Адаптирован в психоневрологическом институте им. в. м. бехтерева
Выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического самочувствия.
Физическое состояние человека влияет на эмоциональный стереотип поведения. Это следствие влияния сомати-ки на психику. Но возможно и обратное воздействие – сложившийся у личности эмоциональный стереотип поведения накладывает отпечаток на переживание физического состояния.
Эмоциональный стереотип поведения оказывает давление на восприятие органических состояний.
В медицине существует понятие «субъективный уровень заболевания». В отличие от объективной картины соматических нарушений, субъективный уровень отражает, как человек эмоционально интерпретирует состояние своего здоровья. При этом каждое отдельное ощущение сопровождается субъективным эмоционально окрашенным восприятием, а сумма таких ощущений определяет интенсивность субъективных недомоганий.
Суммарная оценка интенсивности эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического состояния образует самостоятельный и весьма значимый фактор, определяющий психический статус личности.
Речь идет о любой личности, а не только о больном или обратившемся за помощью к врачу. Ведь каждый из нас в той или иной мере обеспокоен своим здоровьем и переживает какие-либо недомогания, привнося в повседневные отношения с окружающими эмоциональный психосоматический фон.
Предлагаем вам опросник, который выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического самочувствия.
Отмечаемые недомогания оценивайте по шкале: О – нет, 1 – слегка, 2 – несколько, 3 – значительно, 4 – сильно.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Вычисляются суммарные оценки недомоганий, составляющих шкалы:
1. «Истощение» – И: 1+4+15+16+17+19= Показатель этой шкалы характеризует неспецифический фактор истощения, который указывает на общую потерю жизненной энергии потребность человека в помощи.
2. «Желудочные жалобы» – Ж: 3+9+10+12+13+21= Шкала отражает синдром нервных (психосоматических)
желудочных недомоганий (эпигастральный синдром).
3. «Боли в различных частях тела» или тревматический фактор» – Р: 5+7+8+14+18+23=
Шкала выражает субъективные страдания пациента, носящие алгический или спастический характер.
4. «Сердечные жалобы» – С: 2+6+11+20+22+24= Шкала указывает на локализацию недомоганий преимущественно – в сосудистой сфере.
5. «Давление» (интенсивность) жалоб– Д.
Эта шкала включает все 24 приведенные выше жалобы и представляет собой интегральную оценку 4-х предыдущих шкал. Шкала характеризует общую эмоционально окрашенную интенсивность жалоб.
Необходимо подчеркнуть, что указанные шкалы не отражают клинические синдромы, которые позволяют диагностировать то или иное заболевание. Они представляют собой среднее сочетание ощущаемых человеком физических недомоганий.
Интерпретация результатов. Оценка для первых четырех шкал находится в диапазоне от О до 24 баллов (так как каждая шкала содержит 6 пунктов), для 5-й шкалы как суммарного показателя четырех предыдущих оценка может варьироваться от 0 до 96 баллов.
Для того, чтобы оценить субъективную степень эмоционального переживания физических недомоганий отдельно го человека, авторы методики предлагают рассматривать его данные в сравнении с выборками стандартизации – с результатами, полученными в контрольной группе здоровых (286 человек) и в группе пациентов, страдающих невротическими и психосоматическими расстройствами (467 чел.)- С помощью специальной таблицы сырые баллы данного человека переводятся в процентные ранги (см. Приложение 1). Процентный ранг указывает, какой процент лиц в контрольной группе (К) или в группе пациентов (П) имеет по шкале «интенсивности» (давление жалоб) оценку, равную или более низкую по сравнению с результатом конкретного опрошенного человека.
Например, конкретный опрошенный (женщина 25 лет) получает по шкале «интенсивность» (давление жалоб) 14 сырых баллов. В таблице перевода сырых баллов в процентные ранги для женщин от 18 до 30 лет этому сырому баллу в контрольной группе (графа К) соответствует цифра 51, а в группе пациентов (графа П) – цифра 28. Это означает, что 51% здоровых женщин в возрасте от 18 до 30 лет и 28% пациенток того же возраста имеют такую же или более низкую степень интенсивности жалоб (давления жалоб). Пропуски в начале таблицы указывают, что никто из исследованных в контрольной группе или группе пациентов не получил по этой шкале сырой балл.
Я чувствую следующие недомогания | 0 Нет | 1 Слегка | 2 Несколько | 3 Значительно | 4 Сильно |
1. Ощущение слабости | |||||
2. Сердцебиение, перебои в сердце или замирание сердца | |||||
3. Чувство давления или переполнения в животе | |||||
4. Повышенная сонливость | |||||
5. Боли в суставах и конечностях | |||||
6. Головокружение | |||||
7. Боли в пояснице или спине | |||||
8. Боли в шее (затылке) или плечевых суставах | |||||
9. Рвота | |||||
10. Тошнота | |||||
11. Ощущение кома в горле, сужения горла или спазма | |||||
12. Отрыжка | |||||
13. Изжога или кислая отрыжка | |||||
14. Головные боли | |||||
15. Быстрая истощаемость | |||||
16. Усталость | |||||
17. Чувство оглушенности (помрачения сознания) | |||||
18. Чувство тяжести или усталости в ногах | |||||
19. Вялость | |||||
20. Колющие или тянущие боли в груди | |||||
21. Боли в желудке | |||||
22. Приступы одышки (удушья) | |||||
23. Ощущение давления в голове | |||||
24. Сердечные приступы |
Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина)
Назначение: Изучение вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников.
Инструкция: Сейчас вам будет предложен опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «А», «В» и «С». вам следует выбрать не тот ответ, который считается желательным или правильным, а тот, который в большей степени соответствует вашему мнению и наиболее ценен для вас.
Отвечайте по возможности быстро, т.к. важна первая реакция, а не результат долгого обдумывания. В бланке ответов сначала запишите номер вопроса, а рядом с ним – свой ответ в буквенной форме.
Опросник
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
А) Обойду, не потревожив;
В) отодвину и пройду;
С) смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?
А) Ничего, какое мое дело?
В) не знаю, как сложатся обстоятельства;
С) подойду, заговорю непременно.
3. Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
А) Тороплюсь в школу (на работу);
В) если попросят о помощи, не откажу;
С) звоню по телефону «ОЗ», останавливаю прохожих.
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
А) Предложу свою помощь;
В) не вмешиваюсь в чужую жизнь;
С) если попросят, я, конечно, помогу.
5. Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для внучки. Как реагируете на голос?
А) Выражаю сожаление, конечно;
В) оборачиваюсь, предлагаю уступить;.
С) не знаю, посмотрю, как выглядит эта бабушка.
6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете?
А) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами;
В) ничего, жизнь вообще несправедлива;
С) вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете?
А) Они мои, раз я их нашел;
В) завтра спрошу, кто потерял;
С) может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
А) На шпаргалки, конечно, или на везенье;
В) на усталость экзаменатора –авось пропустит;
С) на себя самого, свои знания.
9. Вам предстоит выбирать профессию. Как будете это делать?
А) Найду что-нибудь рядом с домом;
В) поищу высокооплачиваемую работу;
С) выбирать стану творческую работу.
10. Вам предлагают три вида путешествия. Что выбираете?
А) Неизвестные красоты нашей страны;
В) экзотические страны;
С) богатые страны.
11. Группа решила произвести уборку помещения. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что делаете?
А) Поболтаюсь немного, потом видно будет;
В) ухожу домой, конечно;
С) присоединюсь к кому-нибудь.
12. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?
А) Соглашаюсь с благодарностью;
В) сначала узнаю, сколько было таких случаев;
С) отказываюсь решительно.
13. Вас просят выполнить одно дело. Вам не хочется. Что происходит дальше?
А) Забываю про него, вспомню, если скажут;
В) выполняю, разумеется;
С) ищу причины, чтобы дать отказ.
14. Побывали на удивительном вернисаже. Кому-нибудь расскажете?
А) Да, непременно всем друзьям и знакомым;
В) не знаю, скажу, если случай подвернется;
С) нет, пусть каждый живет, как хочет.
15. Группа решает, кому поручить работу. Вам эта работа нравится. Что делаете?
А) Прошу поручить мне;
В) жду, когда кто-то назовет мою кандидатуру;
С) ничего не делаю, пусть будет, как будет.
16. Собрались ехать на дачу к другу. Вам звонят, просят отложить планы ради дела. Что говорите?
А) Еду на дачу, согласно договору;
В) не еду, конечно;
С) спрошу друга: что скажет.
17. Вы решили завести собаку. Что вас устроит?
А) Бездомный щенок;
В) взрослый пес с известным нравом;
С) щенок редкой породы с родословной.
18. Стрелки часов указывают на конец занятий. Преподаватель просит пять минут. Ваша реакция?
А) Напоминаю о праве на отдых;
В) соглашаюсь;
С) как все, так и я.
19. С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как реагируете?
А) Отвечаю тем же;
В) не замечаю, это не имеет значения;
С) разрываю связь.
20. Вы плохо играете на скрипке. Но родители просят сыграть для гостей, хваля вас. Что делаете?
А) Играю;
В) разумеется, не играю;
С) приятно, что хвалят, но увиливаю.
21. Задумали принять гостей. Чем озабочены?
А) Угощениями, конечно.
В) программой общения;
С) ничем – они же мои друзья.
22. Школу закрыли на карантин. Как реагируете?
А) Как все, гуляю, наслаждаюсь свободой;
В) создаю программу самостоятельных занятий;
С) живу в ожидании новых сообщений.
23. У вас подарок – красивая авторучка. Два парня требуют им отдать. Что делаете?
А) Отдаю – жизнь дороже;
В) постараюсь убежать от них;
С) подарков не отдаю.
24. При вас хвалят вашего знакомого. Что вы чувствуете?
А) Мне неудобно, слегка завидую;
В) рад, мои достоинства от этого не уменьшаются;
С) меня не касается, ничего не чувствую.
25. Наступает Новый год. О чем думаете?
А) О подарках, конечно, и елке;
В) о новогодних каникулах;
С) о новом этапе своей жизни.
26. Какова роль музыки в вашей жизни?
А) Нужна для танцев;
В) является фоном жизни;
С) возвышает душу.
27. Уезжаете надолго из дома. Как себя чувствуете вдали от дома?
А) Снятся родные места;
В) лучше, чем дома;
С) не знаю, надолго не уезжал.
28. Во время информационных телепередач меняется ли ваше настроение?
А) Нет, если мои дела идут хорошо;
В) да, и постоянно;
С) не замечал.
29. Проводится благотворительный сбор книг. Вы участвуете?
А) Отбираю интересные книги, приношу;
В) у меня нет книг, мне не нужных;
С) если увижу, что все сдают, я тоже принесу.
30. Можете ли назвать 5 дорогих вам мест на земле, 5 интересных общественно-исторических событий, 5 дорогих вам имен выдающихся людей?
А) Безусловно, могу;
В) нет, на свете так много интересного;
С) не знаю, не считал.
31. Слышите сообщение о подвиге человека. О чем думаете?
А) У этого человека была своя выгода;
В) повезло прославиться;
С) глубоко удовлетворен, не перестаю удивляться.