Моральная оценка современных систем

Анализируя рабство, мы имели дело с экономически однородной системой, для которой характерно господство производственного отношения между хозяином и рабом. Мы при этом не исследовали особенности политической системы, с которой связано рабство. Политическая система греческих городов-государств отличалась от политической системы Римской империи, а эти две отличались от политической системы Древнего Египта. Но какие бы в те времена ни существовали политические системы, они не могли скрыть аморальность рабства, не могли они также создать условий для таких внутренних изменений системы рабства, которые позволили бы сделать его нравственным и вместе с тем сохранить его как рабство.

Моральный статус современных экономических систем нелегко четко охарактеризовать. Есть искушение упрощенно говорить о капитализме. Но следует иметь в виду различия между капитализмом XIX в. в Англии и существующим сегодня капитализмом в Соединенных Штатах. Рассматривая современный капитализм, мы должны видеть его особенности не только в США, но также и в других странах, скажем в Японии и Южной Африке. В последнем случае он до недавних пор сочетался с апартеидом, радикальной формой расовой сегрегации и дискриминации, тогда как в США и Японии этого не наблюдается. В то же время в Японии капитализм сочетается с определенной формой патернализма, отсутствующего в США. В свою очередь и все социалистические системы не идентичны. Социализм в Китае тесно связан с централизованной и господствующей коммунистической партией. В Англии социализм переплетался с демократической формой государственного управления. В каждом случае капитализм и социализм в известной мере претерпевают изменения под влиянием разных политических систем и структур, в рамках которых они функционируют. Более того, капитализм в чистом виде и социализм в чистом виде не существуют ни в одной стране. В каждой стране мы наблюдаем нечто вроде смешанной экономической системы, хотя одни системы можно характеризовать как более отчетливо капиталистические, а другие — как более определенно социалистические. Коммунизм как экономическую систему еще предстоит осуществить, хотя страны с коммунистическими правительствами утверждают, что они движутся в этом направлении.

Поскольку апартеид действовал в Южной Африке, а не в Соединенных Штатах, он не образовывал составной элемент капитализма. Это нечто присовокупленное к капитализму, ингредиент особого рода капитализма. Социализм в СССР, при Сталине, существовал наряду с тоталитаризмом, но социализм в Англии свободен от тоталитаризма. Отсюда следует, что тоталитаризм не составляет необходимый элемент социализма. Хотя экономические и политические системы переплетаются, для аналитических целей их можно в какой-то мере отделять друг от друга. Однако способ реального функционирования любой специфической экономической системы практически невозможно отделить от механизма политической и правовой системы, в рамках которой она действует. Например, некоторые моральные изъяны экономической системы может исправить политическая система. И наоборот, политическая система способна внести безнравственные элементы в функционирование экономической системы.

Кратко рассмотрим капитализм и социализм как экономические системы, абстрагируясь в аналитических целях от любой конкретной политической системы. Подходящим для этого методом анализа служит построение модели. Можно создать модель капитализма и модель социализма, а затем изучить эти модели и установить их обязательные компоненты. Выделив обязательные компоненты моделей, мы можем оценить их с моральных позиций. Обнаружив какие-либо структурные аморальные элементы, мы можем затем попытаться выяснить, нельзя ли изменить эти элементы и при этом сохранить систему, которую мы хотим называть капитализмом. Если же мы не обнаружим никаких структурно аморальных элементов, попытаемся выяснить, приведет ли принятие этой системы к такому конечному результату, который можно будет охарактеризовать как нравственный или как морально нейтральный. То же самое можно проделать и с социализмом. Выводы, полученные в процессе такого анализа, будут относиться только к данной модели. Затем необходимо выяснить, в какой степени данная модель действительно соответствует какому-либо реально существующему обществу. Очевидно, что нас интересуют такие модели, которые в известной мере сходны с существующими обществами. Когда выявляется какая-то моральная порочность или какое-то моральное несовершенство модели, следует определить, можно ли превратить ее в моральную, сохранив ее основные элементы. Если это осуществить невозможно, делается вывод о том, что система в основе своей аморальна. Выявление такой системы в какой-то конкретной стране обусловливает необходимость замены системы другой, моральной. А возможно ли это реализовать, сохраняя существующую форму государственного управления, — это вопрос, который нельзя решить без изучения конкретных случаев. Замена системы часто предполагает коренные и драматические социальные изменения, обычно называемые революцией, насильственной или мирной.

9.

За последние двадцать лет проблемы этики бизнеса всё больше привлекают внимание исследователей, менеджеров и общественных деятелей. Обязательные курсы этики читаются во всех ведущих школах бизнеса. Этическая оценка и репутация сегодня играют немаловажную роль при заключении сделок, выборе партнеров по бизнесу, применении санкций регулятивных органов и т.п. И все же этику не следует рассматривать как простое увлечение или веяние моды. Закаленные в чрезвычайно агрессивной среде, морально-нравственные качества большинства управляющих значительно ниже, чем у представителей других профессий. При этом важно отметить, что от поступков менеджеров, от того, какие решения они принимают, часто зависят судьбы многих людей. Цель курса этики в рамках дисциплины "общий менеджмент" заключается не в том, чтобы научить слушателей моделировать деятельность компаний как этичных и социально-ответственных субъектов, а, скорее, попытаться довести до их сознания возможные этические последствия принимаемых управленческих решений, помочь им оценить нравственные аспекты деятельности менеджера. Итак, сначала определим само понятие "деловая этика". Профессор П.В. Малиновский таким образом трактует этот термин: "Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета - ритуализированные внешние нормы поведения". Само понятие "этичного ведения дел" возникло еще в древности в купеческой среде. Репутация купца прежде всего отражала общественную моральную оценку его деятельности. Кроме того, параллельно складывался институт меценатства, как форма социальной ответственности собственников-предпринимателей. Однако широкое распространение движение за этичность бизнеса получило лишь в конце XIX - начале XX веков. Все чаще и чаще начинали звучать утверждения о том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше - так называемая "доктрина капиталистической благотворительности". Крупнейшие бизнесмены своего времени, такие как "стальной король" Эндрю Карнеги или Джон Д. Рокфеллер тратили колоссальные суммы на социальные программы, строительство публичных библиотек и школ. Безусловно, далеко не все предприниматели придерживались подобных взглядов. В целом, восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за XX столетие прошло (в развитых западных странах) через три этапа:

· управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX века): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период "дикого" капитализма);

· попечительское управление (начиная с 1930-х годов): организация заботиться о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;

· социальное управление (начиная с 1960х-70х годов): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц).

В нашей стране можно выделить пять этапов становления этических воззрений в XX веке:

· традиционный капиталистический (до 1917г.): меценатство и попечительство считались "хорошим тоном" в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;

· прямое государственное регулирование (1920е годы): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;

· плановая социалистическая ответственность (1930е-1980е годы): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы, а также предписывался план по открытию новых - невыполнение плана каралось государством;

· "дикий российский капитализм" (1990е): приоритет отдан получению краткосрочной экономической выгоды любыми средствами, программы социальной ответственности часто принимали характер "прикрытия" незаконных операций;

· локальное попечительство (с 2000 года): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.

Различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:

· Традиционный (узкоэкономический) - сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: поскольку деловые организации должны служить интересам своих собственников, и т.к. менеджеры в конечном счете являются всего лишь наемными служащими, то их первостепенная задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит "в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры… (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману". Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.

· Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц) - сформулирован профессором социологии, признанным гуру менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, организация в целом имеет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц - стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение организацией её целей, поэтому руководству организации приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике этот подход является наиболее распространенным (на развитых рынках).

· Социально-этичный (утвердительный подход) - сформировался в 1960е-70е годы под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансирование следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.

10.

Создание положительного профессионального имиджа

В условиях сегодняшнего многообразия ваши поступки и внутренние побуждения находятся под постоянным наблюдением. Выберите время, чтобы научиться управлять собственным профессиональным имиджем до того, как другие сделают это за вас. Интервью с профессором Лорой Морган Робертс (Laura Morgan Roberts).

По мнению Лоры Морган Робертс, профессора HBS, если вы не управляете собственным профессиональным имиджем, это делают другие.

"Люди постоянно наблюдают за вашим поведением и строят теории о ваших способностях, характере и взглядах, которые стремительно распространяются в вашем коллективе, - говорит она. - Разумно будет прибавить свой голос к формированию теорий других людей о том, кто вы есть и чего вы можете достичь".

"Существует множество книг, рассказывающих вам о том, как правильно одеваться, чтобы добиться успеха, и как контролировать язык своего тела. Однако стремление удержаться на высоте - это только часть рассказа о том, как управлять своим профессиональным имиджем, - говорит Робертс. Помимо всего прочего, вы принадлежите к одной из социальных групп – мужчина афро-американец, работающая мать и т.д. – всё это создает определенный стереотип в глазах людей, с которыми вы работаете, особенно в условиях сегодняшнего многообразия. Вы можете надеть костюм и подстричь волосы, чтобы изменить свою внешность, но как вам удастся управлять, например, цветом кожи?"

Робертс представит результаты своих исследований в октябрьском выпуске Academy of Management Review (ее статья будет называться "Меняем лица: Построение профессионального имиджа в разнообразных организационных условиях").

Выдержки из интервью с госпожой Старк.

Наши рекомендации