Социальная психология и практика
Социально-психологические вопросы политики
В сферу политических отношений социально-психологические знания стали активно внедряться с тех пор, как были организованы и проведены первые эксперименты, показавшие, что с помощью соответствующей информации можно оказывать определенное влияние на сознание и поведение людей. Такие эксперименты были проведены еще в годы Первой мировой войны, когда с помощью авиации стали разбрасывать пропагандистские и агитационные листовки в тылу противника. Это было фактическое начало так называемой психологической войны, то есть войны с использованием специальных средств воздействия на психологию противника.
Вскоре после окончания Первой мировой войны начинаются экспериментальные исследования процессов формирования и изменения социальных установок людей:
• проверяется влияние восприятия людьми источников информации и их отношения к данным источникам на социальные установки;
• зависимость социальных установок от порядка передачи информации, от представления аргументов и от аудитории.
Данные, полученные в этих экспериментах, в скором времени нашли применение в практике пропаганды и агитации, которая с особой силой развернулась накануне Второй мировой войны в разных странах мира. С особым размахом эта пропаганда действовала, например, в фашистской Германии и в бывшем Советском Союзе. Ею активно занимались специальные люди и органы, которые широко использовали соответствующие социально-психологические знания.
После окончания Второй мировой войны, в ходе которой, как известно, велась не только вооруженная борьба, но и психологическая война, повышенный интерес к использованию психологии в политических целях не только сохранился, но еще более укрепился. В разных странах мира этим на профессиональной основе стали заниматься специальные органы и специально подготовленные люди.
В скором времени появляется и начинает развиваться новое направление в политической психологии, которое получило название Риblic Rеlations (РR). Первоначально оно преследовало двоякую цель: предупреждение повторения того, что произошло накануне Второй мировой войны (одурманивание людей фашистской, националистической и иной экстремистской идеологией), и разъяснение массам людей политики правительства.
В скором времени, однако, когда воспоминания о войне стали постепенно сглаживаться в памяти и сознании людей, РR-движение превратилось в основу новой политической технологии, которую в своих целях стали использовать политические партии и отдельные политики, например, при организации и проведении демократических выборов. Эти технологии, первоначально зародившись и получив «прописку» в Великобритании и США, затем широко распространились во всем мире. В настоящее время они широко и с успехом используются в России, что показали избирательные кампании, связанные с выборами Президента и Государственной думы. Особым направлением этой работы стало так называемое «имиджмейкерство», то есть формирование положительного образа того или иного политика в сознании масс людей.
Таким образом, психология в современной политике находит практическое применение в следующих основных областях:
• использование психологических знаний в средствах массовой информации для того, чтобы пропагандировать среди населения те или иные политические идеи;
• применение психологических знаний в целях политической рекламы, например, для популяризации среди масс населения тех или иных политических партий или конкретных политиков;
• воздействие на людей с помощью социально-психологических методов во время подготовки и проведения предвыборных кампаний;
• применение в межгосударственных отношениях политтехнологий, включающих в себя социально-психологические методы (этим специально занимается, например, дипломатическая психология);
• использование психологии для формирования положительного образа того или иного политика, политической партии или организации среди масс населения.
Практика показывает, что сфера использования психологических знаний в политике постоянно расширяется, и в нее вовлекается все больше людей. Некоторые из них, благодаря знаниям и умелому использованию психологии, добиваются своих политических целей, другие, становясь профессионалами в данной области деятельности, неплохо зарабатывают на этом (их, в частности, называют политтехнологами). В конечном счете оказывается, что от использования психологических знаний в политике выигрывает сравнительно небольшая группа людей, а остальные в лучшем случае выступают как объекты манипуляции со стороны этой группы людей, в худшем – оказываются обманутыми.
Поэтому в обществе не существует однозначного отношения к той практике использования психологии, которая сложилась на сегодняшний день. Ее, безусловно, оправдывают те люди, которые этим профессионально занимаются и получают для себя определенные выгоды (политики и политические партии прежде всего). Немало также людей, которые к этой практике, особенно в тех случаях, когда она приобретает форму так называемого черного РR, относятся неодобрительно, считая ее недопустимой с нравственной точки зрения. Среди таких людей немало тех, кто относится к интеллигенции: ученых, писателей и многих других.
Моральные вопросы, связанные с политической рекламой, в современном обществе являются настолько острыми, что их специально выделяют и обсуждают в книгах и учебниках по психологии рекламы. К примеру, в известной книге А. Н. Лебедева-Любимова «Психология рекламы» (2007) эти вопросы представлены в отдельной главе, где приводится немало критических высказываний относительно нравственной стороны рекламы вообще и политической в частности.