Глава 2. Межпредметные связи специальной психологии с другими науками

циальной психологии связано с практикой обучения и воспи­тания детей с отклонениями в развитии. Очевидным является тот факт, что методы исодержание специального обучения ивоспитания должны основываться на знании особенностей психического развития детей с ограниченными возможностя­м и . В этом состоит, прежде всего, связь специальной (коррек-ционной) педагогики испециальной психологии. В данном случае специальная психология выступает в качестве одного из элементов теоретической базы коррекционной педагоги­ки. Сдругой стороны, практика обучения ивоспитания детей с отклонениями в развитии является важным средством про­верки точности инадежности психологических представле­ний. Взаимодействие специальной психологии ипедагогики способствует содержательному обогащению обеих наук; за последнее десятилетие оно существенно видоизменилось.

Процесс обучения ивоспитания детей с отклонениями вразвитии долгие годы был жестко регламентирован едиными программами, учебными планами, стандартами ит. п. К на­стоящему времени появилось множество оригинальных на­правлений в этой области, существенно расширилось педаго­гическое пространство исвобода педагогического экспери­ментирования. В нынешних условиях специальная психология получила уникальную возможность сравнительного изучения своеобразия развития особого ребенка в разных условиях вос­питания и обучения, начиная от традиционного икончая раз­личными формами интегрированного обучения. Подобные сравнительные исследования могут существенно обогатить представления о феноменах отклоняющегося развития, они сами и их результаты выступают в качестве экспертных оценок, определяющих, какие из педагогических технологий облада­ют большим развивающим и коррекционным потенциалом.

Другой аспект взаимосвязи специальной психологии и кор-рекционной педагогики касается содержания процесса воспи­тания детей с особыми нуждами, семейного воспитания. До­вольно длительное время семейному воспитанию не уделялось должного внимания и не придавалось необходимого значения.

Специальная психология

Возрождение подлинного интереса к этому процессу началось именно в сфере специальной педагогики. В рамках семьи за­кладываются основы нравственного сознания личности, иерар­хии ценностей, общественно значимые мотивы поведения и т. д. — специальная педагогика осознала эти положения рань­ше общей в силу целого ряда причин, среди которых следует отметить роль личности инвалида в процессе его социальной адаптации. Многократно было показано, что при одном и том же нарушении, при прочих равных условиях, успешность со­циальной адаптации зависит от личностных свойств индивида и прежде всего от характера его с а м о о ц е н к и , у с т а н о в о к и иерар­хии мотивов. К а к уже было сказано, именно эти качества в сво­ей основе закладываются под влиянием семейного воспитания. В этой связи не случайным кажется тот факт, что одновремен­но с подъемом интереса к проблемам семейного воспитания в коррекционной педагогике, в области специальной психоло­гии все актуальнее становится проблематика развития эмоци­онально-волевой сферы и личности в целом у людей с откло­нениями в развитии. Все глубже осознается тот факт, что зна­ния об особенностях познавательной деятельности детей спроблемами в развитии (на чем т р а д и ц и о н н о делался упор) я в н о недостаточны и односторонни и не включающие понимание своеобразия формирования личности этих детей.

В последнее время появляется все больше исследований, посвященных психологическим аспектам семейного воспита­ния особого ребенка. Взаимодействие коррекционной педа­гогики и специальной психологии в сфере семейного воспи­тания ребенка с особыми нуждами с неизбежностью привело к проблеме психолого-педагогической помощи родителям подобных детей. От характера родительских реакций на факт рождения больного ребенка, от особенностей формирующе­гося к нему отношения, определяющего стиль воспитания, во многом зависит своеобразие развития его личности, а также решение кардинального вопроса социальной адаптации — превратится или не превратится личность инвалида в инва­лидную личность.


Медицинская генетика  
Психопатология  
Невропатология  
 
Офтальмология  
Оторино­ларингология  

Биология

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Социология

Общая педагогика

Коррекционная педагогика

Социальная педагогика

г



Общая психология

Психология развития

Педагогическая психология

Клиническая психология

t

Рис 2.1. Межпредметные связи специальной психологии

Специальная психология

Круг межпредметных связей специальной психологии вдействительности весьма широк и не ограничивается обозна­ченными выше. Мы могли бы также сослаться на инженер­ные науки, занимающиеся проектированием технических при­способлений и приборов для инвалидов; на социологию, общую педагогику, философию, этнографию и пр. Но и рас­смотренных связей (рис. 2.1.) вполне достаточно для того, что­бы понять: предмет специальной психологии является чрез­вычайно сложным, многомерным имногоаспектным фено­меном.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлена связь наук в процессе познания объективной реальности?

2. С какими психологическими дисциплинами связана специаль­ная психология? В чем сущность этих связей?

3. С какими клинико-биологическими дисциплинами связана специальная психология?

4. Чем определяются связи специальной психологии и коррек-ционной педагогики?

Литература

1. Основы специальной психологии/ Под ред. Л. В. Кузнецовой М., 2002.

2. ГонеевА. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.

3. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. С П б . , 2000.

4. Специальная педагогика/Под ред. Н. М.Назаровой М.,2000.

5. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.

Глава 3

Наши рекомендации