V. Тест Кейрси для определения социального типа личности.

На основе концепции К.Юнга о психологических типах и опросника Майер-Бриггс для выявления различных вариантов поведения человека американским психологом Д. Кейрси был разработан тест по определению психологических портретов личности. В русском переводе был адаптирован К.В. Павловым.

Инструкция: «Опросник содержит 70 утверждений, каждое из которых имеет два варианта продолжения - а) и б). Ваша задача: выбрать один из них. Имейте в виду, что оба варианта равноценны - не нужно искать какого-то «более правильного» из них, выбирайте тот, который больше соответствует Вашему поведению, Вашим представлениям о себе, Вашим взглядам на жизнь. Выбранный Вами вариант отметьте знаком «+» в соответствующей клетке бланка, помещенного в конце опросника. После заполнения бланка проделайте подсчет результатов по указанной схеме и определите формулу Вашего психологического типа».

Текст опросника

71. В компании (на вечеринке) Вы

а) общаетесь со многими, включая и незнакомых людей

б) общаетесь с немногими - только с Вашими знакомыми.

72. Вы человек

72.а) скорее реалистичный, чем склонный теоретизировать

б) скорее склонный теоретизировать, чем реалистичный.

73. Как Вы думаете, что хуже -

а) «витать в облаках»

б) придерживаться проторенной дорожки.

74. Вы более подвержены влиянию

а) принципов, законов

б) эмоций, чувств.

75. Вы более склонны

а) убеждать

б) затрагивать чувства.

76. Вы предпочитаете работать

а) выполняя все точно в срок

б) не связывая себя определенными сроками.

77. Вы склонны делать выбор

а) довольно осторожно

б) внезапно, импульсивно.

78. В компании (на вечеринке) Вы

а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости

б) быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти.

79. Вас больше привлекают

а) люди здравомыслящие

б) люди с богатым воображением.

80. Вам интереснее

а) то, что происходит в действительности

б) те события, которые могут произойти.

81. Оценивая поступки людей, Вы

а) больше учитываете требования закона, чем обстоятельства

б) больше учитываете обстоятельства, чем требования закона.

82. Обращаясь к другим, Вы склонны

а) соблюдать формальности, этикет

б) проявлять свои личные, индивидуальные качества.

83. Вы человек скорее

а) точный, пунктуальный

б) неторопливый, медлительный.

84. Вас больше беспокоит

а) необходимость оставлять дело незаконченным

б) необходимость непременно доводить дело до конца.

85. В кругу знакомых Вы, как правило,

а) в курсе происходящих событий

б) узнаете о новостях с опозданием.

86. Повседневные дела Вам нравится делать

а) общепринятым способом

б) своим оригинальным способом.

87. Вы предпочитаете таких писателей, которые

а) выражают свои мысли просто и четко, напрямую

б) пользуются аналогиями, иносказаниями.

88. Вас больше привлекает

а) стройность мысли

б) гармония человеческих отношений.

89. Вы чувствуете себя увереннее

а) в логических умозаключениях

б) в практических оценках ситуаций.

90. Жизнь доставляет Вам больше удовольствия, когда дела

а) решены и устроены

б) не решены и пока не улажены.

91. Вы человек

а) скорее серьезный, ответственный

б) скорее беспечный, беззаботный.

92. При телефонных разговорах Вы

а) заранее не продумываете, что нужно сказать

б) мысленно «репетируете» то, что будет сказано.

93. По Вашему мнению, факты

а) важны сами по себе

б) важны как проявления общих закономерностей.

94. Фантазеры, мечтатели обычно

а) раздражают Вас

б) довольно симпатичны Вам.

95. Вы чаще действуете как человек

а) хладнокровный

б) горячий, вспыльчивый.

96. Как Вы думаете, что хуже -

а) быть несправедливым

б) быть беспощадным.

97. Обычно Вы предпочитаете действовать

а) тщательно оценивая все возможности

б) полагаясь на волю случая.

98. Вам приятнее

а) покупать что-либо

б) иметь возможность купить.

99. В компании Вы, как правило,

а) первым заводите беседу

б) ждете, когда с вами заговорят.

100. С вашей точки зрения. Здравый смысл

а) редко ошибается

б) часто попадает впросак.

101. Детям часто не хватает

а) практичности

б) воображения.

102. В принятии решений Вы руководствуетесь скорее

а) принятыми нормами

б) своими чувствами, ощущениями.

103. Вы человек

а) скорее твердый, чем мягкий

б) скорее мягкий, чем твердый.

104. Что, по Вашему, больше впечатляет:

а) умение методично организовать

б) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым.

105. Вы больше цените

а) определенность, законченность

б) открытость, многовариантность.

106. Новые и нестандартные отношения с людьми

а) стимулируют, придают вам энергию

б) утомляют Вас.

107. Вы чаще действуете

а) как человек практического склада

б) как человек оригинальный, необычный.

108. Вы более склонны

а) находить пользу в отношениях с людьми

б) понимать мысли и чувства других людей.

109. Вам приносит большее удовлетворение

а) тщательное и всестороннее обсуждение спорного вопроса

б) достижение соглашения по спорному вопросу.

110. Вы руководствуетесь более

а) рассудком

б) велениями сердца.

111. Вам удобнее выполнять работу

а) по предварительной договоренности

б) которая подвернулась случайно.

112. Вы обычно полагаетесь

а) на организованность, порядок

б) на случайность, неожиданность.

113. Вы предпочитаете иметь

а) много друзей на непродолжительное время

б) несколько старых друзей.

114. Вы руководствуетесь в большей степени

а) фактами, обстоятельствами

б) общими положениями, правилами, принципами.

115. Вас больше интересуют

а) производство и сбыт продукции

б) проектирование и исследования.

116. Что вы скорее сочтете за комплимент:

а) «Вы очень логичный человек»

б) «Вы тонко чувствующий человек».

117. Более ценным качеством для себя Вы считаете

а) невозмутимость

б) увлеченность.

118. Вы предпочитаете высказывать

а) определенные и окончательные утверждения

б) предварительные и неоднозначные утверждения.

119. Вы лучше чувствуете себя

а) после принятия решения

б) не ограничивая себя решениями.

120. Общаясь с незнакомыми людьми, Вы

а) легко завязываете продолжительные беседы

б) не всегда находите темы для разговора.

121. Вы больше доверяете

а) своему опыту

б) своим предчувствиям.

122. Вы чувствуете себя человеком

а) более практичным, чем изобретательным

б) более изобретательным, чем практичным.

123. Кто заслуживает большего одобрения -

а) рассудительный, здравомыслящий человек

б) человек глубоко переживающий.

124. Вы более склонны

а) быть прямым и беспристрастным

б) сочувствовать людям.

125. Что, по Вашему, предпочтительней -

а) удостовериться, что все подготовлено и улажено

б) предоставить событиям идти своим чередом.

126. Отношения между людьми должны строиться

а) на предварительной взаимной договоренности

б) в зависимости от обстоятельств.

127. Когда звонит телефон, Вы

а) торопитесь подойти первым

б) надеетесь, что подойдет кто-нибудь другой.

128. Более ценным качеством для себя Вы считаете

а) развитое чувство реальности

б) пылкое воображение.

129. Вы придаете больше значения

а) тому, что сказано

б) тому, как сказано.

130. В Ваших глазах большим заблуждением выглядит

а) излишняя пылкость, горячность

б) чрезмерная объективность, беспристрастность.

131. Вы считаете себя, в общем,

а) трезвым и практичным

б) сердечным и отзывчивым.

132. Вас больше привлекают ситуации

а) регламентированные и упорядоченные

б) неупорядоченные и нерегламентированные.

133. Вы человек

а) скорее педантичный, чем капризный

б) скорее капризный, чем педантичный.

134. Вы чаще склонны

а) быть открытым, доступным

б) быть сдержанным, скрытным.

135. В литературных произведениях Вы предпочитаете

а) конкретность, буквальность

б) образность, переносный смысл.

136. Что для Вас труднее -

а) находить общий язык с другими людьми

б) использовать других в своих интересах.

137. Чего бы Вы себе больше пожелали -

а) ясности размышлений

б) умения сочувствовать.

138. Что хуже -

а) быть неприхотливым

б) быть излишне привередливым.

139. Вы предпочитаете

а) запланированные события

б) незапланированные события.

140. Вы склонны поступать

а) скорее обдуманно, чем импульсивно

б) скорее импульсивно, чем обдуманно.

Обработка результатов:

E = сумма a в первом столбце; I = сумма б в первом столбце.

S = сумма a во 2-м и 3-м столбцах; N = сумма б во 2-м и 3-м столбцах.

T = сумма a в 4-м и 5-м столбцах; F = сумма б в 4-м и 5-м столбцах.

J = сумма a в 6-м и 7-м столбцах; P = сумма б в 6-м и 7-м столбцах.

В каждой паре (E-I), (S-N), (T-F), (J-P) выделите букву, которой соответствует большее число баллов (если в какой-либо паре числа равны, то выделите правую букву). ЭТИ ЧЕТЫРЕ ВЫДЕЛЕННЫХ БУКВЫ ОБРАЗУЮТ ФОРМУЛУ ВАШЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА.

Можнотакже ввести величину åb , характеризующуюЯркость выраженности типа. åb определяется следующим образом:

для пары (E-I) - от большего числа отнять 5 и результат умножить на 2;

для остальных пар -от большего числа отнять 10.

Полученные числа суммируются.

Яркие типы: 20<åb<40. Неяркие типы: 0<åb<20.

Бланк для ответов:

  a b   a b   a b   a b   a b   a b   a B
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
S=                                        
  ¯   ® +       ® +       ® +    
                                   
  E I         S N         T F         J P

Интерпретация результатов:

Методика Д. Кейрси построена на различении 16 психологических типов, определяемых сочетанием четырех факторов:

E(Extravertion) & I(Intraversion) - экстраверсия-интроверсия

S (Sensation) & N(iNtuition) - здравомыслие-интуиция

T(Thinking) & F(Feeling) - логичность-чувствование

J(Judging) & P(Perceiving) - рассудительность-импульсивность.

Типичные свойства социального типа личности

Композиции и ее название Личностные качества Профессионально важные качества
тип темперамента Дионисий;главная черта - стремление к свободе
ESFP. Сенсорно-этический экстраверт. Политик   Оптимизм, уверенность, щедрость, открытость, добродушие, четкость житейских принципов Практичность, знание человеческой натуры
ISFP. Сенсорно-этический интроверт. Художник Импульсивность, независимость от окружающих, подчиненность собственным слабостям, неустойчивость настроения Чувствительность, тщеславие
ESTP. Сенсорно-логический экстраверт. Игрок Остроумие, энергичность, активность, оптимизм, любознательность, порывистость, рисковость, воля Деловитость способность извлекать выгоду из взаимоотношений, самостоятельность
ISTP. Сенсорно-логический интроверт. Мастер Энергичность, оптимизм, независимость, рассудительность, рисковость Самостоятельность, жажда деятельности, способность владеть различным инструментом, склонность к разнообразию, не карьерист
тип темперамента Эпиметей; главная черта - чувство ответственности
ESFJ. Этико-сенсорный экстраверт. Коммерсант Здравомыслие, житейская сметливость, жизнерадостность, оптимизм Практичность, способность извлекать пользу из любых ситуаций, коммерческие способности
ISFJ. Этико-сенсорный интроверт. Хранитель Спокойствие, сдержанность, хозяйственность, пунктуальность, самоуверенность, чувство долга Тщательность в работе, организованность, плановость, предпочитает четкие цели, ответственность, практичность
ESTJ. Логико-сенсорный рациональный экстраверт. Администратор Чувство долга, рациональность, последовательность, целеустремленность, организованность, практичность Плановость работы, надежность, исполнительность, умение выполнять роли подчиненного и руководителя
ISTJ. Логико-сенсорный рациональный интроверт. Опекун Сдержанность, замкнутость, спокойствие, пунктуальность, логичность, рациональность, упрямство Надежность, хорошая память, требовательность, обязательность
тип темперамента Аполлон; главная черта - стремление к духовному росту, самопознанию и самовыражению
ENFJ. Этико-интуитивный экстраверт. Наставник, Педагог Хорошая память, хорошее внимание, человек настроения, оптимизм, жизнерадостность, творческая направленность Организаторские способности, лидерские способности, ответственность, хорошо понимает детей
INFJ. Этико-интуитивный интроверт. Предсказатель Склонность к самопознанию и саморазвитию, богатое воображение, чувствительность к слову, потребность в любви и признании, интуитивность, проницателен, прозорлив, поэтичен, раним, не любит споров и конфликтов   Аналитический ум
ENFP. Интуитивно-этический экстраверт. Журналист Понимает людей, умеет влиять на них; чувствителен к новому, необычному; энтузиаст, оптимист, противник сухой логики. Творческая направленность. самобытность взгляда
INFP. Интуитивно-этический интроверт. Лирик Склонность к поиску смысла жизни, духовность Склонность к поиску смысла в явлениях природы, человеческой жизни
тип темперамента Прометей; главная черта - дух научного поиска, изобретательство, стремление к познанию и творчеству
ENTJ. Логико-интуитивный рациональный экстраверт. Фельдмаршал Логичность, последовательность, энергичность, самоуверенность Склонность к поиску закономерностей, схем, моделей различных технологий, ориентируется на карьеру, работоспособность
INTJ. Логико-интуитивный рациональный интроверт. Аналитик. Исследователь. Спокойствие, самоуверенность, сдержанность, самостоятельность, логичность, способность анализировать и теоретизировать, интуитивность, обучаемость, эрудированность, слабость эмоций и возможные трудности в мире чувств Творческие пристрастия. независимость, целеустремленность, принципиальность
ENTP. Интуитивно-логический экстраверт. Искатель Энтузиазм, понятливость, интуитивность Широкие интересы во многих сферах деятельности, склонность к новому, нестандартность решений, практическая направленность деятельности, хороший популяризатор
INTP. Интуитивно-логический интроверт. Архитектор Сложный внутренний мир, широкий кругозор, любовь к знанию; логичен, способен мгновенно оценивать ситуацию, несколько высокомерен Источник новых идей, синтетический склад ума, широкая эрудиция

Эпиметеи («организаторы») - люди такого плана хорошие организаторы, обладают высоким чувством ответственности, поддерживают иерархические отношения в системе, где им приходится работать. В действиях решительны и последовательны, во всем любят порядок. Питают слабость к составлению инструкций, наставлений, регламентов, расписаний и правил, строго контролируют точность их выполнения. Представители этого типа темперамента незаменимы в работе, могут одинаково успешно работать и в роли руководителя и в роли подчиненного.

Положительные качества: высокое чувство долга и ответственности перед организацией; решительность и настойчивость в выполнении намеченных планов. Негативные свойства: жесткость, узость взглядов в отношении и инструкций и правил (излишний педантизм), некоторая ригидность в отношении к изменениям организации, снижение активности в условиях дефицита информации.

С возрастом для SJ большое значение приобретают традиции. Если традиций нет, SJ создаст их и будет бережно поддерживать. Если же традиции есть, то никто не знает их лучше, чем пунктуальный SJ. Им не нужна благодарность за их организаторские старания. Для SJ поддержание традиции само по себе является достаточной наградой за труды. SJ не позволяют себе даже мысли о том, чтобы кто-то о них заботился, ведь это их обязанность – отдавать, служить и заботиться. Для SJ желание получать, иметь носят окраску некоторой «незаконности»: Эпиметей желает быть постоянно нужным кому-то и не хочет ничего иного. Если SJ не может заботиться, он чувствует себя бесполезным.

С точки зрения профессиональной деятельности нет предела той ответственности, которую SJ готовы возложить на свои плечи. Важно подчеркнуть еще одну особенность Эпиметеев, определяющую многие проблемы в их жизни. Людям этого типа свойственна уверенность в том, что окружающие должны жить по тем же законам, что и сами SJ. Не отдавая себе в этом отчета, SJ крайне зависимы от одобрения окружающих и всегда желают, чтобы их труд получил достойную оценку. Находя мощнейший источник созидательной энергии в собственном чувстве долга, SJ не хотят и слышать о том, что для других людей возможно существование иной системы ценностей. Принцип «относительности» рассматривается обстоятельными и ответственными SJ как нечто надуманное и неверное. «Никто никому ничего не должен» - выражение, не только не имеющее смысла для SJ, но даже в чем-то опасное. То, что люди должны опираться на одни и те же принципы, поскольку они вообще не похожи друг на друга, - характерное иррациональное убеждение SJ, являющееся источником многих проблем.

Вторым по экспериментальной встречаемости является тип Дионисия («посредник»). SP – тип – это реалист, практик, доверяющий опыту. Хорошо чувствует настоящее, окружающую среду, нарастающее напряжение в отношениях. Обладает посредническим талантом, способен тактично вмешиваться в конфликтные ситуации и предупреждать их.

Стремление к свободе – жизненное кредо SP-людей. Свобода для них заключается в возможности следовать своим влечениям и импульсам. Немаловажен тот факт, что SP-люди не только хотят быть свободными, но желают также, чтобы окружающие знали об их свободе и импульсивности. Они любят действие, получают удовольствие от самого процесса деятельности. Не любят связываться с планами и обязательствами, нередко нарушая нормы регламентации и сроки выполнения заданий. Представители этого типа темперамента обладают такими положительными качествами как практичность и находчивость, способность к принятию рациональных решений в сложной обстановке, в кризисных ситуациях. Негативные свойства: неприязнь к высоким теориям и абстрактным рассуждениям, нежелание связывать себя обязательствами, конкретными сроками выполнения заданий.

Обычно SP импульсивны. Для них быть импульсивным – значит быть по-настоящему живым. Нельзя сказать, что Дионисий свободен от целей и ограничений, просто все это выражено для SP в значительно меньшей степени. Если SP чувствует себя слишком связанным или ограниченным в своих действиях, он не успокоится до тех пор, пока не подыщет что-нибудь взамен. SP не копит знания, средства или могущество – он тратит себя так щедро, как только может. Действие не может быть «законсервировано» до завтра – каждый новый день приносит с собой жажду новых ощущений, приключений, риска, искушений.

В обществе SP – очаровательные и находчивые собеседники. Где бы ни появился SP (особенно экстраверт), он приносит с собой заряд энергии. SP свойственно крайне развитое чувство братства, он справедлив по отношению к товарищам, живет общими проблемами группы и, если надо, защищает ее интересы от всевозможных нападок. Представители этого типа предпочитают ежедневно менять приемы в работе, а если это невозможно, то такая работа не устроит SP. Такая позиция может приводить в замешательство более обязательных и организованных людей (например, SJ). Жизненная перспектива SP не размечена на определенные этапы. Эти люди не желают с чем-то примиряться и чему-то подчиняться; каким бы тяжелым и изнурительным ни было приключение – все равно это приключение, а не обязанность. SP предпочитает не делать серьезных ставок на отдаленные цели, поэтому и принуждать себя считают неуместным. В то же время создается впечатление, что SP присуща терпеливость, которой могли бы позавидовать представители других типов. Для SP же нет цели, ради которой можно было бы пожертвовать свободой действий, а поскольку желанное в тягость не бывает, SP продолжает действовать даже тогда, когда любой другой уже давно бы остановился. В любом деле, будь оно самым трудным, об SP нельзя сказать, что он «работает», так как работа требует завершенности результата. SP сориентирован на сам процесс, он не стремится к окончанию работы или точному ее выполнению. Таким образом, «работа» SP на самом деле не что иное как «игра». Для SP важно жить сегодня, сию минуту, что зачастую раздражает окружающих, тщетно стремящихся удержаться на том же уровне «интенсивности жизни», что и SP. Непосредственность и импульсивность SP, столь очаровательные в первое время, становятся иногда источником раздражения для окружающих, ожидающих от SP, что тот «наконец-то поставит перед собой четкую цель и будет к ней стремиться». SP не интересуют сложные философские вопросы и проблемы. Для них существенно то, что происходит на самом деле. Вполне достаточно знать, что делать, что думать и во что верить. Будучи суперреалистами, SP не обеспокоены (как это бывает с представителями других типов) тем, чтобы их действия соответствовали требованиям каких-то правил, законов или ограничений. Их оптимизм основан на безграничной вере в успех, и удача редко изменяет им.

Аполлон - «катализатор групповой активности». Как член группы Аполлон создает дружескую атмосферу в организации. Ни одному из представителей других типов темперамента не дана такая способность превращать дело в удовольствие. Этой способностью обладает только NF – лидер. Гибкость, мастерство перевоплощения позволяет таким лидерам создавать атмосферу взаимопонимания и искренней заинтересованности в проблемах каждого. Негативные свойства этого типа темперамента: подверженность влиянию симпатий и антипатий, чрезмерно личностный подход при выработке организационных решений.

Смыслом жизни для NF - людей является постоянный поиск смысла жизни. NF-люди ищут потаенный смысл буквально во всех явлениях природы, духовность – вот свойство, присущее им в высшей степени. Часто духовность сочетается с религиозностью, но может проявиться в умении общаться с людьми и находить путь к сердцам окружающих с простотой, которой не в состоянии достичь представители других типов темперамента. Аполлоны наибольшее удовлетворение находят в неформальном и профессиональном общении. Для NF актуальна единственная, достаточно загадочная цель: становление. Вечное круговое движение - удел NF, цель жизни которых, может быть сформулирована как «всегда иметь в жизни цель». Быть самим собою для NF значит быть только самим собою, имея исключительно свои, индивидуальные особенности. Их конформизм имеет эмоциональный характер, они легко заражаются чужими эмоциями, становясь душой коллектива. Чтобы достичь своеобразия, иметь свое лицо, NF затрачивают массу энергии, играя разнообразные общественные роли: профессионалов, друзей, любовников, родителей, детей, руководителей. Неважно, как распоряжается NF своими силами и временем, главное – чтобы во все был смысл.

NF особенно тонко понимают язык жестов. Им ясен подтекст сложных действий и поступков, не замечаемый представителями других типов. NF иногда стремятся расширить границы общения до такой степени, что это становится слишком трудным и не приемлемым для окружающих. Отношения NF с людьми обычно строятся на основе взаимного уважения и чуткого внимания к индивидуальным особенностям. Этим отношениям присущ неподдельный энтузиазм – энергия, затрачиваемая на создание и поддержание идеальных взаимоотношений, не имеет границ. Когда NF сталкиваются с непониманием, это удивляет и огорчает их. Однако обычно усилия Аполлонов бывают результативными, и их щедро расточаемая энергия встречает понимание и оценивается окружающими по достоинству. Мастерство устной и письменной речи, не лишенной поэтической окраски, свойственно NF в большей степени, чем представителям других типов. Они обладают способностью представлять собой то, чего ждут от них окружающие. NF стремится быть тем, кто нужен в данную минуту конкретному человеку.

Работа для NF должна давать сознание собственной значимости и быть необходимой для окружающих, ему бывает часто трудно сэкономить время и силы, отдаваемые работе, а после того как работа окончена, результат оказывается далеким от недостижимого совершенства. Тем не менее, NF практически не способны, да и не желают уменьшать взятые на себя обязательства. В результате они могут оказаться слишком зависимыми как от окружающих, так и от самих себя.

Четвертый и последний тип – это представители темперамента Прометея («провидец»). Им свойственно стремление разрабатывать концепции развития. Характерна ориентация на будущее. NT – лидеру не свойственно выражать слова благодарности за безупречно выполненную работу. В основном это объясняется тем, что он не желает соглашаться с иными критериями оценки труда, отличными от его собственных. Прометеи обладают такими положительными качествами как умение рассуждать логически, проводить всесторонний анализ ситуации, способность четко и ясно излагать свои мысли, способность быть своего рода «генераторами идей», высоко ценит компетентность и профессионализм сотрудников организации. Негативные качества: жесткость, узость взглядов по отношению к выполнению предписаний, правил и инструкций.

Для NT важно достичь компетентности в своей области. Интеллектуальные способности всегда желанны для Прометеев, понимающих под интеллектом умение выполнять наилучшим и наиболее экономичным способом разнообразные действия в изменяющихся условиях. В идее о том, что все способно изменяться и можно на одну и ту вещь посмотреть с десяти различных точек зрения (причем ни одна из них не будет неправильной), NT видят источник гибкого могущества и всегда готовы приспособить свои безупречные действия к непрерывно меняющейся среде.

NT - профессионалы считают других людей неспособными всесторонне обсудить сложную проблему, и эта позиция NT становится заметной окружающим. В этом видится отличие Прометеев от представителей других типов, считающих других людей способными точно объясниться между собой при решении конкретных задач. С другой стороны, NT считает, что окружающие должны, по крайней мере, достичь тех же высот, к которым стремится сам NT. и хоть эти высоты в принципе недостижимы, считается, что к ним должны стремиться все.

Речь NT практически лишена общих мест, отличается краткостью и логичностью. Нет хуже наказания для NT, чем заставить его говорить общие слова или растолковывать очевидные факты. Невербальные методы общения не устраивают NT, и обычно он бывает, невнимателен к «речи без слов». NT склонны стремиться к абсолютной точности, оттачивая свои языковые способности, и ожидают столь же серьезного отношения к языку со стороны окружающих, что, кстати, редко бывает в действительности. В своей неуемной жажде знаний NT часто достигают высокого профессионализма в избранной области. Главенствующее стремление к могуществу, гораздо более сильное, чем желание действовать, чувство долга или самовыражение, проявляется в молодости как любознательность. Обучение для Прометея длится 24 часа в сутки, и чем ярче выражен тип, тем раньше проявляется эта черта.

При непосредственном общении NT могут не замечать эмоциональных реакций окружающих и быть нечувствительными к сложностям межличностных взаимоотношений. Люди часто говорят о том, что не могут отделаться от чувства, будто они не существуют для NT как реальные люди, и ответом на подобное игнорирование является раздражение или нападки в адрес NT. Просто не воспринимающие ситуацию с данной точки зрения NT приходят в замешательство и редко способны дать отпор, предпочитая отстраниться и исключить возможность общения с людьми, мотивы которых они считают недостаточно ясными и логичными, а поведении – слишком аффективным и агрессивным. Однако не следует думать, что NT не способны дать «агрессору» ответ, полный ядовитого сарказма.

Наши рекомендации