Задания для самостоятельной работы. 1. Охарактеризуйте основные достижения теории глубинной психологии. Ученый Движущие силы развития личности Структуры и/или типология личности
1. Охарактеризуйте основные достижения теории глубинной психологии.
Ученый | Движущие силы развития личности | Структуры и/или типология личности | Основные механизмы развития и защиты |
З. Фрейд | Врожденные бессознатльные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся либидозное, агрессивное и влечение к суициду | Ид, Эго и Супер-Эго | Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация |
К. Юнг | Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы | Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интровертности и одной из психических функций | |
А Адлер | Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству | Типология – формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности | Компенсация неполноценности – неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая |
К. Хорни | Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической) | «Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе | Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия) |
2. Прочитайте работы:
· Прангишвили А.С. Понятие установки в системе советской психологии в свете исследований грузинской психологической школы // Вопросы психологии. 1967. №4. С.3-16
· Ходжава З.И. К вопросу о теории установки Д.Н. Узкадзе (ответ на статью А.А. Кутелия) // Вопросы психологии. 1957. №1. С. 125-132.
Из каких понятий происходит концепция установки Д.Н. Узнадзе? Какую позицию занял Д.Н. Узнадзе в дискуссии между интроспективной психологией и психологией бихевиоризма? Что показали результаты исследований грузинских психологов?
3. Разработайте кроссворд по изучаемой теме.
4. Подберите литературу и статьи по проблеме «биоэнергетического потока».
5. По аналогии работы А. Менегетти (Кино. Театр, бессознательное. – М., 2001) осуществите психологический анализ любого художественного фильма.
Практическое задание
Посмотрите художественные фильмы:
· «Фрейд» (реж. М. Армстронг)
· «Убить Фрейда»
· «Прощайте, доктор Фрейд» (реж. М. Мигунова)
· «Цвет ночи» (реж. Р.Рош)
· «Окончательный анализ» (реж. Ф. Джоану).
Сформулируйте свою позицию на проблемы психоаналитической практики.
Вопросы для самопроверки
1. Как формируется индивидуальный стиль жизни, по мнению А.Адлера?
2. В чем роль компенсации в развитии личности?
3. На каких основаниях строится типология А.Адлера?
4. В чем заключаются разногласия А.Адлера и З.Фрейда?
5. Кто из психологии, работающих в русле глубинной психологии, занимался «биоэнергетическим потоком»?
6. Какие основные идеи внес в психоанализ В. Райх?
7. Что такое «защитный панцирь»?
8. Перечислите фазы биологического напряжения и нагрузки?
9. В чем суть психотерапии В. Райха?
10. В чем заключается взгляд В. Райха на причины агрессивных и деструктивных влечений?
11. Кто положил начало течения, получившему название фрейдомарксизм?
12. Перечислите защитные поведенческие реакции у детей по И.М. Никольской и Р.М. Грановской.
13. Назовите основные идеи и принципы концепции К.Хорни.
14. Что такое комплекс маскулинности?
15. Перечислите стратегии защитного поведения.
16. Какие потребности человека, по мнению К. Хорни, являются невротическими?
17. Что такое невроз в понимании К. Хорни?
18. Охарактеризуйте невротический процесс личности.
19. В чем причины развития чувства коренной тревоги, по мнению К. Хорни?
20. Что доминирует в структуре личности, по мнению К. Хорни?
21. Какие основные линии критики К. Хорни теории З. Фрейда?
Рекомендуемая литература
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995
2. Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней. – М., 2007
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2008
4. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2007
5. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т.1. – М., 2001. – С. 13-29 (Образ), С. 31-86 (Бессознательное), С. 135-380 (Синемалогический практикум)
6. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т.2. – М., 2003
7. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. – М., 1999
8. Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М., Воронеж, 1997
9. Хант М. История психологии. – М., 2009
10. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию – СПб., 1997