Ю.зликвидация тупиковых ситуаций
шсяч автомобилей, находящихся одновременно в туннеле.
Поскольку многие из описанных в литературе методов ликвидации тупиковых ситуацийлишь незначительно различаются между собой и поскольку выбранное средство, стимулирующее мыслительный процесс, может оказаться не хуже любого другого, выше было рассмотрено лишь несколько примеров. Имеется целый ряд альтернативных средств, предлагаемых, например, Мэтчеттом (разд. 8.2) или Осборном [22]. Грегори [102] свел многие из этих методов в два перечня (которые здесь воспроизводятся с разрешения автора и Института инженеров-химиков ).
Перечень 1: Наводящие вопросы
Экономические:
Принцип Парето: рассмотреть основной злемент стоимости; "бритва Оккама". Оптимизировать прибыль. Выполнить оптимизацию в соответствии с диапазоном возможностей, например уменьшить капиталовложения до минимума,предусмотреть наименьший объем разработок и т.д. Обобщить преимущества.
Смысловые'.
Можем лимы написать книгу? монографию? докла
Практические:
Что мы получим, занимаясь этим?
Технические
Что надо знать, чтобы спроектировать завод0
Расширение технич кностей:
"то произойдет при предельных условиях11 Повысится или понизится температура0 Повысится или понизится давание0 Повысится или понизится концентрация0 Повысится или понизится содержаниепримесей'.'
"спользовйние dt >стиженип других дисциплин;
Какие новые средства или методы можно применить0 Какие идеи можно наши 8 Других исследовали
Г)Ценка тенденций:
На что указывают годовые обзоры? Какие значительные изменения произошли в США, ФРГ и т.д.? Какие идеи можно извлечь из тенденций экономического развития на последующие 5 лет? 10 лет? Какие выводы можно извлечь из истории предмета?
Новые системы отсчета:
Что произойдет, если изменится экономическая картина? Политическая картина? Если бы я имел полную свободу действий, как бы я поступил с данной отраслью промышленности? Как бы я изменил внутренние границы этого предмета?
Как бы я изменил внешние границы этого предмета?
Какие новые концепции достойны дальнейшей разработки?
Какие изменения в моих личных качествах повлияли бы на мое мышление и каким образом?
Так ли стабильны внешние условия, как кажется?
Что бы я сделал, если бы был молекулой? Если бы был конкурентом? Если бы жил в 2000 г.? Имея 1 тыс. фунтов стерлингов, что я сделал бы для получения наиболее значительного результата? А если бы мне дали 10 тыс.ф.ст.? ЮОтыс.ф.ст.?
Какая техническая идея будет модна через 5 лет? 10 лет?
Перечень 2: Рекомендации по решению проблемы
Разделить на части и выделить основную проблему. Если возможно, использовать методики.
Предположить, что проблема решена, и идти от последствий назад к основной структуре.
Испробовать каждую логическую методику.
Испробовать каждую очевидную методику.
Использовать топологический метод для изменения структуры, например усилить, ослабить или "телескопически раздвинуть".
Использовать метод аналогии, т.е. какую-то физическую модель:
1) рассмотреть биологические системы; 2 ) изучить возможные метафоры;