Социально-психологическое мышление как инструмент исследования
Постановка вопроса. В ряду всего многообразия применяемых в социальной психологии методов как теоретического, так и эмпирического исследования, как методов воздействия, так и контроля, исключительно важная роль принадлежит способу осуществления процесса мыслительной деятельности самого социального психолога.
С представлением о способе профессионального социально-психологического научного мышления невольно ассоциируются такие категории и понятия, как главный метод, универсальный инструмент, парадигма, принципиальная позиция, способ понимания, подхода и объяснения изучаемых явлений и др.
Разработка смыслового значения этого понятия, исследование его связей с близкими к нему явлениями и категориями безусловно нуждается во всестороннем изучении. Однако и сейчас уже ясно, что в ряду других составляющих концептуального аппарата в структуре методологии социальной психологии (принципы, категории, законы, теоретические построения) особое место занимает сам этот способ профессионального мышления. Есть основания рассматривать и квалифицировать последний в качестве социально-психологического мышления подобно тому, как можно по аналогии с этим говорить о социологическом или математическом (математическая логика), экономическом или политологическом, философском или теоретическом мышлении.
Сформулируем три основных вопроса. Что же считать критериями для различия этих типов или разновидностей мышления? Насколько общеобязательным здесь является признак профессионализма или логическая обоснованность последнего? В чем специфика социально-психологического мышления?
Начнем с ответа на первый вопрос. На наш взгляд, критерием различия названных типов или разновидностей мышления является специфика их предметной ориентированности. Так, предмет социально-психологического мышления — особенности психического состояния, поведения и общения людей, их отношений и взаимодействия; математического — числовые характеристики; философского — самые общие проблемы природы и общества и соответствующие понятия и категории; и т. д.
В предельно широком смысле слова любые мыслительные операции независимо от уровня профессионализма могут рассматриваться в качестве предметно ориентированных, а следовательно и специфических по форме при том условии, что это логическое, рациональное в своей основе мышление.
Альтернативы понятия социально-психологического мышления как рационального. Альтернативой ему может быть эмоциональное или образное мышление как частный случай логики чувств или логики ассоциаций, мышление дологическое, мифологическое или магическое, как его определял в свое время пионер исследований первобытного мышления во второй половине XIX века французский этнолог Люсьен Леви-Брюль.
Альтернативность этих вариантов мышления на уровне обыденного сознания связана с их отступлением от требований рациональной обоснованности или логичности самого рассуждения, в отказе от работы с понятиями и категориями, в подмене эмпирически верифицируемого опыта и результатов исследования плодами экзальтированного воображения.
Это, однако, не означает, что в этих проявлениях мышления, оперирующего чувственным опытом или мифологическим материалом, ассоциациями образов или символов, нет никакой логики. Здесь, как и в случае с абстрактным, логическим и профессиональным мышлением, есть и своя внутренняя логика.
Но это совсем другая и весьма своеобразная "логика" независимо от того, говорим ли мы о логике чувств, как это делал французский психолог Теодюль Рибо, или о логике образных ассоциаций, как об этом говорил Г. В. Плеханов применительно к психологии женщин африканских племен, переживавших железный век.
К этой во многом парадоксальной и не требующей аргументации и доказательств логике не применимы требования профессионального мышления, как социологического, так и социально-психологического.
Социально-психологическое мышление как новая парадигма. Не менее актуален и вопрос о специфике разновидностей профессионального мышления, если рассуждать о них, руководствуясь не только различием предмета исследования, но и самого способа осуществления логических операций.
В таком случае правомерно говорить о парадигме как понятии, введенном в научный оборот американским ученым-науковедом Куном в 1962 году и означающем определенную характеристику типа мышления. Последняя связана со спецификой логического основания при выборе проблем и приоритетов, при определении детерминант, объясняющих ту или иную взаимозависимость изучаемых явлений. Парадигма при этом рассматривается как определенный образец для решения исследовательских задач, нередко специфических для той или иной области или этапа в истории развития научного знания.
С этой точки зрения само возникновение социальной психологии уже как течения мысли означало формирование новой парадигмы во всей системе научных представлений о человеке. Существо той парадигмы, которую несло в себе социально-психологическое мышление, состояло не только в новых аргументах в пользу еще большей, чем прежде, концентрации внимания исследователей на социальной психике человека как "мере всех вещей".
Эта парадигма означала прежде всего интерес к той новой точке отсчета, связанной с пониманием психологии и поведения человека, которая теперь была найдена в феноменологии и эффектах массовой психологии и массового поведения (психология народов и масс, психология толпы, "коллективных представлений" и т. д.). Она позволяла говорить об открытии той новой силы, с которой раньше не сталкивалась вплотную мысль ни историка, ни психолога, ни социолога, ни политолога и т. д.
Соотношение понятий "парадигма" и "центризм" применительно к мышлению. В дальнейшем специфика данной парадигмы становится еще более рельефной в терминах "центризма" как профессионального способа мышления и объяснения социальных явлений. И тогда, сопоставляя тип социально-психологического мышления с характерной для антропологии парадигмой антропоцентризма, для социологии — социоцентризма, культурологии — культуроцентризма [14], становится возможным говорить о таком типе социально-психологического мышления, который может быть квалифицирован в понятии "социопсихоцентризма".
Междисциплинарный статус социально-психологического мышления. Дает ли такая квалификация типа социально-психологического мышления основание для его упрека в профессиональной ограниченности вследствие замкнутости мысли исследователя рамками своих специальных интересов, а может быть, заодно и в экстраполяции, т. е. распространении или переносе своих представлений для объяснения явлений на другие науки о человеке?
Опыт провозглашения такой "опасности" у нас уже есть. Достаточно вспомнить тезис об угрозе якобы психологизации социологии или истории, который уже звучал у нас в тех случаях, когда речь шла о применении социально-психологических знаний или даже рассмотрении соответствующих проблем социальной психологии для большего понимания различных социальных явлений социологами или исторического процесса историками.
Между тем заложенная в любой сфере профессионального научного мышления сфокусированность внимания исследователя на своих проблемах и стремление понять через них другие области науки и практики не несет в себе ничего предосудительного.
Реальная опасность профессиональной замкнутости социально-психологической мысли, однако, существует в той мере, в какой она не опирается на то богатство многообразных теперь уже смежных дисциплин, из которых она когда-то родилась сама.
Но из этого вытекает прежде всего актуальность вопроса о профессиональном самоопределении социально-психологической мысли и статуса самой науки социальной психологии в ряду других наук о человеке. В этом самоопределении существенна как четкость представлений о специфике социально-психологического видения мира человека, особенностях социально-психологического типа или парадигмы мышления, так и о тех гранях и границах, которые связаны с областью соприкосновения этой научной дисциплины с другими.
Социально-психологическое мышление и этнический менталитет. Не меньшую актуальность представляет и вопрос о соотношении в социально-психологическом мышлении объективной, деперсонифицированной и не связанной с этническими особенностями восприятия и понимания мира человека основы с позицией национально окрашенного менталитета исследователя. Ведь практически невозможно избежать противоречивого взаимодействия этих двух структур в логике видения и понимания исследователем своих проблем. Вопрос этот чуть позже будет еще предметом специального рассмотрения. Пока можно лишь заметить, что он до настоящего времени не был объектом разностороннего изучения. Хотя влияние этих двух структур (национальной и наднациональной или вненациональной) безусловно существенно для понимания особенностей становления и развития национальных школ в истории социально-психологической мысли.
Резюме. Подводя некоторый итог рассмотрению феномена социально-психологического мышления как главного инструмента в арсенале всех средств данной науки, можно еще раз подчеркнуть, что социально-психологическое мышление является:
— универсальным инструментом социальной психологии как науки, позволяющим осуществлять решение стратегических задач, связанных с развитием теории и практики этой науки, с разработкой и эффективным использованием более частных по сравнению с ним методов исследования, воздействия и контроля;
— специфическим способом профессионального видения и решения проблем социальной психологии, определяемым законами рационального, логического мышления, особенностями предметной области данной науки;
— своеобразной позицией подхода к изучаемым явлениям и их объяснения, лежащей в основе понимания всех элементов методологии, феноменологии и праксиологии данной науки;
— таким процессом, на алгоритме развития которого в тот или иной период в рамках той или иной национальной научной школы могут сказываться влияния как доминирующей в данный момент парадигмы, так и особенности этнического менталитета исследователя.