ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... методологические основы педагогической коррекции


методологические основы педагогической коррекции




зируют, «включают» определенные психологические механизмы развития субъективного отношения к природе.

Условия реализации данного принципа являются: аттрактив-ность демонстрируемых природных объектов, их положительное эмоциональное восприятие; индивидуализированность изучаемых природных объектов; наличие у них факторов (как морфологичес­ких, так и поведенческих), актуализирующих установление па­раллелизма с человеком и др.

Так, при формировании субъективного отношения к птицам, учитывая эффект первичности, целесообразно организовывать контакты с такими птицами, которые обладают комплексом психологических релизеров, преимущественно положительной мо­дальности (естественных, социальных, «ответов»), т.е. являются аттрактивными. При этом, организация стимулов на основе усло­вий параллелизма и индивидуализированное™ позволяет «вклю­чать» такие психологические механизмы, как субъектификация, интеллектуализация эмоций; актуализируют проявление совести по отношению к птицам.

На уроках зоологии в качестве «базового» природного объекта целесообразно использовать «симпатичных» птиц, таких как по­пугай, синица, скворец, избегая использования, скажем, ворон (аттрактивность). Образ жизни птиц лучше раскрывать, говоря не о птицах вообще, а в виде рассказа о том, какие проблемы встают перед избранной конкретной птицей (можно даже дать ей имя) в течение календарного года (индивидуализированность), а также акцентировать соответствующие витальные аспекты (организмен-ный уровень фактов) и социальные контакты (надорганизмен-ный уровень фактов), которые актуализируют установление параллелизма с жизнью человека. Если в вольере школьного жи­вого уголка содержится целая стайка птиц или зимой подкармли­ваются «просто местные» птицы, то это в гораздо меньшей степени обеспечивает актуализацию психологических механизмов разви­тия субъектно-этического отношения, чем содержание или под­кармливание конкретных, персонально узнаваемых птиц («Наша синичка прилетела»), которые в процессе такого взаимодействия становятся для человека уже «значимыми другими».

Принцип ориентации на сензитивностъ к стимулам заключает­ся в том, что педагогически целесообразно организовывать воз­действие стимулов на личность с учетом ее индивидуальных, возрастных, профессиональных особенностей, детерминирующих степень значимости для нее тех или иных стимулов.

Условие реализации данного принципа — четкое соответствие подобранных для воздействия на личность стимулов и индивиду­альной готовности данной личности (или социально-возрастной группы) к их восприятию.

Так для дошкольников и младших школьников наиболее под­ходят крупные, яркие, хорошо знакомые птицы (петух), для под­ростков - - дневные хищники, символизирующие силу и благородство — качества, привлекательные для подростков (орел, сокол), а для старшеклассников — птицы, обладающие интерес­ным поведением, какими-либо исключительными особенностя­ми (колибри, пингвины).

Следует также ориентироваться на индивидуальную значимость получаемой личностью информации. Например, сведения о са­мых распространенных, реально встречаемых, местных птицах более значимы для младших школьников, чем сведения о каких-либо чужеземных птицах, пусть даже и занесенных в Красную книгу. Если для большинства школьников информация о тонко­стях разведения попугайчиков практически безразлична, то для юных натуралистов — она может представлять большой интерес. Технология изготовления скворечника актуальна для мальчиков и вряд ли будет интересна девочкам и т.д.

Наши рекомендации