Краткая характеристика героев
Павел Афанасьевич Фамусов. Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный. Это богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем. По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, прогрессивного. Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства. Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец. Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам. Не лишен практического житейского ума, добродушия. Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит. Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения. В интонациях хорошо прослеживается отношение Фамусова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье.
Алексей Степанович Молчалин.Низкопоклонник и делец. Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие – вот, что составляет основу характера героя. Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных». Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит. Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели – высокого положения в обществе и материального благополучия. У него два таланта: «умеренность и аккуратность». Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете.
Сергей Сергеевич Скалозуб,полковник. «И золотой мешок, и метит в генералы». Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в генералы». В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»). Высказывает осуждение всяческому образованию и просвещению, осуждая своего двоюродного брата. «Созвездие маневров и мазурки». Не лишен апломба и высокомерия.
Антон Антонович Загорецкий.«Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не садись: продаст!» «Лгунишка он, картежник, вор». Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску. Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник. «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», – говорит Горич.
Репетилов(фамилия происходит от французского слова «репете», означающего «повторять»). Стремится прослыть передовым человеком. Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом. Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя. «Шумит и только». По своему собственному определению – «пустомеля».
Софья Павловна Фамусова.Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная. Насмешлива, мстительна. Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца. Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характера: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла». «Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не .имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». (Гончаров «Мильон терзаний»)
Александр Андреевич Чацкий.«...так чувствителен, и весел, и остер...», «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив...». Ум Чацкого – могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодумный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов. Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм. Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливости века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси». Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского. Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхождению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.
Конфликты пьесы.Любовный конфликт лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев: Чацкий – Софья, Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза, Лиза – буфетчик Петрушка.
Социальный конфликт | |
Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) – Чацкий и внесценические персонажи. | |
Чацкий и внесценические персонажи | Фамусовское общество |
Типичный образ положительного героя – патриот, человек новых взглядов и высокой морали, искренний, честный, бескомпромиссный. | Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и моралью. |
Идеалы и ценности | |
«Служить бы рад, прислуживаться тошно». «Кто служит делу, а не лицам». | Все ценности и идеалы жизни прописаны в монологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сводятся к следующему – рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! – что за тузы в Москве живут и умирают». «Я перед родней, где встретиться, ползком». «Ну как не порадеть родному человечку!..» «По отцу и сыну честь». |
Чацкий о Фамусовском обществе | Фамусовское общество о Чацком |
Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле. Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели. Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!! О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары. Как платья, волосы, так и умы коротки!... Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья. | Фамусов о Чацком: «Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит». Скалозуб о своем двоюродном брате:«Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». |
Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные проблемы, которые представлены в репликах героев.
Философский конфликт (вневременной). В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами.
как Чацкий | как Молчалин |
Ум с сердцем не в ладу. Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь – путь борца за справедливость (декабрист). | Два таланта – «умеренность и аккуратность». Софья о Молчалине: Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. А он безмолвием обезоружит... От старичков не ступит за порог... Молчит, когда его бранят... Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких. Чужих и вкривь и вкось не рубит. |
Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь: Чины людьми даются, а люди могут обмануться. Надеждами я мало избалован. Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь; А смешивать два эти ремесла – Есть тьма искусников, я не из их числа. | Чацкий о Молчалине: Ума в нем только мало. Услужлив, скромненький. И не богат словами. Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. Молчалин о своих принципах и правилах: ...частенько там мы покровительство находим, где не метим. И награжденья брать и весело пожить. Не смею моего сужденья произнесть. В мои лета не должно сметь свои суждения иметь. Ведь надобно ж зависеть от других. Мне завещал отец: …угождать всем людям без изъятья. |
Литературные критики о характере и роли Чацкого:
А.И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.). «В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый подрыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться».
О.М. Сомов 1825 г. «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две – заносчивость и нетерпимость».
Вывод: Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла. Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться.
Долгое время критика единодушно уверяла читателя, что Чацкий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Будем учитывать и год создания комедии (1824). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем-бойцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды (он и высказывает их, в основном, случайно). Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, повредило лишь ему самому. Чацкий – не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он – человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и порывов.
Художественный метод. Комедия «Горе от ума» была написана во времена господства классицизма, хотя в целом, в литературе развивались реализм и романтизм. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода произведения: комедия обладает как традиционными классическими чертами, так и чертами реализма и романтизма.
1. Черты классицизма:
– Соблюдается принцип трех единств: единство времени и места (действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова); формально существует одна сюжетная линия Софья-Молчалин-Чацкий, хотя она нарушается общественным конфликтом и введением внесценических персонажей;
– Сохраняется традиционная «система амплуа»: сюжет основан на любовном треугольнике; отец, не догадывающийся о любви дочери; служанка, помогающая влюбленным;
Отступлением от традиции является то, что Чацкий – резонер и герой-любовник одновременно, хотя как герой-любовник он потерпел фиаско. Но и Молчалин не совсем подходит под это амплуа, так как изображен с явно негативной оценкой автора. Фамусов является, кроме ничего незнающего отца, еще и идеологом «века минувшего». Поэтому, можно утверждать, что традиционные рамки амплуа в комедии расширены.
– Присутствует принцип «говорящих фамилий».
2. Черты реализма:
– Социальная и психологическая типизация: типичные характеры, типические обстоятельства, точность в деталях.
– Отличие от классических пьес заключается в том, что нет счастливого конца: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических (5 – 10) – в комедии их более 20.
– Комедия написана разностопным (вольным) ямбом, который прекрасно передает интонационные оттенки, индивидуальные особенности речи отдельных персонажей.
3. Черты романтизма:
– Романтический характер конфликта;
– Наличие трагического пафоса;
– Мотив одиночества и изгнанничества главного героя;
– Путешествие главного героя как спасение от прошлого.
В пьесе нет развязки общественного конфликта – это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.
Лирика Пушкина
Тема дружбыв лирике А.С. Пушкина. Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, жанр дружеского послания – один из типично «пушкинских». В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через все творчество. Преданность друзьям поэт пронесет через всю свою жизнь.
Анакреонтические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий лицейского периода. Анакреон – древнегреческий поэт, воспевавший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни Легкое направление поэзии в честь Анакреона и его последователей получило название «анакреонтика». Анакреонтическим мотивам ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм. Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни. С дружбой связаны пиры и веселье. Ценность своих стихов Пушкин видит прежде всего в их оценке друзьями:
В период южной ссылки поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречен на разлуку. Воспоминания о времени, проведенном в Петербурге среди друзей, связанных с обществом декабристов. Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность. В лирике часто появляется мотив пира друзей – пира жизни, пира молодости, которая проходит. Позднее творчество (конец 1820-х – 30-е годы). Меняется пафос дружеской лирики: все больше потерь в тесном дружеском кругу. Индивидуальные характеристики, как правило, появляются в раннем творчестве, со временем индивидуальные образы сливаются в обобщенный образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету. Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности:
Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как о раннем творчестве («К Чаадаеву» – соединение жанров дружеского и гражданского послания), так и в зрелом творчестве. «Во глубине сибирских руд...» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке. Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов.
Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам («первому другу» И.И. Пущину, «муз возвышенному пророку» и «парнасскому брату» А.А. Дельвигу), «неизменному другу» П.Я. Чаадаеву, поэтам П.А. Вяземскому, Н.М. Языкову, Е.А. Баратынскому. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких «по судьбе», это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее. Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей судьбы, ни от переменчивого счастья.
Дружбу Пушкин понимал и как «сладостный союз», связывающий между собой поэтов. В послании «К Языкову» (1824) указана основа этого союза – творчество, вдохновение.
Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. В послании «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..»), отправленном в 1827 г. в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы, напоминая ему о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское. В коротком стихотворении Пушкин обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая еще в лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними: настоящее окликает прошлое, ход времени только подчеркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения.
Свободолюбивая лирика. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля» «вольный» – ключевые слова пушкинского словаря.
Следует учитывать, что тема вольности и свободы претерпела эволюцию в творчестве Пушкина. Ода «Вольность» провозглашает сочетание отвлеченной «вольности» с «мощными законами», основа «неправедной власти» – «сгущенная мгла предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о влиянии на Пушкина либеральных идей Запада). Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии. «К Чаадаеву» – в отличие от абстрактного изложения политический учений («Вольность»), здесь речь идет о каких-то ожиданиях в пределах русской действительности, нельзя не видеть в стихотворении призыва к действию. Свобода предстает как цель высоких стремлений поэта и его друзей. Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода – это страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души. «Деревня» – это уже пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью совершать реформы. Поэт осуждает русское крепостничество, а торжество «Свободы просвещенной» по-прежнему связывает с волей царя. Стихотворение «Кинжал» сопоставимо с одой «Вольность», но в нем главным мерилом общественной справедливости становится уже не Закон, а карающий Кинжал, что предполагает мысль о необходимости борьбы и допустимости насилия во имя справедливости. В стихотворении «Птичка» мотив свободы связан с гуманистической идеей «дарования свободы», как бы предвосхищающей последующие призывы Пушкина освободить «декабристов». А в стихотворении «Анчар» Пушкин поднимается до широкого обобщения и исследования источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.
Любовная лирика.В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.
Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина. Любовь безоблачная, любовь – мечта, любовь – веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл жизни в любви, значит она – главный предмет поэзии. Традиционные образы античных богов: Амура и Венеры.
Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». В стихотворениях Пушкина запечатлена не только психологическая правда любовных переживании, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждении. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину. В большинстве стихотворений поэта нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье...» он сравнивает возлюбленную с «мимолетным виденьем», с «гением чистой красоты».
Тема поэта и поэзии. Основные аспекты темы: процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, взаимоотношение поэта с властью и с самим собой (вина, совесть, оправдание). Все эти аспекты представлены у Пушкина.
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведет диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным. Пушкин говорит о гражданской миссии поэта. Мотив духовного соперничества поэта и царя (поэт вправе давать наставления царю). Высказывает идею избранного круга поэтов, противопоставляемых толпе. Два образа поэта в поздней лирике Пушкина: 1) поэт как пророк («Пророк»); преобладающая идея образа поэта-пророка – этическая идея долга перед людьми; 2) поэт как жрец («Поэт и толпа»), преобладающая идея образа поэта-жреца – эстетическая. Эти противоречащие идеалы в творчестве Пушкина гармонически сочетаются. Судьба поэта: 1) символически выраженная мысль об особой судьбе поэта в стихотворении «Арион»; 2) творчество возвышает обычного в жизни человека над другими («Поэт» 1827); 3) посмертная слава, отождествляемая с вечной жизнью («Я памятник себе воздвиг ...»). Тема бессмертия поэта в мире смерти и тления, соотнесение духовной миссии Христа, соединяющего в себе пророка, священнослужителя и царя.
Стихотворение «Поэт»– квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта. Поэт предстает в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Просыпается душа поэта, он погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Поэт бежит от мирской суеты. Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Пушкин запечатлел поэта в момент вдохновения, когда тот охвачен мыслями и чувствами, а в груди теснятся хаотичные, нестройные звуки.
«Пророк».Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Но пророк не использует это всеведение для творчества, для поэта же всеведение – только первый этап, начало творчества, первый шаг по дороге, ведущей к гармонии и красоте. Пророк «поправляет» мир – поэт отражает мир. Пророк несет людям слово Божье – поэт создает свои слова. Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и небе.