Роберт Оуэн и влияние его идей на формирование научных направлений и школ менеджмента
Тема развитие взглядов на научный менеджмент и управление предприятием на сегодняшний день актуально. Научный менеджмент стал зарождаться в период с 1491 г. до н.э по XX век. Этот период явился последней и самой крупной вехой в развитии донаучного менеджмента, причем как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики.
Наиболее весомый вклад в развитие научного менеджмента вложили такие знаменитые люди, как: Дж. Локк, Томас Гоббс, Адам Смит, Роберт Оуэн, Давид Риккардо, Роберт Оуэн, Альфред Маршалл. Это основоположники теоретических основ научного менеджмента.
Также следует выделить управленцев в области практики, которые вошли в историю менеджмента, как основоположники «практического научного менеджмента». Наиболее яркой фигурой стал Роберт Оуэн.
В 1813 году в своем «Обращении к управляющим мануфактурами» выдвигает революционную идею о том, что руководителям следует уделять столько же внимания «живым механизмам» (работникам), сколько и «неживым машинам». Именно в этот период были сформулированы основные идеи научного менеджмента, которые в дальнейшем были конкретизированы последователями взглядов Роберт Оуэна и другими представителями различных школ научного менеджмента. Тогда же складывались объективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера – Ф. У. Тейлора.
Цель работы состоит в изучении хронологии развития взглядов на научный менеджмент.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
1. Рассмотреть хронологию взглядов на научный менеджмент и управление предприятием;
Оценить вклад Роберта Оуэна в развитие науки управления.
Заключение
Подводя итоги работы можно сделать ряд выводов:
Научный менеджмент стал зарождаться в период с 1491 г. до н.э по XX век.
Наиболее яркими открытиями стали:
1776 г. Адам Смит в «Благосостоянии наций» рассматривает оптимальный вариант организации фабрики по изготовлению булавок; это становится самым существенным и известным изложением экономического обоснования производственной системы и принципа разделения труда.
1813 г. Роберт Оуэн в своем «Обращении к управляющим мануфактурами» выдвигает революционную идею о том, что руководителям следует уделять столько же внимания «живым механизмам» (работникам), сколько и «неживым машинам». Далее в работе рассмотрим более подробно его вклад в науку управления.
1902 г. Вильфредо Парето становится «отцом» концепции социальных систем; его представления об обществе будут впоследствии использованы Элтоном Майо, и специалистами в области человеческих отношений в организационном контексте.
1903 г.Фредерик У. Тейлор публикует «Управление предприятием».
1911 г. Фредерик У. Тейлор публикует «Принципы научного управления».
1912 г. Харрингтон Эмерсон опубликовывает работу «Двенадцать принципов эффективности», в которой предлагает взаимозависимую, скоординированную систему управления.
1916 г. Во Франции Генри Файоль публикует свою работу «Общее и практическое управление», в которой впервые дана полная версия теории управления.
1943 г. Слова Абрахама Маслоу о «необходимости иерархии» впервые появляются в его работе «Психологический анализ» в главе «Теория человеческой мотивации».
1981г. «Теория Z» Томаса Оучи и «Искусство японского управления» Паскаля и Атоса популяризируют японские методы управления.
2000 г.Впервые основные факторы, формирующие доверие в изменяющемся мире, комплексно и взаимосвязанно раскрываются в книге Роберта Брюса Шо «Ключи к доверию в организациях». Детально исследуются пути создания, поддержания и развития духа доверия в организациях перед лицом возрастающих экономических трудностей и конкуренции.
2001 г. Дэвид Джаффи, подвергнув критическому анализу распространенные концепции функционирования и развития организаций, сформулировал черты новой организационной парадигмы, базирующейся на сочетании постбюрократизации, культуры и знаний, вертикальных и горизонтальных связей, стратегических альянсов и виртуальных структур. В книге «Организационные теории: связи и изменения» он дал развернутую характеристику происходящих и предстоящих изменений.
Рассматривая вклад Роберта Оуэна в развитие науки управления можно сказать, что:
Роберт Оуэн (Owen, Robert) (1771–1858), английский теоретик социализма и промышленник.
С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия).
Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа.
В 1813 он опубликовал памфлет Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера (New View of Society; or Essays on the Principle of the Formation of the Human Character), в котором нашли отражение некоторые его идеи. В 1814, выкупив доли компаньонов, Оуэн основал новую компанию, куда на правах пайщиков вошли, среди прочих, квакер Уильям Аллен и философ Иеремия Бентам. Суть неустанно пропагандировавшейся доктрины Оуэна заключалась в следующем: характер человека формируется обстоятельствами и социальным окружением, поэтому люди не несут ответственности за свои поступки. Их следует обучать и смягчать их нравы, как можно раньше начинать прививать им правила должного поведения. Экономические взгляды Оуэна выводились из принципа, в соответствии с которым труд — общепризнанное естественное благо.
Экономический кризис, наступивший после 1815, побудил Оуэна предложить план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества». Правда, антирелигиозные взгляды Оуэна оттолкнули многих сторонников его учения. Лишь к 1825 он сумел создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией».
В 1829 он оставил управление фабрикой в Нью-Ленарке и занялся популяризацией своего учения.
Одновременно с реорганизацией обращения Оуэн пропагандировал широко задуманную утопичную реорганизацию производства, также в качестве мероприятия для мирного перехода к социалистическому строю. Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею того, что спустя полтора столетия стало на Западе повсеместно распространенным явлением, получившим название социального партнерства. Но эта идея настолько обогнала свое время, что была отвергнута современным ему обществом и вскоре предана забвению.
Роберт Оуэн (1771–1858) – английский промышленник и крупный теоретик социализма, один из первых социальных реформаторов XIX в.
Р. Оуэн родился в Уэльсе в семье бедного ремесленника. Оставив учебу в школе в возрасте девяти лет, стал учеником в магазине тканей. В 1785 г. Р. Оуэн приехал в Лондон с целью приобретения опыта и получения места подручного в крупном и известном магазине мануфактурных товаров. В 1788 г. переселился в Манчестер. В 1790 г. он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой в Манчестере, на которой работало около пятисот рабочих. Успешность его деятельности на этом посту позволила быстро стать партнером владельца. В 1793 г. стал членом Литературного и философского общества Манчестера. В 1799 г. Р. Оуэн и его партнеры купили четыре ткацкие фабрики в Нью-Ленарке (Шотландия).
В течение почти двадцати лет (с 1800 г.) на принадлежащих Р. Оуэну и его партнерам фабриках проводился социально-управленческий эксперимент, целью которого была гуманизация отношений между предпринимателями и рабочими и нахождение новых способов организации производства и управления, которые позволили бы облегчить условия труда, повысить заработную плату работникам и предоставить им гарантии занятости. В Англии Р. Оуэну не удалось полностью реализовать свою концепцию.
Поскольку Р. Оуэн открыто критиковал капитализм и пропагандировал коммунистические идеи, в Англии его начали преследовать, результатом чего стал переезд Америку. В 1825 г. он купил в штате Индиана 30 тыс. акров земли, на которой организовал коммунистическую производительную колонию «Новая Гармония». В ней был установлен особый порядок, отражавший взгляды учредителя на новое, коммунистическое общество. В соответствии с его идеями собственность в колонии объявлялась общественной, устанавливался общий труд, а распределение продуктов труда происходило на основе затраченного труда. Все члены колонии имели равные права на пищу, одежду, жилище и воспитание. Однако эксперимент быстро провалился. Сами колонисты не были подготовлены к такому «социальному эксперименту», они стали враждовать друг с другом и стремиться к личному обогащению. В 1828 г. Р. Оуэн вернулся на родину.
Основные работы: «Об образовании человеческого характера» (1814), «Замечания о влиянии промышленной системы» (1815), «Доклад графству Ленарк» (1820), «Изложение рациональной системы общества» (1830), «Книга о новом нравственном мире» (1840).
Р. Оуэн был одним из первых, кто на практике попытался реализовать новые подходы к управлению.
Социальная реформа. Когда Р. Оуэн встал во главе фабрик в Нью-Ленарке (где трудилось около 2000 человек, в том числе 500 нищих детей в возрасте от пяти лет из местных работных домов), они представляли собой типичные предприятия того времени. Рабочий день на фабриках продолжался 14 часов, заработная плата была минимальной, широко применялся детский труд, жилищные условия работников были ужасны, а в самом поселке процветали пьянство и беспорядки. В этих условиях Р. Оуэн начал свой эксперимент в области просвещенного патерналистского управления. Своими реформами он стремился показать, что при надлежащем «просвещенном управлении» можно повысить уровень производительности труда, улучшить качество изделий и на основе этого существенно повысить доходность предприятия[133].
Приступая к реформированию, Р. Оуэн исходил из того, что человек является продуктом окружающих его условий и воспитания, поэтому чем лучше то и другое, тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа. Примером своей фабрики он хотел продемонстрировать высшим классам, что забота о низших классах вполне совпадает с их интересами. Если владельцы фабрик будут относиться к «живым машинам» так же внимательно, как и к «неживым», они смогут спокойно пользоваться своим богатством и разлить вокруг себя благосостояние, культуру и искреннюю благодарность.
Р. Оуэн выдержал в Нью-Ленарке трудное испытание. Первоначально приход чужака рабочие восприняли с негодованием и подозрительно отнеслись к его новым проектам, а компаньоны, хотя и сочувствовали ему в его стремлениях, опасались за свои вложения. Несмотря на эти проблемы, он начал эксперимент. Реформирование управления на фабриках Р. Оуэн проводил по следующим основным направлениям:
1. Улучшение условий труда.
Во-первых, был сокращен рабочий день. Сначала Р. Оуэн хотел сократить рабочий день до 10 часов, однако под давлением компаньонов был вынужден увеличить его до 12 часов.
Во-вторых, был запрещен труд детей младше 10 лет. Проводились также мероприятия по облегчению женского и детского труда. Для детей была создана сеть бесплатных образовательно-воспитательных учреждений:
• Школа для маленьких детей (от года до шести лет), включающая в себя ясли, детский сад и площадку для игр. Здесь не проводилось систематическое обучение письму и чтению, а основное внимание уделялось эстетическому воспитанию. Дети учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Кроме того, детям подробно разъясняли правила коллективного общения, указывали, что они должны не обижать своих товарищей, уважать их и оказывать им помощь, когда это необходимо.
• Начальная школа (от 6 до 10 лет). Обучение в начальной школе было гораздо шире, чем во всех других английских начальных школах. Учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Р. Оуэн совершенно исключил из школы распространенное в то время религиозное обучение. Большое значение он придавал трудовому воспитанию детей. В школе они приобретали некоторые трудовые навыки, например, мальчики овладевали простейшими навыками ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались домоводству: кройке, шитью и приготовлению пищи.
• Вечерняя школа для детей старше 10 лет и подростков, работающих на производстве. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике.
Кроме того, для взрослых рабочих и их семей Р. Оуэн организовал рабочий клуб, в котором вечерами проводились культурно-просветительные мероприятия: организовывались лекции, беседы и концерты. В работниках Р. Оуэн стремился воспитать чувство общности и гордости за свое предприятие, развить их социальную активность, ввести частичное самоуправление.
В-третьих, была значительно увеличена заработная плата. Одна из особенностей оплаты труда заключалась в том, что жалованье выплачивалось даже в периоды вынужденного простоя предприятия. Так, например, работники получали зарплату в течение четырех месяцев, несмотря на остановку работы на
фабриках во время эмбарго на экспорт сукна в Америку. На предприятии были также организованы обеды за счет компании.
2. Улучшение условий жизни рабочих.
В поселке Р. Оуэн улучшил существовавшие дома и начал строительство новых, занялся мощением дорог и ввел систему уборки улиц. В сельском магазине продукты отпускались по себестоимости. Р. Оуэн пытался также повлиять на моральные устои работников. На предприятиях и в поселке существовала практика выбора дружин для патрулирования улиц, поддержания общественного порядка и санитарного надзора. Было создано местное правительство и специальная картотека с целью учета пьянства, которое каралось специальными штрафами. Зимой в ночное время в поселке объявлялся комендантский час[134].
Эти нововведения позволили быстро навести порядок и достичь поразительного социального эффекта. На фабриках произошло увеличение производительности труда и резко снизился уровень травматизма рабочих. Поселок стал чистым, сократилась преступность, а пьянство было практически искоренено. Очевидными стали тенденции трудолюбия, взаимопомощи, терпимости (в том числе национальной и религиозной) и соблюдения основных требований общественного порядка.
3. Совершенствование общего управления предприятием.
Р. Оуэн ввел ежедневный и еженедельный учет запасов сырья, незавершенного производства и готовой продукции. Был введен дополнительный контроль за введением новой техники.
Изменение системы управления позволило превратить фабрики в Нью-Ленарке в одни из самых высокопроизводительных и прибыльных компаний. Было доказано, что «просвещенное управление» позитивно влияет на производство. Избранный подход позволил увеличить производительность труда, улучшить качество нитей, а прибыли самого Р. Оуэна и его партнеров постоянно росли. Но, несмотря на это, владельцы других предприятий видели мало здравого смысла в подобных реформах, и ни один из них не последовал его примеру.
Р. Оуэн активно пропагандировал свои достижения, стремился придать им всеобщий характер. Однако реформы, предлагаемые им, были слишком прогрессивными для своего времени. Они не получили должной поддержки ни от фабрикантов, ни от церкви, ни от политиков. Предложенный им законопроект фабричного законодательства, по которому запрещался труд детей до 10 лет, а продолжительность рабочего дня ограничивалась 10 часами, не был принят в парламенте. Фабричным актом 1819 г. вводились новые правовые нормы, однако в них нашли отражение лишь незначительные ограничения применения женского и детского труда. Согласно этому закону, минимальный рабочий возраст был увеличен до 9 лет, а рабочий день сокращен до 12 часов, к тому же это относилось только к детям до 16 лет, и не вводилось правил для обучения подмастерьев.
Особенности управления персоналом. Р. Оуэн считается родоначальником менеджмента по управлению персоналом. Основой своей политики реформ Р. Оуэн считал кадровую политику. При приеме на работу он предложил оценивать способности потенциального работника и в соответствии с этим предлагать тот или иной вид работы.
Для поддержания дисциплины Р. Оуэн отказался от карательных мер с использованием телесных наказаний и прибегал только к административному и воспитательному воздействию на работников. Также воровство и другие аморальные поступки он пресекал административными и увещевательными мерами и тем самым старался пробудить сознательность работников.
Одним из первых Р. Оуэн понял значение морального стимулирования работников. Для оценки выполнения заданий рабочими на фабриках он использовал «характеристические книги», в которых записывались ежедневные данные о выработке продукции каждым рабочим[135]. В дополнение к «характеристическим книгам» Р. Оуэн разработал систему так называемого «бесшумного контролера». Он ставил четыре вида оценок каждому начальнику, который, в свою очередь, так же оценивал своих подчиненных. Поведение рабочих регистрировалось мастерами и контролерами, использовавшими характеристические диаграммы, или «бесшумные контролеры», т. е. деревянные дощечки разных цветов. По итогам дня на рабочих местах на всеобщее обозрение устанавливались дощечки того цвета, который соответствовал оценке труда и поведения рабочего. Черный цвет означал плохое поведение и плохую работу, голубой – безразличие, оранжевый – хорошее, белый – отличное поведение и работу. Приходя на работу, каждый мог увидеть, как работал рабочий в предыдущий день. По мнению Р. Оуэна, такая система должна была заставить лентяев работать, а тех, кто имел белую табличку, стимулировать работать так же эффективно. Предложенная Р. Оуэном система оценки и мотивации труда оказалась очень эффективной, и постепенно число оранжевых и белых дощечек стало увеличиваться. Так без увеличения заработной платы Р. Оуэн добился роста производительности труда.
Новаторским для своего времени было понимание Р. Оуэном необходимости вложений в человеческий капитал. Он обвинял фабрикантов в том, что они заботились о сокращении материальных издержек, тратили огромные средства на закупку оборудования, но при этом не делали никаких инвестиций в работников, в то время как отдача от таких вложений очень велика. По его мнению, деньги, потраченные на обучение и повышение квалификации работников, улучшение социально-психологической обстановки на предприятии, принесут не 5–10 % прибыли, а 50 и даже 100 %.
Таким образом, Р. Оуэн намного опередил свое время. Он первым не только высказал, но и попытался внедрить на практике концепцию социально ориентированного управления. Многие высказанные им идеи получили дальнейшее обоснование и развитие только во второй половине ХХ в. в рамках гуманистического направления менеджмента.
« Люди трудолюбивые, создатели общества,
знания и всего, что есть умного в обществе!
Объедините свои силы для создания разумного
и основанного на справедливости человеческого
существования, где единственным видом
соперничества будет соперничество в деле
производства наибольшей суммы прочного
счастья для человеческого рода».
Р.Оуэн
Идеал равенства и справедливости действительно лежал в основе учения Роберта Оуэна (1771- 1858), оригинального мыслителя, человека поистине неуемной энергии, блестящего организатора. С его именем тесно связано зарождение кооперативного движения, тред- юнионизма, реформы фабричного законодательства. И что еще примечательно. Оуэн со своими последователями пытался реализовывать на практике в Англии и США свой проект коммунистического общества, общества справедливости и равенства.
Оуэн считал себя «индивидом, сотворенным обстоятельствами». Эти слова не только отражают суть многих его представлений о «природе» человека, его возможностях. Они являются «ключом» к пониманию особенностей формирования и развития взглядов Оуэна, его размышлений о причинах существующего неравенства, несправедливости и путях их устранения.
Взгляды Оуэна не были изложены в каком-либо обобщающем труде или в нескольких работах. Его идеи разбросаны в многочисленных трактатах, докладах, речах и письмах.
Оуэн формировался как мыслитель и реформатор в период промышленной революции в Англии. Накануне промышленной революции он попал в Манчестер, «текстильную столицу» страны.
До середины XVIII века ткачи работали в основном на дому, используя лишь простейшие станки. Однако с появлением новых машин, слишком сложных и дорогих для кустарей-одиночек, началось бурное строительство фабрик, куда рабочих нанимали чаще всего для выполнения одной-единственной операции. Таким образом, кустарное производство превратилось в промышленное.
Именно в Манчестере Роберт Оуэн впервые услышал о Джеймсе Харгривсе, Ричарде Аркрайте и Сэмюэле Кромптоне, чьи изобретения привели к революции в ткацком деле. Первая прядильная машина Харгривса – «Дженни», созданная в 1760-х годах, представляла собой примитивную раму с несколькими веретенами. Станок Аркрайта, построенный за два года до рождения Оуэна, имел привод от водяного колеса, а нити в нем протягивались через валики и наматывались на несколько бобин. Созданный спустя десять лет прядильный аппарат Кромптона мог вытягивать уже тысячу нитей одновременно.
К середине XIX века Англия стала безусловным мировым лидером – прежде всего благодаря паровой машине, изобретенной Джеймсом Уаттом. В 1850 году суммарная мощность английских паровых машин составляла 1,2 млн лошадиных сил, и по этому показателю страна опережала все остальные государства Европы, вместе взятые. На долю «мастерской мира» приходилась примерно половина мирового рынка промышленных изделий и около трети мирового промышленного производства. Традиционно одной из наиболее динамичных отраслей английской промышленности было производство тканей.
Оуэн, осмысливая последствия промышленной революции, пришел к выводу, что машинное производство пагубно сказывается на положении общества, характерах людей. «По мере того, как дух конкуренции усиливался, а приобретение богатства становилось трудным, эти низшие слои населения, благодаря последовательному ухудшению их положения, оказывались в состоянии более униженном, чем могут себе представить люди, не наблюдавшие внимательно этих перемен по мере их выявления. В итоге они находятся в настоящее время в состоянии, неизмеримо более унизительном и плачевном, чем это было до возникновения указанной промышленности, от успеха которой зависит теперь самое их существование».
Учитывая неравенство, бедствия и нищету народа, пропасть, разделяющую богатых и бедных, машинное производство ведет, по мнению мыслителя, к падению нравственности, распаду общественных связей, массовому недовольству социальных низов.
Но в этом случае возникает неразрешимая, на первый взгляд, дилемма: либо машины, их всемерное внедрение, либо благополучие трудящихся. Однако Оуэн не считает эту проблему неразрешимой. Он приходит к мысли, что для ликвидации социального неравенства нужно не ликвидировать машины, которые облегчают труд работников и ведут к изобилию, а реорганизовать всю общественную систему, построив ее на принципах равенства членов.
Несомненной заслугой мыслителя является его вывод о том, что путь к наилучшему, справедливому общественному строю обеспечивается не только человеческой волей, сознанием и моралью, но самое главное – это путь всемерного развития производительных сил.
Царящие в обществе неравенство и несправедливость являются, по мнению Оуэна, следствием невежества людей, которые поступают вопреки велениям и требованиям своей «природы», как бы ни отличались они внешне и своим характером. Имея от рождения равные инстинкты, будучи одинаково неопытными и невежественными, люди формируются как личности в различных социальных условиях. Оуэн использует философию Просвещения, утверждая, что человек - продукт среды, или, лучше сказать, обстоятельств. «Неравенство проистекает прямо из того, основанного на зле, принципа, что человек формирует себя сам и что ему можно вменить в заслугу или в вину то, чем он является». Если следовать этому постулату, то равенство на практике совершенно невозможно. Напротив, при следовании истинному началу общества – «характер создается у каждого человека без заслуги или вины с его стороны» - неравенство условий скоро бы исчезло.
Вроде бы, идея не нова. Она высказывалась большинством материалистов XVIII века. Но, говоря о внешней среде, мыслители Просвещения имели в виду климат, форму правления, политическое неравенство, в меньшей мере уделяя внимание вопросам имущественного неравенства. Оуэн смотрел на этот вопрос иначе. По его убеждению, разум человека, его личные качества зависят от условий быта, характера труда, а самое главное, от тех отношений между людьми, которые определяются господствующей формой собственности. Другими словами, Оуэн видел в характере людей отражение социальных условий.
Теория среды, на которую опирался Оуэн, помогает понять истоки его отрицательного отношения ко всякому противоборству. Раз человек – продукт среды, то он не виноват нив чем, не отвечает за свои чувства и поступки. Всему виной обстоятельства. Поэтому насилие, борьба сил, классов в обществе, с точки зрения Оуэна, совершенное неоправданно и потому неприемлемо. Очевидно, что такое толкование «внешней среды» было реакцией на Великую французскую революцию. Она, по убеждению Оуэна, не улучшила положение народных низов, хотя и принесла политические завоевания, уничтожила религиозный фанатизм. Но революция породила хаос, кровопролитие, привела к замене одних страдальцев другими. Изменения, считает Оуэн, должны происходить постепенно и только мирным, ненасильственным путем.
В конце XVIII века проблема взаимоотношений труда и капитала не давала покоя многим мыслителям. Однако именно Роббер Оуэн первым попробовал решить ее практически.
Оуэн познакомился с Дэвидом Дэйлом – владельцем крупнейшего в стране текстильного бизнеса. Главной его частью являлись четыре крупные фабрики в шотландском поселке Нью-Ланарк. И фабрики, и поселок Дэйл вместе с упомянутым Аркрайтом построил еще в 1783 году с расчетом использовать в качестве источника энергии расположенные неподалеку водопады на реке Клайд. К моменту знакомства Оуэна с Дэйлом в Нью-Ланарке проживали более 2000 семей рабочих.
Дэвид Дэйл, в отличие от большинства тогдашних промышленников, уделял большое внимание условиям жизни работников и, в частности, охране здоровья работавших на производстве детей. Оуэн, принятый на должность управляющего, узнал от друзей, что Дэйл не прочь продать свои фабрики тому, кто будет придерживаться тех же гуманных принципов.
Дэвид Дэйл оказался как раз тем человеком, в котором нуждался распираемый разнообразными идеями Оуэн.
Новый хозяин Нью-Ланарка начал с того, что принялся внедрять на производстве нигде и никогда прежде не виданный стиль управления. И у работавшего на него «трудового коллектива» началась другая жизнь.
Поскольку образование являлось краеугольным камнем оуэновской системы воспитания «рационального и гуманного характера», он распорядился построить школы для детей рабочих, а также первую на Британских островах «школу для младенцев» (Infant School) – аналог сегодняшних яслей и детских садов. Как писал один историк, современник фабриканта, «образование стало паровым двигателем для создания нового морального мира, о котором грезил Оуэн».
Кроме того, новый хозяин Нью-Ланарка ограничил использование детского труда: если до Оуэна там трудились дети начиная с 5-летнего возраста и работали они по 13 часов (кстати, вполне щадящие условия по тогдашним меркам), то теперь минимально возможный для работы возраст составлял 10 лет, а рабочий день для детей – 10 часов.
Придуманный Оуэном проект «идеального рабочего поселка» включал в себя бесплатные школу, детский сад, вечерние классы для рабочих и медицинскую помощь, а также «общинный» магазин с минимальными ценами на товары. Что же касается условий труда, то рабочие места на фабриках Оуэна стали эталоном чистоты и безопасности, недостижимым для других промышленных предприятий того времени.
Воплощая свои идеи, Оуэн стремился максимально зарегламентировать жизнь подчиненных (разумеется, для их же блага) и порой перегибал здесь палку, что вызывало у них глухой протест. Тем не менее, со временем успех затеянного фабрикантом-реформатором социального эксперимента стал очевиден для всех: как писал Фридрих Энгельс, отнюдь не склонный к излишней восторженности, Нью-Ланарк превратился «в образцовую колонию, которая не знала, что такое пьянство, полиция, уголовные суды и попечительские процессы».
Кроме того, Оуэн показал себя талантливым менеджером, научившись извлекать вполне осязаемую выгоду из того, что людям недалеким казалось простой филантропией. Например, его «внутренний» магазин позволил увеличить реальный доход рабочих без повышения заработной платы, а ясли и детские сады разгружали женщин, которые после «декрета» возвращались к станкам. Значительно повысилась и производительность труда. Имея лишь небольшой стартовый капитал, Роберт Оуэн сумел превратить свои фабрики в сверхдоходные предприятия.
Стремясь объяснить материальную основу царящей в обществе несправедливости, Оуэн использует политэкономисческие идеи. И это означало немаловажный поворот в теоретическом обосновании идей утопического коммунизма. В основе политэкономии Оуэна лежит система Д.Рикардо. Но, соглашаясь с Д.Рикардо в том, что единственным источником стоимости является труд, однако в отличие от него он считал, что при капитализме закон стоимости не действует, поскольку здесь продукт труда не полностью принадлежит рабочему, а распределяется между рабочими, капиталистами и землевладельцами. Такое распределение продукта труда Оуэн считал несправедливым, требовал реорганизации общества, которая обеспечила бы рабочему получение полного продукта его труда. Следовательно, из теории трудовой стоимости Рикардо он сделал социалистический вывод и попытался доказать, опираясь на эту теорию, необходимость радикальных перемен в обществе.
Но теорию трудовой стоимости Оуэн до конца не понял. Он утверждал, что стоимость товара при капитализме измеряется не трудом, а деньгами. Деньги же искажают истинную величину стоимости, являются не естественным, а искусственным мерилом, маскируют подлинные затраты труда на производство товаров. Естественным же мерилом является труд. Он выступал как активный противник денег и предлагал заменить их рабочими деньгами-квитанциями, на которых значилось бы, сколько часов труда затрачено на производство определенного товара. Эту квитанцию производитель товара сможет обменять на другой товар, на который затрачено такое же количество труда. Подобную операцию можно будет осуществить на созданном для этих целей базаре справедливого обмена. Этот проект свидетельствует о непонимании Оуэном природы стоимости, величина которой определяется не индивидуальными общественно необходимыми затратами труда.
Анализируя современное ему общество, Роберт Оуэн пришел к выводу о том, что враждебное отношение людей друг к другу, состояние постоянной конкуренции, разобщенности кроется в господстве частной собственности.
Этот вывод был результатом долгих размышлений и практический деятельности в Нью-Ланарке. Вплоть до 1817 года он ни разу ни в своих произведениях, ни в публичных выступлениях не высказывался против частной собственности. Перелом во взглядах наступил в 1817 году. Оуэн начал активно выступать за ее упразднение как непременное условие установления нового – справедливого, «разумного» общества. При этом к оценке частной собственности он подходил не только с моральной, но и социально-экономической точки зрения. Примечательна в этом отношении одна из наиболее зрелых работ мыслителя «Книга о новом нравственном мире» ( Book of the new moral world, 1831-1844 гг.)
Другой причиной социальной несправедливости и неравенства в обществе Оуэн считал буржуазный брак. Брак, основанный не на взаимной склонности людей, а на корысти, лжи, ведет к возникновению неестественных отношений между мужчиной и женщиной, порождает неверность в браке, проституцию, невозможность хорошего воспитания детей в таких семьях.
В своих произведениях и выступлениях Оуэн всячески подчеркивал реакционную роль религии. Он утверждал, что духовенство всего мира своей ложью, абсурдом и таинствами исковеркало человечество, способствовало закреплению порочной общественной системы. Однако, критикуя религию, Оуэн явно недооценивал содержащиеся в ней общечеловеческие, гуманистические нормы и принципы.
«Троица зол» (частная собственность, буржуазный брак и религия), нищета и пороки, царящие в обществе, являются для Оуэна не только доказательством его несправедливости, но и необходимости коренного переустройства. Поэтому подобно другим социалистам-утопистам Оуэн противопоставляет свой общественный идеал существующей системе, которая, с его точки зрения, порочна.
Разрабатывая основные принципы справедливого строя, Оуэй называл его «социальной системой», а чаще «новым нравственным миром».
В постановке основных вопросов его организации Роберт Оуэн не слишком оригинален. Но в том, как он решает эти вопросы, можно увидеть черты, отличающие его учение от утопий XYI –XYIII вв.
Какие же принципы лежат в основе «нового нравственного мира»? Как уже отмечалось выше, самым важным вопросом, от решения которого зависит вся жизнедеятельность общества, является, по мнению Оуэна, вопрос о собственности.
В условиях машинного производства целесообразно обобществление собственности, а не ее раздел. Рационально используя машины, члены коммуны, считал Оуэн, смогут добиться изобилия, того, чтобы у каждого была уверенность, что он никогда не будет нуждаться в предметах, необходимых для его существования, и в разумных удобствах.
Подлинное равенство в обществе, по мнению Роберта Оуэна, возможно лишь при всеобщем, обязательном трудеграждан. За счет использования машин труд будет непродолжительным (не более четырех часов в день), приятным и обеспечит изобилие продуктов и услуг.
Однако, необходимо отметить, что в своих взглядах Оуэн отрицает «принцип индивидуальной заинтересованности» граждан в труде. Для Оуэна стремление к соперничеству является порождением неразумного и порочного общественного устройства. По его мнению, верно оценив «природу» человека, правильно организовав производство и распределение, можно ликвидировать всякую конкуренцию.
Оуэн явно недооценивал роль личной заинтересованности, не понял, что именно конкуренция в значительной степени толкает на создание новых машин. А ведь именно за счет широкого внедрения машин в производстве и быту мыслитель надеялся ликвидировать наиболее тяжелый ручной и облегчить физический труд.
Что же, по мнению Оуэна, будет побуждать человека к труду, при котором «все, что должно быть сделано, будет сделано самым лучшим образом, охотно, с удовольствием и с величайшей пользой для каждого»? По мнению Оуэна это прирожденная потребность к деятельности, осознание человеком «всеобщей пользы» его труда, полученное воспитание, собственно говоря, вся атмосфера общества. В его рассуждениях чувствуется определенная эйфория. Он явно переоценивает отношение людей к труду, рассматривает его как естественную потребность человека и источник наслаждения. И не сознает, что не только в его время, но еще на долгие десятилетия труд остается для многих людей необходимостью.
С недооценкой роли личной заинтересованности людей в результатах своего труда самому Оуэну пришлось столкнуться уже в ходе своих коммунистических опытов, когда распалась коммуна «Новая гармония». Утопист пытался решить проблему труда как бы вне человека, только за счет реорганизации общества и использования машин.
Экономической основой нового общества Оуэн считал кооперативные общины, в которых должно быть «самое совершенное руководство». Оуэн считал, что управление должно свестись, по существу, к наблюдению за производственными процессами, и при этом постепенно руководство станет « простым отдохновением». Им будут заниматься люди в возрасте от 20 до 25 лет, обладающие умеренными способностями. Как видно, управление трактуется Оуэном явно упрощенно. Столь же просто решается им, кстати, и проблема распределения, которое превращается в простую выдачу вещей, ежедневно требующихся для употребления и потребления. А это значит, что « каждый получит по справедливости, причем каждый человек будет действовать справедливо в отношении всякого другого».
Доказывая возможность сочетания, даже гармонизации личных и общественных интересов людей в коммуне, Оуэн пришел к выводу, что единственно допустимая справедливая классификация людей – по возрасту. В этом ему видится гарантия равенства, так как каждый человек проходит в течение жизни все возрастные стадии и имеет возможность участвовать в труде, управлении, распределении, разработки законов и т.д.
Оуэн насчитывал 8 классов по возрасту, каждый из которых выполняет свои функции. Члены общины до 25 лет образуют 5 групп: первая- дети до 5 лет, ни получают начальное образование и оказывают посильную помощь взрослым; вторая- дети от 5 до 10 лет, они продолжают обучение, приобретают практические навыки и принимают посильное участие в общественном труде под надзором членов третьей группы; третья- дети от 10 до 15 лет, которые выполняют домашние работы и готовятся к труду в промышленности и сельском хозяйстве; четвертая- люди от15 до 20 лет- основные производители материальных благ; пятая- люди от 20 до 25 лет- руководят производством и воспитанием во всех отраслях. Затем идут группы, занятые сохранением и распределением материальных благ: шестая- люди от 25 до 30 лет- выполняют те же функции, которые в старом обществе лежат на плечах владельцев предприятий и директоров, а также университетских профессоров; седьмая- люди от 30 до 40 лет- внутреннее управление общин; восьмая- от 40 до 50 лет- внешние сношения. Наконец, старейшины (люди старше 60 лет) образуют группу хранителей конституции, учреждают новые общины.
Оуэн питал большое пристрастие к равенству. Однако, на деле получалось, что в его идеале справедливого общества ущемлялись интересы отдельного человека во имя общего интереса. Несмотря на то, что, по взглядам Оуэна, каждый член общины располагает полной свободой выражения своих мыслей по всем предметам, возможностью перемещения и путешествий, в утопии Оуэна просматриваются явные тенденции к унификации и стандартизации жизни людей. По словам Оуэна, не будет никаких различий между людьми по уровню образования, по условиям жизни, занятиям и развлечениям. Все будут получать одинаковую пищу и одежду. Так постепенно свобода, которую обещает Оуэн членам справедливого и разумного общества, оборачивается в какой-то степени несвободной, мелочной регламентацией.
Говоря о необходимости обеспечить людям будущего одинаковые возможности для реализации всех своих способностей, удовлетворения всех материальных и душевных потребностей, Оуэн выступает против всех привилегий. Все это, конечно, привлекательно. Но говоря об обязанностях граждан в соответствии с их возрастом, он излишне расписывает все по пятилеткам. Можно предположить, что человек, достигший двадцатипятилетнего возраста, не захочет заниматься управлением или не будет обладать необходимыми способностями к этому.
Описывая образ жизни в поселке будущего, Оуэн считает, что в нем не будет места злобе, ненависти, чувства мстительности именно потому, что они не будут иметь никакой точки опоры. Ибо сущность хорошего общества заключается в знании, милосердии, доброте, любви и правдивости. Выше уже говорилось о том, что Оуэн стремился создавать новое общество в соответствии с «природой» человека, который от рождения ни добр, ни зол, а приобретает склонности, черты характера, знания и навыки под влиянием обстоятельств. Следовательно, достаточно изменить условия его жизни, труда, реформировать общество на началах добра и справедливости, как изменится и сам человек. И сделать это можно в течение жизни одного поколения. Тем самым Оуэн явно преувеличивает возможности формирования «новой нравственности», «нового сознания», «нового духа» и т.д., внося свой вклад в создание утопической легенды о «новом человеке». Он отрицает, по-существу, те нравственные ценности, которые уже накоплены в человеческой культуре, в духовном богатстве человечества за многовековую историю.
Правда, Оуэн не просто уповает на возвращение к истинной «природе» человека. Важным условием благополучия, процветания общества он считает последовательное, продуманное и содержательное воспитание гармонически развитой личности. Оуэн подчеркивал необходимость проявлять заботу о младенцах, престарелых и нетрудоспособных людях. Считал, что в новом обществе существенно изменится положение женщин, так как общество возьмет на себя все заботы, связанные с воспитанием и обучением детей. Здесь, кстати, Оуэн явно недооценивает значание семейного воспитания и роль матери, о которой так много сказано и написано.
Идеи создания справедливого общества Оуэн попробовал реализовать на практике, создав коммуну «новая гармония» в штате Индиана в недавно освободившихся Американских Штатах. Официально она появилась на свет в апреле 1825 года. Ее «начальником» Роберт Оуэн поставил одного из своих сыновей – Роберта Дэйла Оуэна, которому суждено было стать заметной фигурой в истории США: он известен как конгрессмен и один из основателей знаменитого Смитсоновского института истории науки и техники в Вашингтоне. Вслед за Робертом Дэйлом в Новую Гармонию со временем перебрались еще трое сыновей и одна из дочерей Оуэна. Вопреки названию, к маю 1827 года Новая Гармония представляла собой целых 10 различных коммун, которые сосуществовали друг с другом совсем немирно. Кроме того, «свободный общественный труд» оказался малоэффективным, и уже в следующем году неудача проекта стала очевидной и для самого его автора.
Своими идеями Оуэн, несомненно, оставил глубокий след в духовной культуре и политической жизни Англии и других стран. Всю свою жизнь он был противником революционного, насильственного преобразования общества, проповедовал идеи сотрудничества, гуманности и справедливости.
Жизнь этого замечательного человека не вмещается в голые перечни дат и обрывистые биографические подробности. На его памятнике в Кенсал Грин Семитри Лондон помещена следующая эпитафия:
"Он организовывал школы для детей. Он добивался сокращения рабочего дня на фабриках для женщин и детей. Он был прогрессивным сторонником более ранних попыток введения системы национального образования. Он трудился в направлении создания международного третейского суда. Он был одним из первых англичан, учивших людей стремиться к более совершенным социальным условиям путем согласования интересов капитала и труда. Он пожертвовал своей жизнью и огромным успехом ради улучшения своих ближних, давая им образование, уверенность в своих силах и моральные ценности. Его жизнь была освящена любовью к человеку и благородными стремлениями".