Методики оценки эффективности социальной работы

Существует два определения понятия «эффективность социальной работы» (ЭСР):

1) ЭСР — это соотношение между достигнутыми результата­ми (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Основными проблемами при таком определении являются из­мерение (описание) результатов или эффектов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.

Соотношения между результатами и затратами бывают самыми разными: затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях более высокие по сравнению с прежними периодами; затраты сокращены, а ре­зультаты остались такими же, как и при несокращенных затратах или даже стали более высокими; затраты и какой-то степени воз­росли, а результаты стали еще более высокими. На практике при­ходится считаться с так называемыми предельными результатами, когда, их количественные и качественные характеристики не возрастают из-за лимитации целого ряда факторов в данном учреждении социальной защиты;

2) ЭСР — это фактически достигнутые и необходимые ре­зультаты (эффекты).

Основная проблема при таком определении — измерение (опи­сание) результатов.

Поскольку результаты и затраты могут предполагаться или иметь вид целей (задач), ЭСР может быть соответственно предполагаемой (расчетной, планируемой) и фактической (реально достигнутой).

Другими важными проблемами ЭСР являются оценка эффек­тивности, выбор предметов оценки эффективности; субъекты, оце­нивающие эффективность; методы и методики оценки эффектив­ности; факторы, влияющие на эффективность/неэффективность.

Исследования в области ЭСР начались лишь в начале 1996 г., поэтому имеются только первые научные итоги — главным об­разом разработка понятийного аппарата, определение видов ме­тодик и методов, с помощью которых можно оценивать эффективность.

Важным понятием является предмет оценки ЭСР — то конкретное, что может оцениваться или оценивается.

Методика — это описание некоего порядка, определенной пос­ледовательности, в частности оценки ЭСР. Наиболее типичными разделами методики являются:

1) назначение;

2) контур (контуры) и предмет (предметы) оценки эффек­тивности;

3) рекомендуемые методы оценки эффективности, их харак­теристика;

4) порядок (технология) определения эффективности;

5) пример расчета эффективности (предполагаемой и/или фак­тической);

6) приложения (при необходимости).

Основу методик составляет конкретный оценочный метод или группа методов. Методы — это способы, приемы оценки, дающие ответ на вопрос, как, каким образом может производиться (или производится) оценка эффективности. Поэтому важно иметь опи­сание методов определения эффективности.

Выводы.

Во-первых, оценочные подходы к определению эффективнос­ти социальной работы могут быть самыми разными. Но доминан­тными контурами являются прежде всего деятельность данного учреждения в целом; уровень его организации; уровень квалифи­кации персонала; качество и уровень социального обслуживания той или иной категории людей. Иными словами, с позиции эф­фективности должно оцениваться то, что в большей степени вы­ражает рассматриваемое содержание, влияет на результаты соци­альной работы.

Во-вторых, различие контуров и предметов оценки эффектив­ности определяет, соответственно, различие оценочных методик. Совершенно очевидно, что любая разработанная методика, рек­ламируемая как «наилучшая», после экспертизы специалистов зай­мет свое место среди какого-то конкретного вида методик, кото­рые обычно жестко связаны с предметами оценок.

В-третьих, комплексная методика приобретает смысл тогда, когда необходима всесторонняя оценка эффективности социаль­ной работы. В этом случае в ней должны быть обозначены также предметы и методы оценки (определения) эффективности, по­скольку «методика вообще» теряет всякий смысл и не позволит получить полезную оценочную информацию.

4. Социологические технологии в социальной работе

Социальная работа основана на знании социологии как ос­новного компонента освоения современного общественного бы­тия и наличии социологического стиля мышления.

Две главные особенности социологии, познающей мир и че­ловека, объективно сближают ее с социальной работой: 1) изу­чение реального состояния общества при минимизации конструи­рования социального пространства на основе идей, чертежей, ле­кал желаемого или должного; 2) исследование эмпирическим путем (посредством за­меров, оценок, ощущений, умонастроений самого субъекта) со­циальных отношений.

Социальный работник обязан иметь знания в области всех наук о человеке и обществе — сколько-нибудь ощу­тимые пробелы в системе знаний опасны и непростительны. Со­циология — одна из важнейших наук, знание которой необходи­мо социальному работнику.

Социальная работа и социология используют и сходные ме­тоды внедрения результатов своего осмысления происходящего: методика прогнозирования в виде нахождения социальных аль­тернатив; понимание возможностей и границ применения сущест­вующих методов, прогнозов и научных рекомендаций. Цель соци­альной работы — как созидание личности, так и строительство комфортной для человека социосферы, социально целесообраз­ного общества, позволяющего индивиду оптимально реализовать себя во всех общественных подсистемах (труде, собственности, власти, семье, культуре).

И социология, и социальная работа изучают социальный кон­текст жизни людей, их социальное взаимодействие, способы его коррекции и совершенствования.

Основу изучения социального обслуживания должна состав­лять такая широкая технология, как мониторинг, т.е. наблюдение за состоянием параметров всей системы. Необходим социологиче­ский анализ, который позволил бы иметь общероссийский банк следующих данных:

• клиент:

социальное положение; возраст; образование (среднее, высшее, гуманитарное, техниче­ское); пол; материальное положение; этническая принадлежность (компактное проживание, в иноэтнической среде); конфессиональная ориентация; поселенческая характеристика (регион, город, село); семейное положение (брак, дети и т.д.); занятость (сфера), незанятость (статус); медицинская характеристика

• социальный работник:

возраст; пол; уровень и специализация образования; основное образование; этническая и конфессиональная принадлежность; поселенческая характеристика; семейное положение; отрасль, в которой работал ранее; стаж работы в социальной сфере; проблемы и трудности в работе с клиентами (собственное видение и оценка); самооценка успешности (неуспешности) работы;

• учебное заведение, подготавливающее специалистов по социаль­ной работе:

вид вуза (классический университет, медицинский, пе­дагогический, юридический вуз и т.д.); расположение (республика, город); ведомственное подчинение; год начала подготовки студентов по данной специальности; формы обучения; набор на госбюджетные места (конкурс, проходной балл); количество «коммерческих студентов»; наличие заказа на специалистов от административных ор­ганов; социальный состав студентов (возраст, пол, образование, сфера занятости, квалификация, должность к моменту поступления в вуз и др.); наличие многоуровневой системы подготовки; наличие структур, предоставляющих второе высшее образование;

Наши рекомендации