Введение. Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Институт социальных и гуманитарных знаний»
ЧОУ ВПО «ИСГЗ»
ФАКУЛЬТЕТ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Одобрено решением кафедры
Протокол №____ от «__»______20__г.
Зав. кафедрой __________ / Хабибрахманова Ольга Аркадьевна / к.и.н., доцент
(подпись) (ФИО) (научное звание, должность)
Разработчик ___________ / Галиуллина Ольга Юрьевна / _ст. преподаватель_
(подпись) (ФИО) (научное звание, должность)
Декан _______________ / Романчук Елена Сергеевна/ к.п.н.____________
(подпись) (ФИО) (научное звание, должность)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Направление подготовки: 37.03.01 «Психология»
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Казань – 2015 г.
Введение
Преддипломная практика студентов, обучающихся по специальности “Психология”, является заключительным этапом профессиональной подготовки специалиста и предназначена для выявления и оценки уровня сформированности основных знаний, умений, навыков и профессионально-важных качеств выпускника.
Преддипломная практика предусмотрена учебным планом в 10-м семестре в течение 10-ти недель и проводится в рамках учебного процесса в свободное от аудиторных занятий время.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования данная практика является научно-исследовательской и квалификационной. Результатом практики выступает выпускная квалификационная (дипломная) работа.
Базой для преддипломной практики, как правило, являются предприятия, учреждения и организации различного типа, которые выступают заказчиками или заинтересованы в разрешении конкретных производственных задач психологическими методами и могут быть площадкой для проведения эмпирического исследования и сбора экспериментального материала. Целесообразно согласовывать место практики со специализацией и темой выпускной квалификационной работы. Студент может выбрать в качестве базы для практики будущее место работы, что будет способствовать успешному трудоустройству.
Целью практики, с одной стороны, является закрепление теоретических знаний и приобретение умений по организации и проведению научно-исследовательской работы, с другой – осознание будущим специалистом уровня развития профессионально значимых качеств и определение траектории профессионального роста и развития.
Задачи практики:
В ходе проведения преддипломной практики решаются следующие задачи:
· формирование навыков профессиональной коммуникации;
· создание условий для формирования профессионального сознания и мышления;
· закрепление специальных и теоретических знаний, полученных в процессе обучения и их рациональное сочетание с умением решать вопросы, возникающие в практической деятельности;
· включение в реальный трудовой коллектив с определением в нем места, соответствующего профилю получаемой квалификации.
· готовность к активной профессиональной коммуникации: включенность в научную деятельность профессионального сообщества психологов;
· углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков проведения психологических исследований, разработки документов нормативно-методического обеспечения системы психологического консультирования, диагностики и коррекции;
· освоение навыков ведения консультативной беседы;
· развитие умений организовать и провести консультацию по результатам психодиагностического обследования, информационное консультирование по запросу, индивидуальную консультацию по проблеме клиента;
· развитие самостоятельности и ответственности при решении практических задач.
Содержание и организация преддипломной практики
Содержание преддипломной практики прямо связано с избранной студентом специализацией, темой дипломной работы и в каждом конкретном случае определяется совместным запросом студента и организации (учреждения, предприятия). В соответствии с запросом составляется индивидуальный план-график практики. Обязательными компонентами являются:
– формирование конструктивных умений (определять задачи профессиональной деятельности в соответствии с запросом, психологической проблемой; планировать и анализировать рабочий процесс в организационных, психологических аспектах, обоснованно отбирать формы и методы работы, определять и анализировать результаты);
– развитие организаторских умений (управлять своим временем и временем клиента, включаться в работу организации, организовывать совместную деятельность с коллегами);
– совершенствование коммуникативных навыков (использовать разнообразные формы общения, строить деловые и личные отношения со всеми заинтересованными лицами);
– выполнение исследовательских действий (изучение опыта работы конкретного учреждения, организации, предприятия и его анализ на соответствие современным требованиям).
Программа практики предполагает осуществление всех видов профессиональной деятельности, при этом основной является научно-исследовательская деятельность, так как за время практики студент должен собрать материалы для написания дипломной работы. Для этого он должен конкретизировать тему дипломного исследования, провести поиск теоретических источников, определить методологическую базу исследования и отобрать методы и методики исследования, провести исследование и приступить к первоначальной обработке собранных материалов. Эффективность работы во время практики зависит от рациональной ее организации.
За 2–3 недели до начала практики студенты распределяются по конкретным объектам (организациям, предприятиям, учреждениям), совместно с руководством организации и руководителем практики определяется вид деятельности студента и соответственно конкретизируется содержание практики, уточняются сроки и оформляется листок-направление на практику.
Непосредственно перед началом практики проводится установочная конференция, в ходе которой студенты знакомятся с целями, задачами и направлениями практики, правами и обязанностями практикантов, составляются план-график работы каждого студента и расписание консультаций руководителей практики.
Во время практики руководитель обязан провести 1–2 консультации с целью оказания практической помощи и разрешения возникающих проблем
По окончании практики проводится итоговая конференция, в ходе которой заслушиваются отчеты студентов о ходе практики, обсуждаются замечания и предложения, анализируется представленная документация и обобщаются итоги практики, характеризуется и оценивается деятельность практикантов. Наиболее интересные материалы по итогам практики оформляются в сборник и сдаются в методический кабинет кафедры для дальнейшего использования в учебной работе.