Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально- потребностной сферы ребенка. Доминирующе в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но через несколько минут забывает её. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать: ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем возрасте отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора, ему трудно остановиться на чем- то одном.

Развитие эмоционально – потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительства башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.

Общение с другими детьми раннего возраста обычно только появляются и не становятся еще полноценными. На втором году жизни при приближении сверстников ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны , ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа игры , как совместные прыжки на кровати. Если малыш посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те , кто воспитывается дома. Но «ясельники» могут проявлять агрессивность, толкнуть, ударить другого ребенка, если то ущемил его интересы, попытался завладеть привлекательной игрушкой.

Ребенок раннего возраста ,общаясь с другими детьми, исходит из своих собственных интересов, желаний, совершенно не учитывая интересы другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания ( сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появляется позже, в дошкольном возрасте. Тем не менее , общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка , хотя и не в той мере, что общение со взрослыми.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональное реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода , при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то делать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого- некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Причиной гнева или плача могут быть , помимо «неподдающихся « вещей , и отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых своими делами. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае , особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает . что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-нибудь интересным – и ребенок , у которого одно желание сменяется другим , мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально потребностной сферы ребенка тесно связано с развитием самосознания. Примерно к 2 годам ребенок начинает узнавать себя в зеркале (эксперимент с пачканьем носа). Узнавание себя – простейшая первичная форм самосознания. Новый этап в развитии начинает, когда ребенок называет себя сначала по имени, в третьем лице;»Тата», «Саша». Потом , к трем годам , появляется местоимение «Я». Более того, у ребенка появляется первичная самооценка – осознание не только своего «Я», но того, что «я хороший», «Я очень хороший», «Я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащие рациональных компонентов , поэтому её трудно назвать самооценкой в полном смысле слова. Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятия, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Сознание «Я», «Я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Кризис 3 лет.

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение , пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» , по Д.Эльконину. Ребенок , отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требует от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения не складываются , его инициатива не поощряется. Самостоятельность постепенно ограничивается, у ребенка возникает собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми ( и никогда – со сверстниками). Л.С.Выготский описывает характеристик кризиса 3 лет.

  1. Негативизм . Ребенок дает негативную реакцию не на само действие , которое он отказывается выполнить, а на требования взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый. Так мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшего отказа получил одобрение родителей. С одной стороны , ему хотелось рисовать, с другой – еще больше хотелось сделать наоборот. Из данного положения он нашел выход – попросил, чтобы му запретили рисовать. После этого он с удовольствием начал рисовать.

Как видно, меняется мотивация поведения ребенка. Раньше в наглядной ситуации у него возникает аффект- непосредственное эмоциональное напряженное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этими желаниями, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.

  1. упрямство. Это реакция ребенка , который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует , чтобы с его мнением читались.
  2. Строптивость. Она направлена не против какого-то конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем возрасте системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. «Да ну! « - самая распространенная реакция в таких случаях.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам . В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит в своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослым.

У некоторых детей конфликты со взрослыми становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте.

Для данного периода характерно – обесценивание того, что привычно, интересно, раньше было дорого. 3-х летний ребенок начинает ругаться, бросать любимые игрушки, предложенную не вовремя вещь.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в подростковом возрасте.

Таким образом, ребенок активно познает мир окружающих предметов вместе со взрослым осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность- предметно-манипулятивная, а в рамках ее появляются примитивные игры , изо и конструирование. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Наши рекомендации