Проблемы и потенциальные возможности применения тестов
Проведение тестирования консультантами во многом сходно с тестированием, выполняемым психологами (Bubenzer, Zimpfer & Mahrle, 1990). Критическим фактором для успешного применения тестирования в интересах клиента и всего общества является не только профессиональная принадлежность того, кто его применяет, но и – даже в большей степени – способ проведения тестирования (Harris, 1994).
Тесты могут применяться по одному или блоком (так называемая батарея тестов). Кронбах (Cronbach, 1979) утверждает, что тестовые батареи не представляют собой ценности, если интерпретацией их результатов не занимаются компетентные, хорошо образованные консультанты. То же самое справедливо и для отдельных тестов. Многие из проблем, связанных с тестированием, обычно имеют отношение к выбору способа применения и интерпретации, а не к самому тесту. Как бы то ни было, и применение, и интерпретация тестов до сих пор серьезно критикуются (Talbutt, 1983).
Шерцер и Стоун (Shertzer & Stone, 1980) поддерживают мнение, что оппоненты тестирования в целом правы, и приводят следующие доводы.
1. Тестирование поддерживает зависимость клиента как от консультанта, так и от внешнего источника информации, необходимой для решения тестовой задачи.
2. Результаты тестирования создают предвзятое отношение консультанта к клиенту.
3. Результаты тестирования не являются достаточно валидными и надежными, что сильно ограничивает их значимость.
Другие критики приходят к заключению, что тесты являются необъективными и пристрастными, измеряют иррелевантные навыки, применяются механистически, не выявляют талант, вторгаются в личную жизнь, их результаты могут быть сфабрикованы и стимулируют нежелательную конкуренцию (Prescott, Cavatta & Rollins, 1977; Shertzer & Linden, 1979; Talbutt, 1983). «Переоценка результатов тестирования, и особенно отказ от других источников информации о человеке, является одной из наиболее серьезных проблем неправильного применения тестов» (Elmore et. al., 1993, p. 76). Еще один аргумент критиков состоит в том, что тесты по сути своей регрессивны, хотя и применялись чаще для предсказания, чем для наблюдения или самоизучения (Goldman, 1994b).
Тестирование при работе с представителями различных меньшинств – это область, вызывающая особенно много разногласий и чреватая случаями неправильного применения тестов (Suzuki & Kugler, 1995; Suzuli, Melier & Ponterotto, 1996). Чтобы результаты тестирования имели какую-либо ценность, в применяемых методиках должно учитываться влияние опыта человека, имеющего другие культурные, этнические и расовые корни. Оукленд (Oakland, 1982) обращает внимание на то, что тестирование может оказаться негуманным мероприятием и что учащиеся, принадлежащие к меньшинствам, могут (по результатам тестирования) напрасно тратить годы, занимаясь по неэффективным, непригодным для них программам. Чтобы избежать проблем, связанных с культурными различиями, АЛС разработала мультикультуральные стандарты оценки (Prediger, 1993). Этические правила применения тестов содержатся также в «Этических стандартах Американской ассоциации консультирования» (Ethical Standards of the American Counseling Association). Эти стандарты, как и стандарты, разработанные другими профессиональными ассоциациями, предназначены для предотвращения некорректного применения тестов при работе с меньшинствами (Hansen, 1994). Предубеждения при оценке могут быть расценены как акты, ведущие к преждевременному решению в результате либо бездействия, либо излишнего действия (Chernin, Holden & Chandler, 1997).
Успешность тестирования зависит от сенситивности, способностей и знаний консультантов, которые отбирают, проводят и интерпретируют тесты. «В общем случае консультанты обязаны придерживаться эмпирического подхода к своему инструментарию, особенно если для применяемых тестов нет установленных норм и не проведена тщательная проверка их валидности» (Carlson, 1989, р. 489). Если консультанты в процессе отбора тестов не будут учитывать многочисленные критерии, они, скорее всего, допустят множество ошибок, которые причинят вред как им самим, так и их клиентам. Чтобы не допускать таких ситуаций, некоторые консультанты привлекают к отбору тестов самих клиентов.
Лирнер (Learner, 1981) и Оукленд (Oakland, 1982) отмечают, что в целом отношение населения к тестированию положительное, даже среди меньшинств, что, возможно, обусловлено верой людей в полезность тестирования. С точки зрения широкой общественности, главная функция тестов – помочь клиентам принять наилучшее решение относительно своего будущего. Тесты могут также оказаться полезными по целому ряду причин (Shetzer & Stone, 1980):
· помогают клиентам обрести самопонимание;
· помогают консультантам решить, компетентны ли они заниматься проблемами клиентов;
· помогают консультантам лучше понять клиентов;
· помогают консультантам определить, какие методы консультирования окажутся наиболее приемлемыми;
· помогают консультантам предвидеть будущие успехи клиентов в выбранной области деятельности, например работе в качестве механика, художника или учебе в высшей школе;
· помогают консультантам стимулировать расширение круга интересов у своих клиентов;
· • помогают консультантам оценить результаты консультирования.