Глава 1 Что такое проектирование? Таблица 1.1 Вопросы, на которые должна ответить проектная группа
Таблица 1.1 Вопросы, на которые должна ответить проектная группа
ВОПРОСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОЕКТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА
КТО ДАЕТ НА НИХ ОТВЕТ
Понравится ли проект заказчику?
В интересах ли заказчика вложить капитал
В этот проект?
Будет ли проект принят к осуществлению?
Заказчик и финансирующие организации
Оптимальным ли образом в проекте используются доступные материалы и комплектующие изделия?
Поставщики
Можно ли достаточно экономично реализовать проект в рамках имеющихся ресурсов?
Изготовители
Можно ли распространить изделие по существующим каналам?
Работники сбыта
Каковы требования к внешнему виду, эксплуатационным характеристикам, надежности и пр.?
Потребители и торгующие организации
В какой мере объект будет согласован с другими изделиями или конкурировать с ними?
Другие заказчики
В какой мере он изменит существующую ситуацию, создаст ли новые потребности, новые возможности и новые трудности?
Операторы больших систем
В какой мере его прямые и побочные эффекты приемлемы для всех, кого они касаются?
Государственные учреждения и общественные группы
метом политических дискуссии, а некоторые принципы и методы, рассматриваемые в этой книге, должны войти в общеобразовательные курсы.
1.2.В чем трудности проектирования?
Причины трудностей, возникающих при осуществлении и описании процесса проектирования, становятся ясными, если внимательно рассмотреть рис. 1.1. Главная трудность заключается в том, что проектировщик должен на основании современных данных прогнозировать некоторое будущее состояние, которое возникнет только в том случае, если его прогнозы верны. Предположения о
конечном результате проектирования приходится делать еще до того, как исследованы средства для его достижения. Проектировщик вынужден прослеживать события в обратном порядке, от следствий к причинам, от ожидаемого влияния данной разработки на мир — к началу той цепочки событий, в результате которой и возникнет это влияние. Часто случается, что в ходе такого прослеживания на одной из промежуточных ступеней обнаруживаются непредвиденные трудности или открываются новые, более благоприятные возможности. При этом характер исходной проблемы может коренным образом измениться, и разработчик будет отброшен на исходную клетку игрового поля. Это как если бы посреди партии в шахматы вдруг появилась возмож-