Шкала социального интереса, шкала личностной значимости черт
Методика Дж. Кренделла предназначена для выявления уровня развития социального интереса учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначенадля подростков и юношей 14–17 лет. Исследование проводитпедагог-психолог1 раз в год в первом полугодии с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначеныдля преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводитсяв стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатовпроводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Инструкция. Ниже приведены пары личностных качеств, или черт. В каждой паре подчеркните качество, которое вы цените более высоко. Совершая выбор, спросите себя, каким из двух качеств вы предпочли бы обладать как одной из ваших собственных характеристик.
Рассмотрим, например, первую пару: одаренный воображением – рациональный. Если бы вы могли выбирать, каким бы вы предпочли быть? Подчеркните в каждой паре ту характеристику, которую вы выбрали.
Некоторые из качеств будут встречаться дважды, но в разных сочетаниях: на самом деле ни одна пара не повторится.
Я предпочел бы быть:
1. Одаренным воображением | – рациональным; |
2. Полезным | – сообразительным; |
3. Умелым | – сопереживающим другим; |
4. Уравновешенным | – продуктивным; |
5. Интеллектуальным | – деликатным; |
6. Надежным | – честолюбивым; |
7. Уважающим других | – оригинальным; |
8. Творческим | – здравомыслящим; |
9. Великодушным | – особенным; |
10. Ответственным | – оригинальным; |
11. Способным | – принимающим других; |
12. Заслуживающим доверия | – умудренным опытом; |
13. Умелым | – логически мыслящим; |
14. Прощающим других | – утонченным; |
15. Продуктивным | – уважающим других; |
16. Практичным | – уверенным в своих силах; |
17. Способным | – независимым; |
18. Энергичным | – способным сотрудничать; |
19. Одаренным воображением | – полезным; |
20. Реалистичным | – высоконравственным; |
21. Деликатным | – умудренным опытом; |
22. Сопереживающим другим | – особенным; |
23. Честолюбивым | – терпеливым; |
24. Трезвомыслящим | – сообразительным. |
Показатель социального интереса определяется по сумме ключевых ответов: в парах 2, 7, 9, 12, 14, 21 и 22 – по одному баллу начисляется за первую по порядку черту пары; в парах 3, 5, 11, 15, 18, 19, 20 и 23 – за вторую.
Пары 1, 4, 6, 8, 10, 13,16, 17 и 24 являются несущественными, и баллы за них не начисляются.
Уровни показателя социального интереса
0–2 балла – низкий,
3–5 – ниже среднего,
6–8 – средний,
9–11 – выше среднего,
12–15 – высокий.
Межличностные отношения
Внешнегрупповая референтометрия
Референтная группа – круг значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она – и в прямом контакте, и мысленно соотносит свои оценки, действия и поступки. Определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях.
Методика предназначена для определения референтов. Для этого тестируемым предлагается 10 вопросов – ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).
Инструкция к тесту
«Выберите по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо».
Тестовый материал
А
· С кем Вы отправитесь в поездку (деловую командировку) в другой город?
· У Вас случилась неприятность. Кому Вы расскажете?
· Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем Вы его проведете?
· Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше времени?
· Кто может указать Вам на Ваши недостатки, кого Вы больше послушаете?
· Вы встретили человека, который Вам понравился. Кто может помочь правильно оценить его?
· Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?
· Кто может быть для Вас примером в жизни?
· Кому Вы хотели бы понравиться больше всего?
· С кем Вы больше всего откровенны?
Б
· Родители (отец, мать).
· Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).
· Брат, сестра.
· Взрослый знакомый.
· Знакомый родителей.
· Друзья.
· Лучший друг (подруга).
· Компания, приятели.
· Знакомая девушка, знакомый юноша.
· Товарищи по учебе, работе.
· Товарищи по клубу, секции, студии и т.п.
· Историческая личность.
· Известный всем человек.
· Человек, о котором ты знаешь от других.
· Литературный персонаж.