Запись и организация шумов к спектаклю
Шумовая фонотека Перезапись нужного шума с оригинальной шумовой фонограммы — наиболее простой и распространенный сейчас способ создания шумовой фонограммы спектакля. Оригиналы шумовых фоно грамм составляют так называемую шумовую фонотеку (шумотеку). Значение шумотеки для театра неоценимо. Шумотека позволяет сэкономить много сил и средств, упростить и ускорить процесс создания шумового оформления спектакля. Разнообразная и тщательно подобранная шумотека позволяет звукорежиссеру создать шумовое оформление, наиболее точно отвечающее замыслу режиссера. Поэтому каждому театру настоятельно необходимо создание такой шумотеки и систематическое ее пополнение новыми записями шумов и звуков. Шумотека создается постепенно и требует от звукорежиссера труда и настойчивости. Каждый новый шум необходимо не только тщательно отбирать по фактуре, громкости, четкости звучания, но и уметь правильно его классифицировать. Обычно шумотеку составляют, исходя из следующей классификации шумов и звуков: шумы и звуки природы и стихийных явлений, шумы транспорта, производственные шумы, батальные шумы, бытовые шумы и звуки. В свою очередь каждый из этих основных видов шумов подразделяется на несколько типов.
Шумы и звуки природы и стихийных явлений:
а) птицы (щебетание одиночных или нескольких птиц) —соловей, стриж, грач, жаворонок, ворона, кукушка, ночная хищная птица, птицеферма (гуси, утки, куры, петухи), журавли и т. д.;
б) домашние животные — ржание, фыркание и цокот копыт лошади, табуна лошадей, лай собак, мяукание кошки, мычание одной коровы, стада коров, блеяние овец и т. д.;
в) хищники — рычание тигра, льва, медведя, вой волка и т. д.;
г) стихийные явления — вой ветра, гроза, обвал, извержение вулкана, треск костра, звук ломающегося льда (ледоход), ветер и дождь, морской прибой, шторм, журчание ручья, ветер и шум проводов, шум водопада, шелест травы и т. д.
Шумы транспорта:
а) железнодорожный транспорт — шум проходящего поезда (отбывающего, прибывающего), паровоза, гудки, свистки (электричка и «кукушка»),-стук колес на стыках рельсов, шум паровоза на стоянке, отдаленные гудки, проходящие поезда с гудками, перестук вагонных колес во время хода поезда, шум встречного поезда и т. д.;
б) гужевой транспорт — шум пролетки, экипажа, арбы, повозки, конных всадников, тройки, бубенцов, полозьев на снегу;
в) городской транспорт — проезд, отъезд, приезд автомашин (грузовых и легковых), звук работающего автомобильного мотора, скрежет тормозов, хлопанье дверцы, шум трамвая, троллейбуса, мотоцикла, милицейский свисток, станция метро (приход и отправление поездов, команда «готов», голоса людей); г) водный транспорт — гудки пароходные (первый, второй, третий, отвальный, предупредительный, под мостом), шлепание лопастей колесного парохода на воде, ход моторной лодки, морской порт (шум лебедок, подъемных механизмов, прибывающих и отбывающих судов, голоса людей), всплеск воды под ударами весел, капли, шум водопада, бульканье от броска камня в воду, прыжки в воду, шум бассейна;
д) воздушный транспорт — самолет (посадка или взлет, шум мотора), самолет транспортный, учебный, реактивный, пассажирский, пролет нескольких самолетов, воздушный парад;
е) сирены специальных автомашин — «скорой помощи», милицейской, пожарной.
Производственные шумы:
а) цех завода — шум станков (строгального, токарного, долбежного, фрезерного), сборка (удары молотков, клепка, шум сверла), гудки электрокаров, шум подъемного крана, его гудки, работа компрессора, насоса, электродвигателя, столярная мастерская (звуки пилы, рубанка);
б) промышленность — шумы фабрики, завода, цеха, станка, мастерских, конвейера, шахты, электростанции, фабричные и заводские гудки;
в) сельскохозяйственные машины — шум сеялки, веялки, трактора, кузницы, комбайна, мельницы, МТС;
г) строительство — шум крана, лебедки, бульдозера, экскаватора, сварка, рубка бревен, звон пилы, стук топора или кирпича, строительные звуки разрушения дома, стук молотка, рубанка, кувалды, звон стекла, шум машины;
д) лаборатория — шум генератора, разряд, реле, щелчки, шипение пара, поджигание газа, кипение и так далее;
е) связь, вычислительные машины — работа телевизора, телефона, почты, радио, телетайпа, телеграфа, вычислительных машин, радиоключа.
Батальные шумы:
а) сирена — воздушная тревога;
б) самолеты — ровный гул, пролет бомбардировщиков, скоростных самолетов, бомбардировщиков в сопровождении истребителей;
в) воздушный бой — пикирование самолетов, стрельба зениток и самолетных пушек;
г) бой и воздушный налет — шум самолетов, артиллерийский и пулеметный огонь;
д) бой — самолеты, артиллерия, пулеметы, крики «ура», выстрелы;
е) атака — крики «ура» (без выстрелов);
ж) танки — их движение;
з) проход войск по улице — духовой оркестр играет марш, проход танков, снова марш на фоне городского шума;
и) фанфары;
к) стрельба — из пистолета, из автомата, винтовочная перестрелка, свист пуль, взрывы, свист снарядов.
Бытовые шумы и звуки:
а) шум жилого дома — скрип двери, качелей, калитки, шум вентилятора, стук швейной машинки, звон посуды, стекла, звуки выключателя, отпираемого или запираемого замка, скрип колодца, часы с кукушкой, шум хода карманных часов (усиленный), стук пишущей машинки;
б) салют — гимн СССР на фоне салюта;
в) шум улицы — гудки автомобилей, свистки милиционера, голоса толпы, шум автомобиля, стук копыт;
г) шум толпы на открытом воздухе — ровный, гул стадиона, крики возмущения, одобрения;
д) пожарная тревога — набат, частые удары о кусок рельса, удары пожарного колокола;
е) спортивная радиопередача — начало, позывные, марш, комментарии;
ж) шум толпы в закрытом помещении — вечер молодежи;
з) зрительный зал театра — настройка инструментов, шум публики, аплодисменты;
и) колокольный звон — праздничный, торжественный, церковный;
к) настройка радиоприемника — шум эфира, треск и писк, позывные различных радиостанций;
л) бой часов на Спасской башне, шум Красной площади;
м) волейбольное поле — стук мяча, прыжки, свисток судьи, шум и свист толпы, выкрики одобрения, возмущения.
Конечно, данный перечень включает далеко не все шумы и звуки, которые могут понадобиться при шумовом оформлении. Кроме того, многие из перечисленных выше типовых шумов и звуков могут иметь десятки и сотни различных оттенков. Приведем для примера оттенки звука конского топота; бег рысью по мощеной дороге, галоп, топот большого количества лошадей, переступание лошади с ноги на ногу во время стоянки, звук пары или тройки лошадей, топот рысака, кавалерийской лошади, лошади легкового извозчика по деревянному мосту, по мягкому грунту, по снегу, по торцовой мостовой и т. д. При отсутствии в фонотеке театра нужного шума следует обратиться в другие театры или в специализированные учреждения — Дом радио, теле- и киностудии. В каждом из этих учреждений, как правило, имеются обширные шумовые фонотеки. Особенно богаты разнообразными шумами фонотеки крупных киностудий — «Мосфильма», Студии имени М. Горького, «Ленфильма» и др. Для получения сложного шума используются две, три, а то и более фонограмм, содержащих необходимые звуковые компоненты. Например, шум боя для конкретного спектакля может содержать отдаленную канонаду, взрывы снарядов, залпы «катюш», шум полета и разрывов мин и снарядов, отдельные винтовочные выстрелы, автоматные и пулеметные очереди, шум танков и пролетающих на бреющем полете штурмовиков и т. д. Все эти фонограммы сводятся последовательно или одновременно с помощью специального пульта в одну фонограмму. В отличие от процесса перезаписи фонограмм оригинальная запись звуков и шумов требует от звукорежиссера определенного мастерства. Прежде всего необходимо найти сами источники звука, предназначенные для записи. Они обычно бывают двух видов: натуральные (встречающиеся в окружающей жизни — на улице города в деревне, в лесу)-и искусственные, имитирующие звучание того или иного шума.
Примером могут служить указания Станиславского в режиссерском экземпляре «Трех сестер». Одна из сестер, Ирина, мечтает о Москве, как о светлом празднике: «Мне Москва снится каждую ночь, я совсем как помешанная... Мы переезжаем туда в июне, а до июня осталось еще... февраль, март, апрель, май...» А в это время сидящий рядом Вершинин взял лежавшую на столе игрушку — Петрушку с цимбалами — и пошумел ею, и потом он держит эту игрушку в руках и изредка шумит ею, сопровождая этим ироническим аккомпанементом слова Ирины. На звуковых контрастах построены многие сцены «Чайки».