Что такое самоконтроль и тайм-аут

Цель:сформировать начальные умения использования тайм-аута как одного из способов решения собственных про­блем и преодоления конфликтных ситуаций.

Постройте эту часть занятия, взяв за основу следующий план.

- Объясните детям, что это такое — взять тайм-аут. Тайм-аут — вовсе не наказание, которое используют взрос­лые для предотвращения нежелательного поведения детей (отправить в чулан, поставить в угол, чтобы остудить пыл). Для нас тайм-аут — это средство осуществления самоконт­роля. Человек берет паузу, чтобы более отчетливо осознать возникшую проблему, продумать те меры, которые можно предпринять для ее решения, чтобы сгоряча словом или дей­ствием не задеть и не обидеть кого-то.

- Узнайте, случалось ли кому-нибудь прежде брать тайм-аут. После того как дети приведут примеры, выскажите одоб­рение. Возможно, они будут говорить о тайм-ауте как о спо­собе давления извне ("мама выключила свет, чтобы мы пре­кратили играть") или как о выходе из уже накалившейся ситуации ("отец взялся за ремень, а я, молча, наблюдал за Ним"). Внимательно выслушайте все рассказы, дав детям возможность изложить свои варианты.

- Предложите Детям назначить ответственного — капи­тана тайм-аутов. Капитан должен фиксировать все случаи, когда использование тайм-аутов было бы полезно для чле­нов группы, вежливо останавливая вовлекаемые в конфликт стороны. Капитан не в праве заставить взять тайм-аут, он только напоминает о такой возможности. В журнале, кото­рый он ведет, делаются записи об успешном применении тайм-аутов независимо от того, прибегли к нему самостоятельно или после напоминания. Каждую неделю группа может отме­чать и даже награждать тех, кто чаще или эффективнее использовал тайм-ауты на занятиях и дома.

- Предложите кому-нибудь из детей попробовать исполь­зовать тайм-аут в проблемной ситуации. Кратко обрисуйте Ребенку создавшееся положение и спросите, не думает ли он, что взять тайм-аут именно сейчас было бы хорошей идеей. Сохраняйте спокойный тон и манеру поведения.

- Если тайм-аут затянулся более чем на 3-5 минут, по­дойдите к ребенку и спросите: "Не думаешь ли ты, что уже можешь вернуться к действительности?". Помните, что, если ребенок берет тайм-аут, ему необходимо быть одному. Ни взрослым, ни детям не следует в это время отвлекать его каким бы то ни было образом.

После того как основная идея использования тайм-аутов воспринята детьми, сообщите, что на следующем занятии им предстоит познакомиться с основной частью тайм-аута, которая носит название "разговор с собой". Подытоживая сказанное, подчеркните, что тайм-аут и "раз­говор с собой" означают сделать перерыв, выйти из ситуа­ции, начать строить планы, обдумать все и, отдохнув, начать действовать. Все это начальные этапы в использо­вании тайм-аута.

- В заключение подчеркните, что на каждом занятии часть времени будет отводиться их рассказам об использова­нии тайм-аутов как способе, избежать взаимных обид и сты­чек.

Выполнение заданий.

Задание 1. Закрепление понятия "тайм-аут".

Цель:выработать у детей навыки самоконтроля с использованием тайм-аута.

Обучите детей ведению дневника, в котором им надле­жит фиксировать успешное использование тайм-аутов. Фор­ма дневника приводится ниже.

Дата Причина использо­вания тайм-аутов Продолжитель­ность тайм-аута Насколько мне удалось успокоиться Что происходит потом
         

Задание 2. Наглядное изображение тайм-аута.

Цель:научить детей представлять себя в роли людей, по собствен­ной инициативе берущих тайм-аут.

Подберите книги, журналы с иллюстрациями, которые помогут яснее интерпретировать суть тайм-аута. Покажите детям изображения людей, нуждающихся в тайм-ауте или, возможно, взявших тайм-аут, например шахматистов, ак­теров. Пусть все просмотрят подобранные издания и найдут в них иллюстрации, которые соответствуют сути рассмот­ренных понятий, идей. Полученные впечатления послужат поводом для обсуждения в группе, а также стимулом к появ­лению у детей собственных идей, связанных с использовани­ем тайм-аута.

От полноты и разнообразия иллюстративного материала будет зависеть подготовленность детей к созданию собствен­ных рисунков. Можно попросить детей использовать люби­мый цвет или тот, который, по их мнению, выражает опре­деленные чувства. Им понадобятся бумага, цветные каран­даши, ручки или пастельные карандаши. Выполнив работу, они должны будут объяснить смысл своих рисунков соседу или небольшой группе детей. Если позволяет время, можно предложить детям показать рисунки всем присутствующим.

Варианты заданий для рисования: а) нарисуй место, где ты хотел бы быть во время тайм-аута; б) нарисуй место, предмет или человека, которые приводят тебя в хорошее или умиротворенное расположение духа; в) нарисуй картин­ку, передающую твое состояние, когда тебе нужен тайм-аут; г) нарисуй себя в момент, когда взят тайм-аут.

Подведение итогов занятия

Акцентируйте внимание детей на следующих ключевых утверждениях:

♦ Тайм-аут — это думать, прежде чем говорить или Делать что-нибудь, т.е. осуществлять самоконтроль.

♦ Самоконтроль — это знать, когда необходимо взять тайм-аут, и использовать его.

♦ Самоконтроль — это ответственность за свои слова и Действия.

♦ Тайм-аут и самоконтроль — это отказ от применения насилия.

Наши рекомендации