Глава 2. Межпредметные связи специальной психологии с другими науками
циальной психологии связано с практикой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Очевидным является тот факт, что методы исодержание специального обучения ивоспитания должны основываться на знании особенностей психического развития детей с ограниченными возможностям и . В этом состоит, прежде всего, связь специальной (коррек-ционной) педагогики испециальной психологии. В данном случае специальная психология выступает в качестве одного из элементов теоретической базы коррекционной педагогики. Сдругой стороны, практика обучения ивоспитания детей с отклонениями в развитии является важным средством проверки точности инадежности психологических представлений. Взаимодействие специальной психологии ипедагогики способствует содержательному обогащению обеих наук; за последнее десятилетие оно существенно видоизменилось.
Процесс обучения ивоспитания детей с отклонениями вразвитии долгие годы был жестко регламентирован едиными программами, учебными планами, стандартами ит. п. К настоящему времени появилось множество оригинальных направлений в этой области, существенно расширилось педагогическое пространство исвобода педагогического экспериментирования. В нынешних условиях специальная психология получила уникальную возможность сравнительного изучения своеобразия развития особого ребенка в разных условиях воспитания и обучения, начиная от традиционного икончая различными формами интегрированного обучения. Подобные сравнительные исследования могут существенно обогатить представления о феноменах отклоняющегося развития, они сами и их результаты выступают в качестве экспертных оценок, определяющих, какие из педагогических технологий обладают большим развивающим и коррекционным потенциалом.
Другой аспект взаимосвязи специальной психологии и кор-рекционной педагогики касается содержания процесса воспитания детей с особыми нуждами, семейного воспитания. Довольно длительное время семейному воспитанию не уделялось должного внимания и не придавалось необходимого значения.
Специальная психология
Возрождение подлинного интереса к этому процессу началось именно в сфере специальной педагогики. В рамках семьи закладываются основы нравственного сознания личности, иерархии ценностей, общественно значимые мотивы поведения и т. д. — специальная педагогика осознала эти положения раньше общей в силу целого ряда причин, среди которых следует отметить роль личности инвалида в процессе его социальной адаптации. Многократно было показано, что при одном и том же нарушении, при прочих равных условиях, успешность социальной адаптации зависит от личностных свойств индивида и прежде всего от характера его с а м о о ц е н к и , у с т а н о в о к и иерархии мотивов. К а к уже было сказано, именно эти качества в своей основе закладываются под влиянием семейного воспитания. В этой связи не случайным кажется тот факт, что одновременно с подъемом интереса к проблемам семейного воспитания в коррекционной педагогике, в области специальной психологии все актуальнее становится проблематика развития эмоционально-волевой сферы и личности в целом у людей с отклонениями в развитии. Все глубже осознается тот факт, что знания об особенностях познавательной деятельности детей спроблемами в развитии (на чем т р а д и ц и о н н о делался упор) я в н о недостаточны и односторонни и не включающие понимание своеобразия формирования личности этих детей.
В последнее время появляется все больше исследований, посвященных психологическим аспектам семейного воспитания особого ребенка. Взаимодействие коррекционной педагогики и специальной психологии в сфере семейного воспитания ребенка с особыми нуждами с неизбежностью привело к проблеме психолого-педагогической помощи родителям подобных детей. От характера родительских реакций на факт рождения больного ребенка, от особенностей формирующегося к нему отношения, определяющего стиль воспитания, во многом зависит своеобразие развития его личности, а также решение кардинального вопроса социальной адаптации — превратится или не превратится личность инвалида в инвалидную личность.
Медицинская генетика | |
Психопатология | |
Невропатология | |
Офтальмология | |
Оториноларингология |
Биология
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Социология
Общая педагогика
Коррекционная педагогика
Социальная педагогика
г
Общая психология
Психология развития
Педагогическая психология
Клиническая психология
t
Рис 2.1. Межпредметные связи специальной психологии
Специальная психология
Круг межпредметных связей специальной психологии вдействительности весьма широк и не ограничивается обозначенными выше. Мы могли бы также сослаться на инженерные науки, занимающиеся проектированием технических приспособлений и приборов для инвалидов; на социологию, общую педагогику, философию, этнографию и пр. Но и рассмотренных связей (рис. 2.1.) вполне достаточно для того, чтобы понять: предмет специальной психологии является чрезвычайно сложным, многомерным имногоаспектным феноменом.
Контрольные вопросы
1. Чем обусловлена связь наук в процессе познания объективной реальности?
2. С какими психологическими дисциплинами связана специальная психология? В чем сущность этих связей?
3. С какими клинико-биологическими дисциплинами связана специальная психология?
4. Чем определяются связи специальной психологии и коррек-ционной педагогики?
Литература
1. Основы специальной психологии/ Под ред. Л. В. Кузнецовой М., 2002.
2. ГонеевА. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
3. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. С П б . , 2000.
4. Специальная педагогика/Под ред. Н. М.Назаровой М.,2000.
5. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.
Глава 3