Понятие структуры управления. Виды структур управления
Организационная стр-ра упр-я – взаимосвязь объектов упр-я и их соподчиненность, расположенных на одной территории.
Стр-ра упр-я – это взаимосвязи и соподчиненность рук-лей и специалистов.
Существуют виды структур управления:
1ступенчатая
2-хступенчатая структура п/п – бригада – руководитель хоз-ва - бригадир
3-хступенчатая : п/п – отделения – бригады
руководитель п/п - управляющий отделом – бригадир
применяется в крупных п/п, где выделяются промежуточные подразделения, ч/з которые осуществляется руководство первичными производственными подразделениями
4-хступенчатая – используется в АП объединениях, с которых п/п и по производству и переработке продукции подчиняется гендиректору
1. Одноступенчатая структура управления
2. Двухступенчатая структура управления
3. Трехступенчатая структура управления
4. Четырехступенчатая структура управления
1.Линейная структура управления – каждый работник аппарата управления выполняет непосредственно все функции руководства, данным участком производства. По всем вопросам своей работы он подчинен одному вышестоящему лицу. Выполнение распоряжений обязательно для подчиненных, реализация принципа централизации и единоначалия.
2. Функциональная структура управления основана на разделении труда м/у каждым лицом аппарата управления, наиболее квалифицированным по данным вопросам. Каждое звено управления выполняет определенную функцию. В основу образования функциональных звеньев положен линейный принцип единоначалия.
Преимущества: компетентность специалистов, конкретизация видов деятельности.
Отрицательные: дублирование функций, трудности координаций, снижение ответственности.
3. Линейно - функциональная
По линии общего руководства, каждый работник подчиняется своему линейному руководителю, специалисты штатов приобретают функциональные полномочия.
+: облегчается труд руководителя, квалифицированное руководство, сохранение принципа единоначалия
-: сложность построения и функционирования, бюрократизация.
4. Классификация структур управления.
1) Отделенческая
Наиболее распространенной в с/х производстве является отделенческая и как одна из прогрессивных структур управления — цеховая.
«+» - отсутствует дублирование функций управления у специалистов
«-» - награможденность различных объектов управления.
2)Цеховая структура управления
«+»:
1. Высокопрофессиональные специалисты приблизились непосредственно к производству;
2. Каждый цех находится на хозрасчете, самостоятельное звено.
«-»
1. Рекомендовать при тех условиях, когда основной объект управления находится на расстоянии от центральной усадьбы до 30 км;
2. Не развивается, т.к. при подведении итогов по году главный бухгалтер, составляя баланс предприятия, подводит итог в целом по работе всех цехов. Например, если цех растениеводства сработал прибыльно, а цех животноводства с убытком, то убыток погашается за счет цеха растениеводства.
3)Шахматная структура управления
4)Матричная структура управления (ООО)
«-» - дублирование функций управления.
5)Штабная структура управления
«+» - наиболее мобильна.
5. Организационно-распорядительные методы управления, виды и особенности применения.
Организационно-распорядительные методы – это система методов, которая базируется на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования. Предполагают использование рук-лем власти, ответ-ти подчиненных и создание системы организации отношений.
Организационно-распорядительный метод управления относится к административным методам управления.
Административные методы – совокупность средств административного воздействия, подчинения исполнителей руководителя, направленных на успешное вып-е труд коллективами и отдельными работниками стоящих перед ними задач.
Методы основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций, позволяют влиять на пр-с упр-я ср-ми волевого воздействия, установления и поддержания дисциплины и порядка.
Организационно-распорядительные методы управления разделяются на 2 подметода:
1. Организационного воздействия - связаны с совершенствованием мех-ма и стр-ры упр-я и основаны на исп-ии админ-ых актов и норм, направленных на формир-е устойчивых организационных отнош-й.
2. распорядительного воздействия (регламентирование) – жесткий вид воздействия на основе юр закрепления общих требований и правил организационного состояния и поведения в отношении конкретных объектов.
Нормы и нормативы применяемые в этом методе можно разделить:
1) для построения структуры управления
2) для организации процесса управления
3) для оценки и оплаты труда работника
Приказ – писм. или устное требование рук-ля подчиненным выполнить определенное задание с указанием сроков вып-я используемых ср-в и др. усл-й.
Распоряжение м. давать каждое должностное лицо по вопросам относящееся к его компетенции.
Постановление – распорядительный док-т коллегиальных органов.