Основные стратегии семейного воспитания
До октябрьской революции существовали традиции семейного воспитания в рамках определённых сословий ( крестьянское, дворянское), которые передавались из поколения в поколение, но за время советской власти они разрушились. В постперестроечной период в России сложилась крайне неблагоприятная ситуация в сфере семейного воспитания, что связано не только с обнищанием населения и коммерциализацией жизни, но и с тем, что государство не проявляет необходимого интереса к своим воспитательным функциям. В условиях дефицита традиций и неэффективности семьи средства массовой информации стали активно навязывать формы, ориентирующее родителей и детей на принятие разрушительный стереотипов поведения и образа жизни ( в виде рекламы алкоголя, пива, наркотиков, порнографии, и пр.) Естественно, в такой ситуации трудно рассчитывать на высокую воспитательную эффективность семьи. Возможные стратегии семейного воспитания :
Авторитетный стиль. Родители, придерживающиеся такого стиля воспитания осознают свою важную роль в становлении ребёнка, но и за ним оставляют право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Авторитарный стиль. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях очень категоричны и неуступчивы. Часто ребёнку неуютно под таким контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Либеральный стиль Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для первостепенными для родителей, придерживающихся такого стиля воспитания, поскольку они считают, что иных забот и так не мало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. Ребёнку в такой семье крайне необходима поддержка и внимание.
Следует иметь ввиду, что на всех этапах развития ребёнку должна быть предоставлена известная свобода, способствующая проявлению его особенностей. Чрезмерная опека, навязывание тех или иных стереотипов блокируют возможности самореализации и создают предпосылки для формирования в будущем односторонней личности, погашает творческие возможности. Это явление получило название гиперопеки, подавляющей элементарные проявления самостоятельности ребёнка и изолирующий его от окружающей жизни. Гиперопека только усиливает и без того выраженные реакции подростковой эмансипации, которые приобретают гипертрофированный характер и становятся формами активного протеста подростка, выражаясь в антидисциплинарном поведении, что суживает позитивные формы его самореализации.
Другие формы ошибок семейного воспитания:
· Неприятие подростка, его более или менее отторжение родителями в силу невыполнения им той «миссии», тех ожиданий, которые на него возлагали
· Аффективность, избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, что создаёт в семье эффект всеобщего возбуждения и хаотичности решений и действий; это беспокойство передаётся и подростку
36.Сценарий развития жизненного пути подростка
Самореализация весьма различна для ребенка, взрослого или пожилого человека.
Применительно к подростку целесообразно говорить о факторах, только способствующих его развитию и становлению. Это человек «входящий в жизнь», развивающийся, и общество должно озаботиться тем, чтобы создать все условия для его развития. Между тем в действительности условия, складывающиеся в обществе, часто толкают подростков на путь саморазрушения. К такому саморазрушению может толкать непосредственно среда подростка, одобряющая потребление табака, пива, а также участие во всякого рода азартных игр.
Нельзя не заметить, что в российском обществе сложились некоторые опасные тенденции в области самореализации человека, входящего в жизнь. Ведь 40% подростков относятся к «группе риска», для которой характерны различные формы девиантного поведения, что, естественно, закрывает многие пути самореализации для тех, кто входит в неё. В отношении «группы риска» можно говорить, скорее, не о самореализации и не об успешном сценарии жизненного пути, а о саморазрушении. Это обстоятельство пока ещё достаточно не осознается, между тем весьма значительная часть российской молодежи встала на путь подобного разрушения.
Общий сценарий развития жизненного пути человека закладывается именно в подростковом возрасте. Для успешного развития и самореализации на этапе подросткового возраста и собственно молодости большое значение приобретают факторы внешней среды. Внешнюю же среду призваны совершенствовать специализированные гос. службы по реализации молодежной политики, поддержки семьи, обеспечению здорового образа жизни молодежи и т.п. Эти службы должны воздействовать на:
· Среду обитания формирующейся личности, в частности, конструировать и формировать её таким образом, чтобы она способствовала самореализации молодежи
· Охрану (защиту) прав формирующейся личности
· Процесс формирования личности, не допуская отставания и деформаций, соответственно своему возрастному этапу, законам и этапам развития личности
· Создание системы целевой поддержки развивающейся личности, формирование у неё мотивации на конструктивные формы самореализации и здоровый образ жизни
Конечно, реализация этих задач – дело непростое. Но делать это необходимо для того, чтобы жизненный путь подростка шел по успешному сценарию.
37. Понятие об индивидуальном подходе и индивидуальной работе с человеком
Каждый человек – индивидуальная личность со своими индивидуальными особенностями и чертами характера, которые необходимо учитывать при работе с ним. Особенно это важно социальному работнику. Именно такая работа, при которой специалист подстраивается по личностные характеристики клиента и называется индивидуальным подходом и индивидуальной работе.
Существует ряд параметров, заложенных в основу любой типологии:
· Интересы человек
· Интеллект
В качестве примера рассмотрим 4 типа студента, к каждому из которых необходим определенный подход:
1 тип: студент, интересующийся предметом и имеющий достаточно высокие знания
2 тип: студент способный, но не желающий учиться
3 тип: студент желающий учиться, но не имеющий способностей
4 тип: студент у которого нет ни желания, ни способностей к учебе
38. Самореализация человека в контексте мифологии: определение мифа, исходные формы, миф и идеология
Миф в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях; определенное представление о мире.
Миф дает искаженное представление о социальной реальности.
Первыми мифами были так называемые космогонические мифы, то есть мифы о происхождении мира(Древний Египет, Ассирия, Вавилон, Древняя Греция). Всякий космогенный миф начинается с установления места человека во Вселенной и тем самым отчерчивает сферу его самореализации. Встречаются первые попытки ответить на вопросы типа: «Кто я?», «Каков смысл моего существования?». Исходные установки космических мифов пришли к нам из глубокой древности, и люди активно ими пользуются как средством для определения направленности процесса своей самореализации. В данном случае очевидна ориентирующая функция мифа.
Еще более очевидна ориентирующая функция мифа на примере социокультурного мифа, который рассматривается литературе как основа генезиса многих других форм мифологии, прежде всего социальной. В социокультурном мифе закономерно отражаются элементы той среды, в которой он возник - этнические, языковые особенности, признаки определенных ландшафтов, животных, растений, небесных светил. Социокультурный миф проникнут определенными мировоззренческими установками. Он способствует сплочению нации, вызывая у людей созвучные настроения. Социокультурный миф транслируется из поколения в поколение как нечто особо значимое. Исходный социокультурный миф всегда представляет собой динамическое целостное образование. Разрыв мифа со свей прародиной приводит к поиску замены утерянным связям. Чувство неполноценности порождает компенсаторный миф о своей национальной исключительности. Исходный социокультурный миф может порождать большое количество других, более локальных мифов.
Миф приобретает реальную силу, когда соединяется с идеологией. Непосредственную опасность для социума представляет не миф сам по себе, а идеологизированный миф. Миф воздействует на эмоциональную сферу человека, и это воздействие многократно усиливается, если ему придается соответствующая привлекательная форма. Тогда эмоциональная окраска мифа переносится на идеологию, означая ее принятие. О мифологизации индивидуального сознания можно говорить начиная с того момента, когда человек, руководствуясь в своих действиях теми или иными мифологемами, субъективно уверен, что действует на базе рациональных принципов. Сращение идеологии и мифа происходит в определенных условиях. Поскольку идеология всегда строится на принципах рационализма, чтобы использовать миф ему необходимо придать соответствующую форму. Человек склонен принимать рационально обработанный миф за разновидность рационалистической концепции. Фактически такой миф представляет собой феномен под название паранауки. Тоталитарные мифы (идеологизированные) получают широкое распространение в условиях бурного развития науки и доминирования в жизни общества принципов рационализма. Особенности тоталитарного мифа: четкая ориентированность на достижение определенной цели, пренебрежительное отношение к традициям и конкретному человеку, глобализм, нетерпимость, агрессивность, безразличие к средствам, используемым для достижения цели. Пример: Арийский миф. Они дезориентировали массы людей и подтолкнули их на иллюзорный путь самореализации. Доминирование тоталитарного мифа приводит к существенной деформации общества, переориентирует его в конечном счете на тупиковый путь развития. При бесконтрольном использовании современная мифология представляет реальную опасность для общества.