Понятие личности в психологической и правовой науке

Личность — фун­даментальное понятие, одна из центр. проблем в психологии, имеющая ярко выраж. междисциплин. хар-р.

Понятие личности нередко заимств-ся из психологии, трансфор­м-ся представ-ми различных, в том числе и прав., наук (уг., гр. право, крим-гия, криминал-ка и др.), широко использ-их его примен-но к субъектам разл. пра­в-ний. Характ. чертой употр-я данного понятия в юр. лит-ре явл. более расширит. толков-е его содерж-я (по сравн-ю с тем, как оно тракт-ся в психологии), некот. его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, чел-к. Эту особен-ть следует иметь в виду, чтобы правильно ориентир-ся во всех этих терминах изучающим юр. психологию, кот., с одной стороны, опир-ся на фундамент-ные, принятые в пси­хологии понятия, а с др. — должна учитывать терминологию зако­нодат. актов, подзак. ист-ков права.

Неоднозн-ть данной проблемы усугубл-ся еще и тем, что в психолог. науке до сих пор не создано единой общепризн. теории личности, отс-вует и общий взгляд на ее определ-е, рас­простр-ны различн., порой противопол. подходы к раскрытию ее стр-ры и содерж-я. Все это создает опред. трудности не только для психологов, но и для правоведов, юристов, заним-ся практич. деят-тью, для кот. понятия: личность субъекта прав-ний, личность уч-ков уг., гр. про­цесса, личность виновного, потерп-го и тому подобное наполнены вполне конкр., в том числе и психолого-прав., содерж-ем.

Если рассм-ть чел-ка с самого начала его появления на свет, то о нем в научном плане можно говорить лишь как об индиви-д — представителе вида homo sapiens, кот. имеет обусловл. природой особ-ти или присущий ему генотип. В послед-ем его индивидные, генотипические св-ва получают дальнейшее развитие. Постепенно включаясь в систему сущ-щих в общ-ве отн-ний (сначала в семье, потом в школе), чел-к подверг-ся неизбеж­ному воздействию окруж. его соц. среды, в той или иной мере адапт-ся к ней, к соц. условиям своего бытия. То есть происходит постеп. процесс его соц-ции, формир-я его личности. Вот почему счит-ся, что чел-к не рожд-ся личностью, а ею становится. С этой точки зрения по сравнению с понятием инди­вид понятие личность — качественно более новое образов-е, появ­л-ся значит-но позже рождения чел-ка, вступ-го в отно-ния с окруж-ми его людьми.

Этимологически термин личность происходит от слова личина (persona — лат.) или маска, в кот. актер выступал на сцене древне­греч-го, а потом древнеримского театра. Т. е. первонач. смысл данного понятия сводился к чисто внешним проявлениям опред., заданной сценарием пьесы ролевой индивид-ти теат­р-го персонажа, выразителем кот. была та или иная маска, те­атр. роль. В послед. это внешнее проявление индивид-ти сохранилось и стало использ-ся в определении личности, че­л-ка, выступ-го в той или иной соц. роли.

Т. о., если понятие «индивид» указ-ет на связь чел-ка с природой, то понятие «личность» — на связь чел-ка с общ-вом, со­ц. средой. Поэтому в наст. время понятие «личность» уже не рассм-ся вне завис-ти от внешнего соц. окружения чел-ка, от того, как он восприн-ся со стороны, как проявляет себя в общ-ве, каков его индив. стиль поведения в самом широком спектре ситуаций, в конечном итоге — в какой мере он включен в общ. отн-я.

Теорет. подходы описания личности:

биологический— личность изуч-ся прежде всего с точки зрения генетич. предпосылок ее формиров-я и эволюц-го разви­тия, их влияния на поведенческие, соц. аспекты развития инди­вида, благодаря чему отдельные черты, св-ва личности перед-ся чел-ку по насл-ву, т.е. отдельные эл-ты, сост-щие содер­ж-е личности, имеют врожд-й, наследств-но обусл. ха­р-р;

экспериментальный — изучение личности идет от исследов-я перцептивных, познават. процессов, высшей нервной деят-­ти чел-ка, их роли в поведении в разл. ситуациях;

социальный— изуч-ся соц. среда, соц. роли, об­щ-но-историч., культ. условия, воздейств-щие на фор­мир-е личности чел-ка, кот. рассматр-ся и опис-ся как составная часть общ-ва, как продукт общ. развития;

гуманистический — в основе данного подхода лежит стремление в каждом чел-ке видеть личность, а в самой личности — ее духовное начало; с этих позиций исслед-ся ведущие признаки, отраж. ее осн. св-ва, внутр. стр-ру, кот. сопост-ся с поведенческими, соц. характ-ками индивида.


Наши рекомендации