии:

Исторические предпосылки осмысления идеи личности, создания научных знаний о личности в естественнонаучном (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, И.М. Сеченов, Н.И. Пирогов, В.М. Бехтерев и др.) и философском (Н.А. Бердяев, Н.Я. Грот, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, Н.И. Кареев, К.Д. Кавелин и др.) направлениях изучения человека во второй половине 19 века. Обоснуйте противоречивость представлений о различных сторонах и свойствах бытия человека, потерю «целостности» в концепциях данного этапа.

Изменение парадигмальных установок на рубеже 19 и 20 веков,понимание личности как идеальной модели, как социально желаемого итога развития. Создание психологических концепций личности, сочетающих философский и конкретно-психологический аспекты: концепции П.А. Сорокина о человеке как интегральном феномене, которому свойственна взаимосвязь всех существенных компонентов его личности; М.М. Троицкого о развитии личности путем психических превращений и преобразований внутренних личностных форм; учение B.C. Соловьева о «вечном» человеке и о человечестве как едином существе; «цельные учения о человеке» К.М. Бехтерева. Эмпирическое направление разработки проблем личности (Н.Х. Вессель, П.Ф. Каптерев, Г.И. Челпанов и др.).

Роль социального заказа в воспитании «нового человека» в послереволюционном этапе. Рефлексологическое, биогенетическое и социогенетическое направления в изучении человека (Г.И. Челпанов, П.П. Блонский, М.Я. Басов, Залдкинд). Представление Л.С. Выготского о социальной ситуации как факторе развития личности.

Развитие психологии личности в период победившего социализма и строительства коммунизма: поиска признаков «советского человека», «строителя коммунизма», конструирование «советского менталитета»; подмена психологических особенностей личности биологическими «чертами». Поиски научных подходов к реализации марксистского положения о социальной сущности индивида, понимание социального качества как на одного из основных свойств личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Г. Ковалев и др.).

Изучение личности как проблемы ее индивидуальных различий (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Н.С. Лейтес). Теоретические модели структуры личности (В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, B.C. Мерлин, Л.И. Божович и др.). Понятие личности в теории деятельности А.Н. Леонтьева. Понимание ядра личности как иерархии деятельности. Проблема воли, волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. Понимание личности как субъекта деятельности в школе С.Л. Рубинштейна (А.В. Брушлинский, К.С. Абульханова и др.). Выявите различия в подходах изучения личности С.Л. Рубинштейна и В.С. Мерлина и Д.Н. Узнадзе. Теории личности о логике и механизмах ее формирования. Проблема мотивов и мотивации в теории деятельности. Механизмы управляемого формирования мотивов как основа формирования личности.

Задание для самостоятельной работы по теме 1.3.

Дайте краткую характеристику (письменно) направлениям и теориям личности в русской, советской и отечественной психологии:

1. Что вы знаете о разработке проблем личности в российской психологии до 1917 года;

2. Какие трудности характерны для изучения проблем психологии личности в советский период;

3. Проанализируйте основной вклад в развитие психологии личности психологических школ отечественной психологии;

4. В чем специфика этапов и механизмов формирования личности в концепциях отечественных психологов?

Обязательная литература: 1, 3, 4, 5 (Раздел I, Ч. 1, гл.3, стр. 84-118)

Дополнительная литература: 2, 3, 4, 7, 14, 18, 19, 23, 26, 30

Наши рекомендации