Адаптационных занятий с первоклассниками
Средняя образовательная школа № 75
Калининского района г. Уфы
“Утверждаю”
Директор школы
________________
Закирова Э.Ф.
Г.
Программа
Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся.
Составитель: психолог
средней школы №75
Калининского района
Г. Уфы
Ахметова Регина
Даларисовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются.
Выражается это по-разному:
-одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью;
-другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителями.
Что же является сложным для первоклассников?
1) Им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо им. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.
2) Необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила поведения ученика в школе, на уроках стали привычными.
3) Предъявление правил поведения в школе может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны и потому сложно их принять и контролировать с их помощью свое поведение. Часто учителю достается роль внешнего контролера, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям. В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давление внешнего контроля
и с удовольствием нарушает их, как только внешний контроль ослабевает.
4) Знакомство первоклассников друг с другом и построение
отношений с одноклассниками. Часто и через полгода учебы дети не знают имен большей части одноклассников.
Психологам представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации.
Цель коррекционно-развивающей деятельности на данном этапе – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
6. Создание предпосылки для групповой сплоченности класса.
7. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений,
необходимых для установления соответствующих ролевых отношений с педагогами.
8. Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.
9. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Начало развивающей работы с первоклассниками приходится ориентировочно на конец сентября – начало октября.
Цикл включает в себя 5 занятий. Частота групповых встреч – 1 раз в неделю.
Приблизительная длительность каждого занятия – 35 – 50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Основное содержания групповых занятий составляют игровые
упражнения психологического характера, творческие задания. Вместе с тем, еще одним необходимым элементом всех занятий должно быть осуждение с детьми выполненных заданий и обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих освоить пространство класса.
Структура группового занятия со школьниками должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, ритуал прощания.
Остановимся подробнее на каждом из элементов встречи.
Ритуалы приветствия – прощания являются важным моментом
работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом.
Первый вариант, конечно, предпочтительнее, но в практике работы с первоклассниками чаще реализуется второй. Ритуал предлагается и
исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого – неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы
в него были включены все дети. Желательно, чтобы в ходе развития группы контроль над исполнением ритуала перешел к членам самой
детской группы.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное
состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию
настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, различные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разминочные
упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение
задач данного развивающего комплекса. Как уже говорилось выше,
приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным
одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к
спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной техники и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом фактора утомления детей). Что касается количества игр и упражнений основного содержания занятия, их должно быть немного, 2 – 4 игры, некоторые из которых (с одной из них хорошо начинать)
были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любых игр детей, созвучных с темой текущей
встречи.
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было
хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно,
зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что
дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно
запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении не занятий. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.
Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у младших школьников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности. В программу включен цикл из
5-ти занятий.
При проведении важно опираться на несколько правил, которые
будут способствовать адаптации первоклассников к школьной жизни:
– важно поддерживать желание детей принимать участие в обсуждении, их попытки отвечать на вопросы психолога;
– даже если ответ ученика не вполне соответствует содержанию вопроса, стоит поддержать его, сказав: «Какое интересное мнение», и спросить ребят: «А кто думает по-другому?»;
– на этих занятиях нет неправильных ответов;
– в высказываниях в адрес детей имеет смысл избегать отрицательной оценки, так как неверные ответы или поведение могут быть связаны с напряженным состоянием детей;
– очень важно не скупиться на поддержку детей, находить в
каждом что-то, за что можно похвалить, о чем можно сказать: «Мне
понравилось…».
Хорошо, если в дальнейшей работе учитель сочтет возможным
использовать наработанный на этих занятиях опыт. Это может быть правило поблагодарить друг друга за занятие в конце учебного дня, или подчеркивание того, что в классе все могут быть внимательными, или использование приема «Зато» для развития у детей позитивного оценивания результатов своей деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АДАПТАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ
№ пп | Тема занятия | Цели занятия | Кол-во часов |
1. | Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни. | 1. Знакомство первоклассников с психологом и друг другом. 2. Формирование у детей отношения друг к другу как к целостной группе. 3. Создание доброжелательной атмосферы в группе. 4. Практическое освоение правил поведения во время урока. | |
2. | Для чего ходят в школу. Осознание детьми своего нового статуса школьника. | 1. Осознание детьми своего нового статуса школьника. 2. Формирование у детей реалистичных представлений о правах и обязанностях школьника и дошкольника. 3. Закрепление знаний о правилах поведения в школе. 4. Формирование учебной мотивации. | |
3. | Оценка | 1. Формирование реалистичного восприятия школьной оценки. 2. Поддержание в детях желания учиться, преодолевать неудачи. 3. Осознание возможности проводить оценку результатов своей деятельности по нескольким критериям. 4. Формирование у детей навыка позитивного оценивания результатов своей деятельности с помощью приема «зато». 5. продолжение формирования навыков учебного сотрудничества. | |
4. | Учимся работать дружно | 1. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества. 2. Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика. 3. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся. 4. Создание предпосылок для групповой сплоченности. | |
5. | Первоклассное путешествие (заключительное) | 1. Закрепление эмоционального отношения к школе и обучению. 2. Повторение и закрепление занятий и навыков, полученных на предыдущих занятиях. 3. Повышение уровня сплоченности группы. |