Сквозные стратегии ресурсов

Конкуренции и инноваций

4. Стратегия ресурсов.Основные политики — управление
информацией, временем, материальными ресурсами, финан­сами. Политика управления временем как организационным ре­сурсом, обладает принципиальной важностью, так как время является единственным невосполняемым организационным ресурсом.
Потери в управлении временем создают критические по своему
влиянию риски, компенсировать которые бывает невозможно.

Политика информации в настоящее время приобретает все большее значение, определяя в конечном счете влиятельность организации во внешней среде. Обладание необходимой инфор­мацией становится ведущим конкурентным фактором, самосто­ятельным продуктом, который обладает тенденцией к постоянному росту своей цены. При этом информационные технологии орга­низаций имеют тенденцию распространения от обеспечивающих субъединиц (отделы и рабочие места, с функциями обслуживания) к рабочим местам, выполняющим функции управления.

5. Стратегия конкуренции.Основные политики - *информационная, *экономическая, *физическая безопасность,*управление под стандарты деятельности конкурентов, лоббирование.

Наиболее значимо для стратегии конкуренции достижение отчетливого контрастапо сравнению с другими организациями, действующими в отрасли. Успешность органи­зации предполагает предоставление внешней и внутренней среде уникальной пользы уникальными способами.

6. Стратегия инноваций.Основные политики - *управление изменениями, *производство технологий изменений. Орга­низация, которая управляется стратегически, обладает отчет­ливыми группами целей в области всех стратегий. Наличие целевых формулировокявляется необходимым, но недостаточным признаком стратегичности. Второй признак стратегичности — это ритмичные затратыорганизационных ресурсов на дости­жение сформулированных целей.

Таким образом, философия и стратегии организации тесно связаны между собой. В философии гармонично развивающейся компании присутствуют смыслы, связанные со всеми стратегиями.

Лекция № 6

Внутриорганизационное обеспечение менеджмента

Учебные вопросы:

Концепция организации

Концепция управления ресурсами

Типология организационных концепций

Трансформированная культура

Жизненный цикл организации.

Концепция организации

Термин «организация» в настоящий момент применяется очень широко. Организация является одной из важных характеристик окружающей нас действительности иизучается в различных аспектах разными науками: кибернетикой, эконо­микой, философией, социологией, организационной психоло­гией и т. д.

Наиболее простое определение организации было предложе­но Ч. Барнардом. По его мнению, организация — это система сознательно координируемых целей деятельности двух или бо­лее человек. Так, по количественному составу организации варьируют от взаимодействия двух людей (диад) до многочи­сленных политических, экономических, общественных движе­ний. По продолжительности своего существования организации также значительно отличаются друг от друга.

Наконец, достаточно часто понятие «организация» употре­бляется в оценочном смысле: как некая характеристика функ­ционирования уже созданного предприятия «при участии» в нем людей. Это как бы взгляд со стороны, оценка качества, доста­точности или недостаточности результатов и эффективности. Тогда говорят: «хорошая организация», «плохая организация», и сводят все проявления поведения организации к этим упро­щенным характеристикам. В оценочном контексте сущность поведения, его причины не затрагиваются, и только внешние, очевидные и проявляемые результаты поведения являются предметом для анализа. Как правило, это ненаучные, обыден­ные суждения, которые не позволяют репрезентативно описать феноменологию поведения организации.

Таким образом, действительная природа организации состо­ит в понимании организации как процесса, который в большей степени проявляется на этапе формирования и становления предприятия, т. е. на этапе ее создания. Именно на этом этапе формируется концепция - целостное образование, а затем — са­ма организация, которая способна привести к необходимому результату. Соответственно, инициативная группа проводит основную работу по формированию организации. Остальные формальные характеристики структуры и поведения организации являются вторичными, производными от концепции, и отража­ют истинную сущность организации только косвенно.

Что определяет основные отличия между организациями и что лежит в основе этих отличий?

Настоящее осознание идеи предприятия есть нечто большее, чем простая сумма прошлого опыта, так как создание идеи, образа, концепции включает в себя по меньшей мере и уровень осознания предыдущей активности, и элементы предвидения и зависит от субъективных способностей представлять себе будущее.

Поэтому индивидуальные потребности, ценности и, в конеч­ном итоге, субъективный образ мира, присущий социальной группе инициаторов организации, лежат в основе идеи предприя­тия. Именно данная группа создает идею, прообраз концепции будущего предприятия, стратегию поведения и образ продукта организации. Конечно, изначально он может быть слабо фор­мализован, структурирован, осознан и реален. Однако инициа­торам он кажется настолько привлекательным и притягатель­ным, что они готовы полностью поверить в реальность своих планов, мобилизовать и интегрировать свои внутренние ресур­сы так, чтобы кредитовать ими процесс достижения цели.

Конечно, можно предположить, что создание организации обусловлено только внешними причинами. Это, например, *бла­гоприятная конъюнктура рынка, *рыночная ниша, *ассоциатив­ный пробел в определенной группе продуктов или *просто при­сутствие в «правильном месте в правильное время». Экспери­ментальные исследования, в процессе которых были изучены 92 организации в пяти разных странах, позволили выявить пять типов внешних условий, которые оказывают серьезное влияние на функционирование организаций:

  1. Социально-экономические условия — степень стабильности, характер конкуренции, наличие необходимого сырья и рабочей силы.
  2. Образовательные условия — наличие оборудования и обу­чения, а также уровень образования и уровень экономиче­ской культуры общества, который определяет направлен­ность устремлений работников.
  3. Политические условия - степень стабильности, отношение правительственных кругов:

а) к бизнесу (доброжелательное или враждебное),

б) к контролю за обоснованностью це­нообразования

в) к положению на рынке труда и состоя­нию рабочей силы.

4. Культурные условия— отношение к человеческим цен­ностям и работе, к управлению, социальный статус, расслое­ние общества и т. д.; характер профсоюзов и их взаимоотно­шений с предпринимателями.

5. Конкретные условия, в которых решаются те или иные задачи, различные для каждого предприятия по типу,характеру и значению.

Совокупность усредненных окружающих условий для работы данного предприятия или его подразделения можно рас­сматривать как типовую рабочую обстановку. Основным опре­деляющим фактором рабочей обстановки для предприятия является область его влияния, т. е. ассортимент продукции и услуг, предлагаемых ими на рынке. Место на рынке является важным фактором, так как оно определяет внешние условия, в которых предприятие действует.

Второй определяющий фактор рабочей обстановки — компаньо­ны. К числу компаньонов предприятия в конкретной окружающей среде относятся *держатели акций, *кредиторы, *сотрудники, *заказ­чики, *потребители, *правительственные учреждения и *местные власти. Все они имеют свой интерес по отношению к предприятию и обладают потенциальными возможностями, которые могут ока­зать существенное влияние на его будущее.

*Протекционистские тарифы, *субсидии, *налоговые экспансии, *легально санкционированные монополии также являются атри­буцией организационной идеи определенного сорта. Од­носторонние привилегии, возможность распределять, создавать нормы качества продукции, которые защищены от проверки относительной стоимости на рынке,— эти идеи тоже привлека­тельны и лежат в основе создания организаций.

Однако и в этом случае присутствует субъективный компонент,инициирующий создание организации.Он проявляется в готов­ности воспринять, опознать сопутствующие условия как благо­приятные и отреагировать на них должным образом. Более того, субъективные представления об условиях как воплощении того или иного типа установок, по мнению М. Вартофского, представ­ляют собой непосредственные примеры готовности действовать тем или иным способом1. Так как объективное местоположение идеи, концепции предприятия может не соответствовать субъ­ективному местоопределеншо, благоприятная возможность для создания организации будет не использована.

Вартофский М. Модели репрезентации. М., 1983.

Дж. Гибсонопределил возможность как качество, которое в равной степени является фактом окружающего мира и пове­денческим фактом: она одновременно и физическое, и психиче­ское, хотя и не то, и не другое. Возможность принадлежит и окружающему миру, и наблюдателю одновременно.

Итак, идея предприятия, и в дальнейшем — его концепция, определяют суть, природу организации, а лишь затем — орга­низационную философию, ценности и их архитектонику, образ продукта, а также формы поведения в окружающем социально-экономическом пространстве.

Остановимся на этом подробней и рассмотрим параметры концепции предприятия, которые позволяют объяснять поведение организаций и определять различия между ними.

Иерархия концепцииорганизации, в нашем контексте, опре­деляет возможность включения в процесс производства различ­ных социальных групп и отдельных людей, не заметных в этом процессе, привлекательность для них идеи организации (ком­пании). Такая возможность, например, присоединения, иденти­фикации является актуальной и распространяется как на внут­реннее, так и на внешнее социальное пространство. Она харак­теризует все циклы жизнедеятельности организации. Таким образом, иерархия концепции определяет потенциал интеграции, возможности сотрудничества с организацией не только по горизонтали, но и по вертикали. В данном смысле идея пред­приятия становится доступной (не только в утилитарном смыс­ле) различным социальным группам, и работникам и отдельным людям независимо от иерархии их начального состояния. Это могут быть, например, партнеры, клиенты, общественные ор­ганизации, персонал и т. д.

Направленностьхарактеризует величину социальной груп­пы, на которую распространяется полезность ее продукта. Так, концепция может удовлетворять (в утилитарном смысле) системокомплекс потребностей небольшой группы людей либо зна­чительной части внешнего социального окружения. Ориентация результатов организации часто связана с понятием социальной ответственности. Современные экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что отношение общества к организации в настоящий момент тесно связано с социальной полезностью результатов ее работы. Исследование образа социальной группы предпринимателей показало, что респонденты положитель­но оценивают и считают эффективной только ту организацию, продукт которой имеет прежде всего явно выраженную соци­альную направленность.Именно такой организации, по мнению респондентов, присущи следующие характеристики:

*наличие цели,

*сложность продукта деятельности,

*ориентация на соци­альную общность,

*стабильность,

*финансовая мощь,

*честность, доступность,

*размах,

*открытость,

*искренность,

*профессиона­лизм,

*долговечность.

В противном случае наблюдаются

*бесцель­ность,

*простота,

*ориентация на себя,

*нестабильность,

*отсутст­вие мощи и размаха,

*нечестность,

*недоступность,

*закрытость,

*неискренность,

*некомпетентность руководителей,

*недолговеч­ность.

Более того, на оценки респондентов не оказывало суще­ственного влияния то, что деятельность предприятия была непосредственно связана с базовыми отраслями промышленно­го производства, имела долгосрочные планы и объективные показатели экономической надежности.

Власов П. К., Киселева А. А. Психолингвистический анализ образа соци­альной группы предпринимателей // Vocabulum et vocobularium. Гродно, 1998.

Таким образом, направленность продукта организации, его выраженная социальная полезность являются ключевыми фак­торами при формировании отношения к предпринимателям и организации в целом. При этом конкретная сфера деятельности не имеет существенного значения. Поэтому, например, произ­водственные организации, создающие продукт, полезность ко­торого очевидна, имеют более существенную поддержку в об­щественном мнении, чем «бумажные предприниматели».

Новизнаопределяет степень, в которой концепция воссоздает новую полезность, принципиально новый продукт или су­щественно модифицирует старый. Сюда можно отнести, напри­мер, усовершенствование технологического процесса, создание know how, принципиально новых средств связи и т. д. Эти ка­чества определяют преимущества продукта, «производят сто­имость», развивают данное направление деятельности и явля­ются, наконец, существенным индивидуальным отличием участников инициативной группы от всех остальных. На другом полюсе шкалы — заимствованная ординарная концепция, кото­рая реализуется как простой перенос.

Адекватностьконцепции характеризует возможности ее реализации, уместность в сложившихся условиях. Представле­ние о будущей реальности у инициативной группы в той или иной степени может не соответствовать требованиям социаль­но-экономической среды. Критическая степень несоответствия свидетельствует о подмене объективной информации субъективной активностью и самоуверенностью устроителей. При таких условиях организация стремится избыточно заимствовать ресурсы, не имея реальной возможности их воссоздать, и может прекратить свое существование, так и не добившись притя­гательной цели.

Дифференцированностъконцепции — описательная сила всех необходимых, хотя, может быть, и недостаточных, соста­вляющих для достижения цели, например образа потребителя и паттерна его поведенческих особенностей, способов поиска и взаимодействия с клиентами, возможностей влияющего воздей­ствия, необходимой скорости обмена и пополнения ресурсов.

Руководители организации далеко не всегда тестируют кон­цепцию пользуясь этими параметрами, но концепции различных организаций достаточно удобно представить таким способом.

Успех в работе организации (на концептуальном уровне — в его многоаспектных проявлениях) формируется разнообразными путями, которые не всегда легко обнаружить.Руководитель, выбирая определенную концепцию предприятия, способ по­строения организации, место работы, обычно руководствуется не только собственными интересами и желаниями, но также и своими антипатиями и опасениями. Его опасения и антипатии могут оказаться наиболее значимыми для выбора концепции организации. Руководитель, вероятно, менее осведомлен о том, в какой степени его интересы зависят от его способностей или о том, как влияют семейные ценности и предшествующий опыт на его актуальные предпочтения в настоящий момент.

Рациональная составляющая концепции предприятия может быть выражена в значительно меньшей степени, чем это кажется руководителю или этого требуют окружающие социально-эко­номические условия.

Наши рекомендации