Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы. 1.Степень углубления в какую-либо деятельность – это такое свойство внимания, как:

1.Степень углубления в какую-либо деятельность – это такое свойство внимания, как:

1) сосредоточенность.

2) активность.

3) устойчивость.

4) распределение.

Ответ: 1.

2.Высокая интенсивность и трудная переключаемость характерна для:

1) стариковской рассеянности.

2) рассеянности.

3) невнимательности ученого.

4) распределения внимания.

Ответ: 3.

3.Какой процесс, помимо внимания, относят к «сквозным»?

1) мышление.

2) восприятие.

3) ощущение.

4) память.

Ответ: 4.

4.Процесс сознательного либо бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой – это:

1) внимание.

2) память.

3) восприятие.

4) невнимательность.

Ответ: 1.

5.Прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, что испытуемый не может перевести глаз с одного объекта на другой – это:

1) спектроскоп.

2) хроноскоп.

3) тахикоскопом.

4) электроскопом.

Ответ: 3.

12. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Водитель автомобиля при движении периодически сосредотачивает свое внимание на светофорах, на встречном транспорте, на переходах, на дорожных знаках, на показаниях приборов и т.д.

Какое свойство внимания проявляется в данном случае, как необходимое условие для профессиональной деятельности.

Ответ: Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних условий и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Различают преднамеренное и непреднамеренное переключение внимания. Непреднамеренное переключение обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

2. Человеку необходимо сделать какую-то работу, он ставит перед собой определенную цель и направляет на её достижение волевые усилия, концентрирует внимание. Но через определенное время деятельность настолько увлекает человека, что дальше для её совершения уже не требуется волевых усилий.

Определите вид внимания. Дайте определение.

Ответ:Послепроизвольное внимание – сосредоточение человека на том или ином объекте, явлении в соответствии с заранее поставленной целью, но не требующее волевых усилий. Произвольное внимание обычно утомляется через 20 минут. Послепроизвольное внимание может длиться часами и человек не устает.

Перечень и стандарты практических умений.

Умение использовать знание теоретических позиций для решения практических задач, владение практическими умениями для описания психического процесса внимания.

Рекомендации по выполнению НИРС.

1. Внимание и его психологические свойства.

2. Физиологические основы внимания.

Рекомендованная литература по теме занятия

основная:

1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.

2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.

дополнительная:

1.Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

1. Тема № 25 «Свойства внимания».

2. Формы работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

Анализ литературных источников по теме «Свойства внимания»

- Подготовка материалов по НИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.

1. Перечислите основные качества внимания.

2. Каким образом классифицируют внимание по его формам и уровням?

3. Какими параметрами описываются качественные характеристики (свойства) внимания?

4. Какие нейрофизиологические механизмы могут лежать в основе произвольных форм внимания у человека?

Каким образом формируется такое качество личности, как внимательность и каковы причины невнимательности как личностного свойства?

5. Перечислите этапы развития внимания у детей.

Наши рекомендации