Помощь участникам тренинга в постановке целей

Довольно распространенным началом занятий является установление не только общих целей тренинга, но и целей каждого участника. Часто это оканчивается парой висящих на стене плакатов, к которым либо обращаются, либо не обращаются в ходе занятий.

Интересно, что данные Лока и Лэхама (Locke and Laham, 1990), сделавших обзор более 400 исследований целей, однозначно свидетельствуют о том, что серьезные цели, в отличие от простых или неопределенных, способствуют получению лучших результатов. Их труд основан на изучении исследований, проведенных в США и семи других странах, в которых участвовал более 40 000 испытуемых и рассматривалось 88 различных задач, выполненных на временных отрезках продолжительностью от одной минуты до трех лет. Среди множества различных критериев решения задач — изменение поведения, количественные и качественные показатели результата и затраченные усилия.

Продолжив эти исследования, Форд (Ford, 1992) пришел к выводу, что для постановки цели требуются:
1) обратная связь, достаточная для введения корректив;
2) уверенность в своих силах для поддержания целеустремленности вопреки негативной обратной связи;
3) наличие навыков для решения поставленной задачи;
4) окружение, способствующее достижению успеха.

Классической и наиболее известной моделью постановки целей, хорошо подходящей для тренинга, является SMART:
S (specific) — конкретный;
М (measurable) — измеримый;
A (attainable) — достижимый;
R (realistic) — реалистичный;
Т (titnebound) — определенный во времени.

Если предполагаются изменения, необходимо убедиться, что обучающийся:
– хочет изменений;
– знает, что нужно изменять;
– знает, как это делать;
– имеет возможность для изменений.

Использование бланков обзора целей и/или планов действий в процессе тренинга очень эффективно для обеспечения его успеха и контроля. Кроме того, иногда полезно проводить регулярные небольшие обсуждения или групповой инструктаж. Также часто результативна стратегия заданий для обучающихся и групп (см. раздел 4.22 «Задания для обучающихся»).

В самом НЛП используется модель проверки результатов. Она основана на методе проверки результатов, рассмотренном в разделе 2.5 «Определение собственных целей», и связана со стандартной моделью НЛП:
позитивность: выражена ли цель в позитивных понятиях (а не в виде описания того, чего вы не хотите);
подконтрольность: может ли обучающийся управлять процессом достижения цели;
конкретность: является ли результат осязаемым и измеримым;
очевидность: каковы критерии достижения результата в понятиях VAKOG;
экологичность: соответствует ли результат интересам других людей, требованиям жизни и т. д.;
действенность: можно ли сразу же приступить к действиям.

Многие обучающиеся считают, что не будут испытывать затруднений при постановке конвенциональных целей, но вскоре обнаруживают, что этот процесс намного сложнее, чем им представлялось. Те или иные его аспекты могут оказаться неожиданными для них. Недавно я столкнулся с подобным случаем. Некто хотел похудеть, но не уточнял (по-видимому, не мог этого сделать), какой вес хотел бы иметь. Потребовалось время, чтобы он понял, что именно в этом заключается главная причина его неспособности достичь результата.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

На занятиях по саморазвитию одна из участниц формулировала желаемые результаты негативно, то есть перечисляла, чего она не хочет. Пытаясь разобраться в своих проблемах, она чувствовала, что у нее ничего не получается, но не знала почему. После установления раппорта, калибровки и использования языковых паттернов она смогла поставить перед собой позитивную цель, удовлетворяющую критериям НЛП.

Понимая, что не справляется со своей работой, она решила выбрать какую-нибудь цель в другой области и остановилась на свободном владении разговорным французским. Результаты обучения постоянно проверялись в ходе занятий. В итоге она даже смогла поехать в отпуск во Францию, чтобы опробовать приобретенные знания и навык.

Вдохновленная успехом, она смогла сформулировать желаемый результат и применительно к работе и теперь получает от нее большое удовольствие. Начальство не скупится на поощрения.

Не обязательно устанавливать результат на длительный период, он может быть задан для выступления, встречи или интервью. Постоянная проверка результатов, как и многие другие техники НЛП, бывает продуктивна; ее эффективность возрастает при многократном использовании.

УПРАЖНЕНИЯ
1. Используйте модель проверки результатов НЛП при постановке связанных с тренингом и иных целей.
2. Используйте модель SMART, когда это уместно.
3. Помогайте участникам тренинга регулярно проверять свои результаты для выработки привычки.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
· Добивайтесь, чтобы участники тренинга ставили себе цель на текущее занятие или день.
· Убедитесь в актуальности целей.
· Убедитесь, что цели соответствуют модели SMART.
· Используйте для проверки результатов методику НЛП.
· Убедитесь, что измененные цели дают ответы на вопросы «хочу ли?», «что?», «как?», «могу ли?».
· Обсуждайте в группе достигнутые успехи.
· Используйте групповой инструктаж для улучшения обратной связи.
· Работайте индивидуально и с группами.
· Регулярно отмечайте успехи.

Наши рекомендации