Стадии жизни в теории развития Эриксона
Э. Эриксон делал акцент на р а з в и т и и Я индивида. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Но в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному
развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем.
Теорию развития личности Эриксона принято называть психосоциальной, так как в центре ее — рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. Эриксон выыделил психосоциальные стадии развития личности.
1 . М л а д е н ч е с т в о : б а з а л ь н о е д о в е р и е / б а з а л ь н о е н е д о в е р и е . В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности».
2 . Р а н н е е д е т с т в о : а в т о н о м и я / с т ы д и с о м н е н и е . Этот период продолжается от одного до трех лет. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».
3 . В о з р а с т и г р ы : и н и ц и а т и в н о с т ь / в и н а . В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду». На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.
4 . Ш к о л ь н ы й в о з р а с т : т р у д о л ю б и е / н е п о л н о ц е н н о с т ь . Дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».
5 . Ю н о с т ь : э г о - и д е н т и ч н о с т ь / р о л е в о е с м е ш е н и е . Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни».
б . М о л о д о с т ь : д о с т и ж е н и е б л и з о с т и / и з о л я ц и я . Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.
7 . З р е л о с т ь : п р о д у к т и в н о с т ь / и н е р т н о с т ь . Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностъю.
8 . С т а р о с т ь : ц е л о с т н о с т ь э г о / о т ч а я н и е . Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадиий развития Эго.
1 Эриксон Э. Детство и общество. С. 258.
2 Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2000. С. 215—245.
протяжении всей жизни. | Психосоциальная стадия | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход |
Стадия 1 (от рождения до 1 года) | Орально-сенсорная | Могу ли я доверять миру? | Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность | Доверие Недоверие |
Стадия 2 (от 2 до 3 лет) | Мышечно-анальная | Могу ли я управлять собственным поведением? | Разумная дозволенность, поддержка. Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия | Автономия Сомнение |
Стадия 3 ( от 4 до 5 лет) | Локомоторно-генитальная | Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? | Поощрение активности, наличие возможностей. Отсутствие возможностей, неодобрение активности | Инициатива Вина |
Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет) | Латентная | Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? | Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки. Плохое обучение, отсутствие руководства | Трудолюбие Чувство неполноценности |
Стадия 5 (от 12 до 18 лет) | Отрочество и юность | Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? | Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания | Идентичность Смешение ролей |
Стадия 6 (ранняя взрослость) | Молодость | Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? | Душевная теплота, понимание, доверие. Одиночество, остракизм | Близость Изоляция |
Стадия 7 (взрослость) | Взрослость | Что я могу предложить будущим поколениям? | Целеустремленность, продуктивность. Обеднение личной жизни, регрессия | Генеративность Стагнация |
Стадия 8 (зрелость) | Зрелость | Доволен ли я прожитой жизнью? | Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью | Целостность эго Отчаяние |
Психосоциальная теория развития личности
(эпигенетическая теория жизненного пути личности) Э. Эриксона
Основной предмет исследования | Возрастное развитие личности, стадии жизни, характер ные общие проблемы для каждой из стадий |
Методы исследования | Метод анализа клинических случаев, кросс - культурное (этнографическое) исследование стилей воспитания, сти лей материнства, психоисторический метод |
Основные понятия | Я (Эго), идентичность, эго-идентичность, групповая идентичность, психосоциальные задачи развития, ритуа- лизация |
Основные идеи | Стадии развития предопределены генетически, универ сальны; порядок их развертывания неизменен |
Факторы развития | Внутренний (созревание) и внешний (требования и ожидания со стороны общества, социальные задачи) |
Ценное | — Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудности здорового разви тия, адаптивные функции Эго — Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия — Одна из немногих теорий, охватывающая все жизнен ное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней — Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социальные индикаторы раз вития — Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода Общая концептуальна я расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «на дежда» и т.д.). Недостаточная эмпирическая проверка психосоциальной концепции |
Направления критики |
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная
психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Эриксон «Детство и общество» (Erikson, 1963)