Разоблачение мифов о гипнозе
В популярной литературе гипноз на протяжении многих лет ассоциировался с властью, контролем и обольщением. Помимо упоминавшейся ранее связи его с вампиризмом, рассказы таких авторов, как Эдгар Аллан По, изобилуют сказками об исключительной силе гипноза (тогда называвшегося месмеризмом) и гипнотизера. Например, в рассказе По “Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром” описана способность гипноза сохранять человеческое тело нетленным на протяжении месяцев после смерти и гротескные последствия его выведения из транса. В этих преувеличенных притязаниях, которые периодически поддерживались отдельными мало уважаемыми поставщиками гипнотических услуг, первоначально могли быть повинны эксперименты Месмера (XVIII век). Некоторые случаи из практики такого авторитета в научном мире, как Милтон Эриксон, создают впечатление о необычном умении преодолевать застарелые проблемы за очень короткий период времени, иногда за одну, сессию. Этой идее способствовали и взгляды приверженцев теории “состояния”, которые утверждают, что гипнотическое состояние является качественно отличным от “бодрствующего”, негипнотического. Результатом явилась убежденность широкой общественности в неких сверхмагических свойствах гипноза, равно как и в том, что гипнотизер обладает могуществом, недоступным простым смертным. Однажды, например, когда я упомянул, что прибегал к гипнозу, меня спросили: “О, вы можете прочесть мои мысли?” В ответ я сразу пошутил: “Да. Стыдитесь!” Поэтому главный миф, который необходимо развеять, — это отношение к гипнозу как к волшебству и наделение гипнотизера всемогуществом. К сожалению, это не всегда легко сделать, ибо значительной части широкой общественности нравится верить в мифы.
Отнеся все сказанное на счет предыстории, позвольте мне рассмотреть отдельные наиболее распространенные мифы, в которые часто верит общественность, а иногда даже гипнотизеры.
1. Гипноз вызывается и контролируется гипнотизером.
Этот вопрос уже обсуждался и нуждается в небольших дополнениях. Здесь удобно сослаться на точку зрения, согласно которой “любой гипноз есть самогипноз”. Это означает, что за свой транс отвечает субъект/клиент. Поэтому никто, вопреки звучащему порой мнению, не может “застрять” в гипнозе и не суметь выйти из транса, случись с гипнотизером какое-нибудь несчастье. Также никто не впадает в неоправданную зависимость от гипнотерапевта, во всяком случае, не больше, чем при других формах терапии. Гипнотизер просто направляет и фасилитирует транс. На самом деле в качестве составной части гипнотерапевтической работы организует ся тренинг самогипноза, иногда как введение в транс посредством магнитофонной записи, наговариваемой специалистом, и неоднократно прослушиваемой клиентом.
2. Гипнозом можно заставить людей поступать против своей воли.
Этот миф близок к первому, но встречается достаточно часто, что бы заслуживать отдельного рассмотрения. Похоже, что опубликованные в печати клинические случаи определенным образом подкрепляют это утверждение, поскольку клиенты выглядят подконтрольными постгипнотической суггестии. Сценические гипнотизеры тоже поддерживают мнение о наличие такого контроля, когда заставляют зрителей делать вещи, которые они не сделали бы в нормальном состоянии: лаять по-собачьи или кудахтать, как курицы. Разумеется, популярная литература увековечивает это утверждение.
В данном мифе есть доля истины. В ситуации, определенной как гипнотическая, люди могут предаваться занятиям, которые им несвойственны в нормальном состоянии. Гипнотерапевты часто обнаруживали, что отдельные люди (те, что обладают хорошей способностью к трансу) более восприимчивы к трансовым суггестиям. Однако несмотря на то что в ситуации, определяемой как гипноз, люди могут выполнять те или иные безобидные, необычные действия, они вряд ли примут участие в серьезных или преступных мероприятиях. Если некто, к примеру, способен, будучи под гипнозом на сцене, залаять, как собака, то маловероятно, чтобы он же кого-нибудь ограбил или убил. Хотя опытный гипнотизер, который правильно выбирает обстоятельства и работает с подходящим клиентом, может ввергнуть его во внутренний конфликт, сугге-стируя запретное действие, сохраняется высокая вероятность того, что индивид успешно воспротивится суггестии.
3. Гипноз как форма сна.
Мы все в известной степени способствуем этому мифу языком, к которому прибегаем. Как упоминалось выше, само название происходит от греческого слова hypnos, что означает сон. Аналогичным образом мы говорим: “Погрузитесь глубже в транс” или “Вы очнетесь от транса” и даже просим людей закрыть глаза, что подразумевает сон. Клиенты могут продемонстрировать веру в этот миф словами: “На самом деле я не был под гипнозом. Я слышал все, что вы говорили”. Примером, которым я пользуюсь, чтобы развеять этот миф, является дорожный гипноз — явление, при котором водители, проезжая однообразный участок дороги, могут отключаться от окружающей обстановки, но оставаться активными и в полном сознании касательно всего, что связано с вождением машины. Подобным же образом многие люди настолько погружаются в свои дела, что теряют чувство времени — форма нарушения временной ориентации. Я сообщаю клиентам о том, что переживание транса высоко индивидуально. Они могут закрывать глаза или держать их открытыми, могут пребывать в глубокой расслабленности или оставаться начеку, у них может наступать спонтанная амнезия или же они смогут вспомнить многие или все события. Такая информация позволяет клиентам интерпретировать любые пережитые явления транса как позитивные, нежели судить о каждом переживании в соответствии с имеющимся стандартом и после думать, что они (или гипнотерапевт) потерпели неудачу. Гипнотерапевты всегда хотят, чтобы их клиенты приобрели опыт успешного транса.
4. Гипноз наступает лишь в случае применения формальной индукции.
В этот миф верят многие гипнотизеры! Конечно, в соответствии с социальной психологической теорией (“не-состояния”), контекст, который сам по себе определен как гипнотический, содержит дополнительный фактор внушаемости. Однако искушенные гипнотерапевты способны создать квазигипнотическую ситуацию, задавая своему голосу ритм и тон, а также повторяя определенные слова или фразы. Клинические сообщения Милтона Эриксона содержат многочисленные примеры гипноза, осуществленного в ситуациях, которые не были определены как гипнотические. Другим примером является вышеупомянутый дорожный гипноз. Тем не менее существует известная этическая дилемма, связанная с отсутствием согласия на преднамеренное использование гипноза в ситуациях, когда его применение не было обговорено с клиентом. Нужно проявлять осторожность в подобных случаях.
5. Гипноз наступает лишь в расслабленном состоянии.
Поскольку гипноз обычно ассоциируется со сном, постольку неудивительно, что он также ассоциируется с релаксацией. В случае же так называемого активного гипноза (который будет рассмотрен позднее) загипнотизированные индивиды могут ходить, говорить и открывать глаза. Здесь кроется частое заблуждение. Многие люди испытывают разочарование, увидев, что они не погружаются сразу в транс, будучи глубоко расслабленными, и интерпретируют происходящее как знак того, что “гипноз не работает”.
6. Гипноз является терапией.
Это на удивление широко распространенное заблуждение поощряется отдельными гипнотическими центрами, в которых гипноз выступает единственной техникой для решения многих проблем. Гипноз есть всего лишь вспомогательная техника и всегда должен использоваться в контексте профессиональной деятельности. По этой причине в клинической практике большинство специалистов предпочитают термин гипнотерапевт. Таким образом, врачи могут прибегать к гипнозу как одной из техник лечения, допустим, бородавок или астмы; психологи — как к инструменту для коррекции тревоги или депрессии; дантисты — для снижения боли при экстракции зубов. Гипноз не должен практиковаться вне рамок чьей-либо профессиональной компетенции.
7. Загипнотизировать можно лишь некоторых людей.
В этом есть доля истины, хотя это один из наиболее спорных вопросов в гипнотерапии. Различным теориям гипноза присущи различные взгляды на этот счет. У людей обнаруживаются значительные различия в способности к трансу (или гипнотической внушаемости), и эти различия образуют нормальное распределение. Некоторые люди крайне восприимчивы (гипнотические виртуозы), а некоторые — почти нечувствительны; большинство занимают промежуточное положение. Несмотря на то что тренинг способен в известной степени повысить индивидуальную восприимчивость к гипнозу, он вряд ли окажет большое влияние (Bowers, 1976). На реакцию индивида может оказать огромное влияние ситуационный контекст, так что для адекватного определения восприимчивости клиента может потребоваться неоднократная оценка. Восприимчивость к гипнозу не особенно коррелирует с другими параметрами, хотя есть отдельные данные в пользу ее слабой связи (позитивной) с интеллектом, умением концентрироваться и самоуважением (Yapko, 1995), а также (негативной) с возрастом (Bowers, 1976). Она коррелирует с результатами лечения лишь таких физических проявлений, как боль, астма и бородавки. Не обнаружено зависимости между гипнотической восприимчивостью и вредными привычками, например наркоманией (Bates, 1993). Восприимчивость к гипнозу или способность к трансу может обладать большей корреляцией с результатом и в случаях, когда суггестии соответствуют специфике каждого отдельного клиента, а не даются в рамках стандартных процедур (Bates, 1993). Однако основную часть гипнотической работы можно выполнить в условиях легкого транса, так что большинству людей она хоть в какой-то степени пойдет на пользу. (Заинтересованным читателям следует обратиться к специальным трудам, чтобы детально ознакомиться с формами гипноза, требующими “более глубокого” транса.)
8. При помощи гипноза можно помочь людям точнее вспомнить все, что с ними происходило в прошлом. Это совершенно недавний и особо пагубный миф. Хотя гипноз и применялся с этой целью в отдельных случаях, о точности восстановленной информации нельзя судить без подкрепления ее фактами. Сознание является источником как памяти, так и творчества, и отличается способностью к созданию несуществующих воспоминаний (см. Dowd and Courchaine, 1996). В настоящее время эта проблема особенно актуальна и будет подробнее рассмотрена ниже.
Традиционная индукция
В традиционном гипнозе формальная индукция сопровождается формальной углубляющей техникой, которая призвана помогать индивидам в дальнейшем погружении в транс. Хотя термином углубляющие обозначаются процедуры, помогающие людям переживать явления, которые требуют большей способности к трансу, на самом деле эта характеристика не точна и аналогична представлению о понятии Небес как “верха”. И то и другое — метафоры. Люди переживают большее или меньшее число гипнотических явлений, но не погружаются “глубже” в транс. Я буду пользоваться этим термином, поскольку он применялся почти повсеместно в прошлом и наиболее сжато описывает событие. Для оценки способности индивида переживать необычные гипнотические явления часто используют формальные тесты на внушаемость или способность к трансу, такие как Стэнфордские, Гарвардские или Бар-берские (Barber) шкалы.
Индукция
Райт и Райт (Wright and Wright, 1987) описали пять общих условий, которые, хотя и не обязательны, фасилитируют трансовую индукцию: доверие к гипнотерапевту, снижение сенсорного восприятия, фиксация внимания, мышечная релаксация и повышенное осознание собственной внутренней жизни. В литературе представлено широкое многообразие индукционных процедур, и люди, серьезно изучающие гипнотерапию, должны разобраться в них, чтобы выбрать подходящие их личному стилю.
Я особенно люблю одну технику, которая удовлетворяет всем пяти условиям: это индукция фиксации и работа с закрытыми глазами. Хотя она имеет разнообразные версии, основная схема выглядит примерно так (выделенные слова подчеркиваются голосом).
Я попрошу вас сфокусироваться на пятне, которое вы видите на противоположной стене. Когда вы будете смотреть на него, сфокусируйте взор за пятном, вдали от него — так, чт*обы пятно сделалось расплывчатым и нечетким. Когда вы всмотритесь в даль, вы можете ощутить, что в ваших глазах появляется тяжесть. Когда вы ощутите тяжесть в глазах, вы можете позволить им закрыться. [При необходимости сделайте паузу.] Когда ваши глаза закроются, вы можете обнаружить, что ваши мышцы становятся все более и более расслабленными. И чем дольше вы слушаете мой голос, тем больше могут расслабиться ваши мышцы и тем меньше вам приходится обращать внимание на любые посторонние звуки или ощущения. Вы можете слышать [например] шум кондиционера, чувствовать давление вашего тела на кресло, но по ходу того, как я буду продолжать говорить, вы сможете постепенно позволить этим ощущениям улетучиться из вашего сознания, вы становитесь все более и более расслабленным, чувствуя себя все более и более комфортно. И, по мере того как вы будете продолжать ощущать себя все более комфортно и расслабленно, вы сможете лучше фокусировать внимание на ваших внутренних ощущениях, осознавая, например, свое дыхание, расслабление мышц, даже ток крови по вашим сосудам. И вы сможете по собственному выбору замечать любые внутренние ощущения, которые оказываются для вас особенно важными прямо сейчас. Итак, чем дольше я продолжаю говорить, тем комфортнее и расслабленнее вы можете себя почувствовать.
Эту речь можно растягивать настолько, насколько необходимо, а гип-нотерапевт должен следить за реакциями, вызываемыми индукцией, и соответственно приноравливать ее скорость. Впоследствии спросите у клиента, правильная ли выдерживалась скорость, чтобы усовершенствовать свои будущие индукции.
Углубление
Эти техники призваны способствовать более полному переживанию тех состояний транса, на которые способен клиент. Как правило, те, кто обладает большей способностью к трансу, в состоянии пережить большее количество состояний или (метафорически) достигнуть “более глубокого уровня” гипноза. Опять-таки в литературе представлено широкое многообразие углубляющих техник. Мне особенно нравится лестничная техника за ее простоту и безобидность. Хотя существует несколько ее вариантов, основная схема выглядит приблизительно так:
Я хотел бы, чтобы вы увидели [или представили] себя стоящим на вершине лестницы. Когда я начну считать, вы будете спускаться на одну ступеньку, и так до тех пор, пока вы не окажетесь у ее подножия. Раз, все более и более расслабленно; два, глубже и глубже; три, ниже и ниже; четыре, пять, расслабляясь на ходу [и т. д.]. Теперь вы внизу. Я хочу, чтобы вы сели, откинувшись, в кресло с откидной спинкой, которое вы видите справа от себя, и расслабились еще больше.
Гипнотерапевт может проходить пять, десять или больше ступенек в зависимости от реакции индивида. Однако важно, чтобы число ступенек при спуске равнялось их числу при подъеме. Расхождение может смутить людей с хорошей способностью к трансу. Вариантами здесь являются лифт (когда индивид смотрит на указатели этажей), эскалатор (с использованием образа плавно текущей вниз лестницы) и техника ныряния (погружение в море все глубже и глубже). В моей практике был человек, которому в случае последней техники приходилось надевать дыхательный аппарат. Здесь, как и при индукциях, важно следить за реакцией клиента, чтобы убедиться в адекватности используемой скорости.
Тесты внушаемости
Для оценки способности индивида к трансу некоторые гипнотерапевты могут захотеть провести перед индукцией один или несколько тестов внушаемости. В литературе представлено много подобных тестов, но я люблю технику подъема и падения рук. Обычно она выполняется следующим образом.
Я хочу, чтобы вы положили руки перед собой, ладонями вниз — вот так [продемонстрировать]. Теперь переверните правую кисть ладонью кверху. Теперь закройте глаза. Сейчас я хочу, чтобы вы представили, что я вложил в вашу правую ладонь тяжелый предмет, а к левой привязал воздушный шарик, наполненный гелием. Ваша правая кисть становится тяжелее и тяжелее, а ваша левая кисть становится легче и легче. И ваша правая кисть опускается ниже и ниже, в то время как ваша левая кисть поднимается выше и выше. [Повторяйте это до тех пор, пока не достигнете результата, который, на ваш взгляд, свидетельствует о максимальном поднятии и опускании рук.] Теперь пусть ваши кисти и руки застынут, а вы откройте глаза.
Как правило, чем дальше отстоят друг от друга правая и левая кисти, тем выше способность к трансу. Эта демонстрация особенно впечатляет в групповом формате, когда всем видны индивидуальные различия в степени поднятия и опускания рук. Однако следует подчеркнуть, что любой тест лишь приблизительно свидетельствует о способности к трансу, поскольку на восприимчивость могут влиять и другие факторы, например комфортные ощущения, которые вызывают ситуация и гипнотизер. Повторение часто приводит к большей восприимчивости по мере того, как индивид ощущает себя все более и более комфортно.
Индукция Эриксона
Индукционные процедуры Эриксона опирались как на беседу, так и на ситуационный контекст. Поэтому гипнотерапевты, придерживающиеся данного направления, ратуют за создание условий, способствующих успешному проведению гипноза (Matthews et al., 1993). Это можно сделать путем открытого определения их как гипнотических и восприятия любой реакции клиента как валидной и означающей, что он или она входит в транс. Также важны внутренние процессы индивида, включая сознательное и бессознательное мышление (Matthews et al., 1993). Эрик-сон предпочитал выстраивать разговорную индукцию, как правило, в откровенно гипнотическом контексте, которая уполномочивала и побуждала индивидов исследовать свои скрытые смысловые значения и ассоциации, а также, возможно, создавать новые смысловые структуры и формы поведения. В индукции часто используются метафоры и аналогии. Поведение клиентов не оспаривается, а принимается и при необходимости изменяется. Гипнотические суггестии часто формулируются так, что любое действие индивида служит признаком его вхождения в транс. Хотя на первых этапах работы Эриксон пользовался прямыми суггестиями, он стал все больше опираться на их непрямые варианты, и сегодня последние выступают в качестве отличительного признака его подхода (Matthews et al., 1993).
Примером такой индукции (хотя и необычно короткой) могла бы быть следующая процедура.
Одним из первых действий, которые человек делает, когда входит в транс, бывает созерцание какого-нибудь пятна. Ему не нужно двигаться, делать вообще что-либо, а только позволить своему бессознательному мышлению активизироваться и выполнить всю работу. Сознание не должно ни в чем участвовать. И вы, пока я говорил с вами, изменили свое дыхание, у вас изменилось сердцебиение. Я знаю из прошлого опыта, что ваше артериальное давление изменилось, ваш пульс изменился, ваш мигательный рефлекс изменился. И вам на самом деле не нужно держать глаза открытыми, теперь вы можете их закрыть. Этот слабый трепет есть научение знакомству с самим собой на ином уровне бытия (Lankton and Lankton, p. 158-159).
Хотя последователи гипнотерапии Эриксона зачастую не отделяют фазу индукции от гипнотической работы, пример, приведенный ниже, касается работы с трансом при использовании гипнотической метафоры. Клиент из этого примера страдал подростковым энурезом, и я воспользовался метафорой “лови и держи”, чтобы побудить его удерживать мочу. Эта процедура была специально разработана для клиента, любившего рыбачить с отцом. Выделенные слова подчеркивались голосом.
Я хочу, чтобы ты представил, что ловишь с отцом рыбу. Ты ведь знаешь, что сначала ты должен поймать рыбу, потом — держать рыбу. Одно без другого бесполезно, согласись! Итак, представь, что ты ловишь рыбу и держишь рыбу, ловишь и держишь, ловишь и держишь, ловишь и держишь. Спустя какое-то время это получается само собой! Лови и держи, лови и держи. И чем больше ты об этом думаешь, тем больше можешь сделать так в других случаях жизни. У тебя получается держать и ловить другие вещи (Dowd, 1996, р. 299).
В дальнейшем при работе с тем же клиентом была использована следующая метафора с целью побуждения его к прогрессу в отношениях с родителями:
Познавая новые способы взросления, ты знакомишься с новыми возможностями быть так или иначе ближе к людям; продолжая расти и развиваться в различных направлениях, ты познаешь иные, но более глубокие чувства, получая удовольствие от перемен, которые ты производишь, и с интересом и волнением гадая, к чему это все приведет. И ты чувствуешь себя комфортно на фоне собственных процессов внутреннего роста, зная, что они приведут тебя к новым возможностям. Поэтому ты можешь относиться к окружающим не только иначе, но и лучше (Dowd 1996, р. 299).
Активный гипноз
Гипнозом этого типа можно воспользоваться, чтобы зарядить клиента энергией после релаксации. Он применялся во многих случаях, например при депрессии и спортивных состязаниях, когда целью является увеличение активности. При активном гипнозе как индукция, так и последующие гипнотические суггестии даются в живой, нежели в убаюкивающей, плавной манере. Кроме того, полезно бывает постепенно повышать темп речи по мере продвижения в работе. Хотя начинать индукцию вы можете при закрытых глазах клиента, далее может оказаться уместным попросить его открыть их. Конечно, первичная подготовка, касающаяся природы гипнотических явлений, остается обязательной, так чтобы открытию глаз не оказывалось сопротивления, чтобы оно не истолковывалось как отсутствие транса.
В приведенном ниже примере активной индукции использована левитация руки, аналогичная той, что была представлена ранее. Однако к активному гипнозу можно приспособить любую индукцию.
Закройте глаза, пусть кисти ваших рук покоятся на бедрах. Представьте нечто, что позволило бы одной из ваших кистей сделаться легкой и невесомой, похожей на воздушные шарики, которые привязаны к пальцам... Обращайте внимание на любые ощущения, которые возникают в вашей кисти... Отметьте разницу в ощущениях между кистями рук. Обратите внимание, как одна кисть начинает казаться легче другой... Почувствуйте, как легкость растекается... растекается в кисти... Ваша кисть становится легче... становится легче... гораздо легче, чем другая кисть и рука... Скоро она покажется такой легкой, что ваша кисть начнет подниматься... Ощущение такой легкости, что это чувство сродни подъему, похоже на парение... [Повторяйте, пока рука не начнет подниматься.] По мере того как ваша кисть поднимается, вы чувствуете себя все более и более энергичным, бодрым, испытывающим приятные ощущения во всем теле. Вам комфортно, но вы бодрствуете. Вы можете чувствовать себя позитивно и уверенно, вы способны контролировать свои чувства. Точно так же, как вы способны контролировать простые ощущения типа легкости, вы можете контролировать и другие чувства (Golden et al., 1987, p. 35-36).