О практической профконсультационной методике. Прогнозная модель оценки эффективности методики
Сущность любой методики — расширение возможностей сам( го психолога-практика. Если психолог обладает природным оба нием, высокими импровизационными возможностями, жизне* ным и профессиональным опытом и т.п., то ему могут и не пона добиться многие эффективно работающие методики. Однако есл такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня, то удач но выбранная методика может «подстраховать» его, так как посте янно работать в активном, творческом режиме довольно сложне
Обычно при рассмотрении практической методики выделяк 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержат методики, и 2) психотехническую модель, где отражены проце; методики, условия ее использования, а в хорошо описанных мс тодиках также и возможные трудности проведения. В имитацио* ной и психотехнической моделях методика представлена как «вне! нее средство», описанное в различных книгах и методических пс собиях. Для того чтобы методика работала, необходим подгото! ленный для ее использования специалист, разбирающийся в см< делированных в методике проблемах (владеющий имитационно моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий пс»
хотехнйческой моделью). В этом смысле говорят о методике как о «внутреннем средстве» работы психолога.
Как Отмечает Е. А. Климов, методика — это совокупность внешних и внутренних средств профессиональной деятельности психолога. Иногда бывает так, что психолог хорошо разбирается в проблематике, но не умеет работать с конкретными процедурами (технологиями). И тогда использование методики будет менее эффективным.
При прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько учащиеся (клиенты) готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах. Также важно учитывать приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования конкретной процедуры методики. В каждом конкретном случае психолог как специалист берет на себя сам ответственность за то, как и с помощью каких методов он работает.
Перечисленные выше соображения позволили разработать модель практической психолого-педагогической методики, представленную на рисунке 4 (пояснения — в табл. 5).
Методика является профконсультационной (направленной на решение проблем профессионального самоопределения) в той степени, в которой она соотносится с общей содержательно-процессуальной моделью профессионального самоопределения, в частности со схемой построения личных профессиональных перспектив (ЛПП) и ее компонентами. В этом смысле можно выделить различные группы методик, используемых профконсультан-тами, которые в разной степени соответствуют выделенному выше
критерию:
- собственно профориентационные методики, которые соот
носятся со всей схемой построения ЛПП или с основными ее
компонентами;
- частично профориентационные методики, которые позволя
ют смоделировать лишь отдельные элементы схемы и лишь час
тично решить проблемы профессионального и личностного само
определения;
- сопутствующие, вспомогательные методики, которые не яв
ляются профориентационными в строгом смысле (не соотносятся
напрямую ни с одним из основных компонентов схемы построе
ния ЛПП), но могут быть использованы профконсультантом как
вспомогательные методики (например, для создания более благо
приятной атмосферы работы с учащимися, для отдыха и размин
ки, для установления доверительного контакта с консультируе
мыми, для частичного решения непрофориентационных проблем,
которые в то же время могут быть препятствием на пути достиже
ния собственно профориентационных целей, и т.п.);
- методики, совершенно не вписывающиеся в общую /лог профконсультационной помощи подростку, а часто уводящие й| психолога, и клиента в сторону от решения профориентацион-| ных проблем.
методики по выделенным в модели компонентам (по целям, по процедурам, по своему пониманию проблем методики, по своей готовности провести методику практически и т.д.). Все это можно обозначать на модели «плюсами», «минусами» или знаками вопроса (можно все это оценивать и баллами — кому как удобнее). После этого можно посмотреть, какая из методик набирает больше «плюсов» (или баллов). Фактически все эти действия и так проделывает любой психолог-практик, только при работе с моделью это получается намного проще и нагляднее.
При этом важно помнить, что компоненты могут взаимно дополнять и компенсировать друг друга. Например, в случае, когда психолог пока еще не обладает достаточным опытом практической работы (плохо владеет психотехнической моделью) и если процедурная модель сама по себе великолепно отработана (легка и проста в использовании), такая модель как бы компенсирует недостатки самого психолога или в случае, когда процедурная модель методики несовершенна, но психолог достаточно опытен, чтобы компенсировать своим мастерством недостатки методики.
Рис. 4. Модель практической методики в профессиональном консулы»!
ровании: А — имитационная (содержательная часть); Б — психотехни-*
ческая (процедурная часть)
Таблица Содержательная часть модели практической методики
А — имитационная (содержательная) часть методики | Б — психотехническая (процедурная) часть |
1 — имитационная модель методики | 2 — психотехническая модель методики |
3 — владение психологом имитационной моделью | 4 — готовность психолога использовать данную процедуру |
5 — готовность клиента (оптанта) рассматривать смоделированные в методике проблемы | 6 — готовность клиентов участвовать в данной процедуре |
7 — допустимость рассмотрения в данной школе смоделированных проблем | 8 — правомерность использования процедуры в данной школе (понимание коллег и администрации) |
Для оценки эффективности методики данную модель моа использовать следующим образом. Например, пpoфкoнcyльтa^ должен решить для себя вопрос, какую методику лучше прове в данном классе. В этом случае он начинает оценивать качеств
ISO