Классификация абстрактных типов собеседников.
Вздорный человек (нигилист).Характеристика: часто выходит за рамки темы деловой беседы; в ходе деловой беседы нетерпелив, несдержан и возбужден; часто своей позицией и подходом неосознанно провоцирует собеседников на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.
Рекомендации по общению во время беседы:
следует постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы;
не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;
стараться включать в формулировки решения его слова; прежде чем отклонить его решение, предоставить другим собеседникам возможность опровергнуть его;
постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;
беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;
в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.
Позитивный человек.Характеристика: среди всех типов абстрактных собеседников это самый приятный тип делового партнера; доброжелательный и трудолюбивый; всегда стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.
Рекомендации по общению во время беседы:
следует побуждать такого собеседника к активному участию в дискуссии;
нужно стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов;
следует в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.
Всезнайка.Характеристика: труден в общении; всегда уверен в том, что знает все лучше других; любит навязывать свою точку зрения; обо всем имеет свое мнение; постоянно требует слова.
Рекомендации по общению во время беседы:
посадить его рядом с ведущим беседу;
время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;
предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;
иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.
Болтун.Характеристика: часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы; не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний.
Рекомендации по общению во время беседы:
следует, как и всезнайку, посадить его поближе к ведущему беседу или к другому авторитетному собеседнику;
в случае, если он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;
если такой собеседник отклонится от темы разговора еще дальше, его следует спросить, в чем он видит связь с предметом обсуждения того, о чем он говорит;
спросить поименно всех участников беседы, каково их мнение;
нужно заранее О1раничить время отдельных выступлений и всей беседы в целом, обязательно установить регламент.
Трусишка.Характеристика: недостаточная уверенность в себе при публичных выступлениях; такой собеседник охотнее промолчит,
чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным.
Рекомендации по общению во время беседы:
с таким собеседником следует обходиться особенно деликатно;
нужно задавать ему ясные, конкретные вопросы;
следует продемонстрировать по отношению к нему доброжелательность, заинтересованность. Нужно способствовать тому, чтобы он развил свое замечание;
в случае, если такой собеседник решился заговорить, нужно применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;
следует помогать такому собеседнику формулировать мысли, используя прием выяснения;
решительно пресекать любые попытки насмешек и саркастических высказываний в его адрес;
обязательно применять ободряющие формулировки типа: «Всем было бы интересно (полезно) услышать ваше мнение»;
можно специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.
Хладнокровный, неприступный. Характеристика: замкнутость; чувствует себя и держится отчужденно; не включается в деловую беседу, создавая впечатление у участников беседы, что это кажется ему недостойным его внимания и усилий.
Рекомендации по общению во время беседы:
любым способом следует заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;
можно применить так называемый прием отражения чувств, например, обратясь к нему со следующими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?» В перерыве следует попытаться выяснить причины такого поведения.
Незаинтересованный.Характеристика: тема беседы такого собеседника не интересует. Он как бы «спит» во время беседы и безразличен к обсуждению.
Рекомендации по общению во время беседы:
следует задавать ему вопросы информативного характера, постепенно вовлекая его в беседу;
нужно, выясняя точку зрения такого собеседника, избегать вопросов, при ответе на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»;
следует задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным;
можно постараться выяснить, что интересует лично его.
Важная птица.Характеристика: абсолютно не выносит критики — ни прямой, ни косвенной; чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.
Рекомендации по общению во время беседы:
нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;
следует время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;
не показывать свое раздражение по поводу манеры поведения такого собеседника;
следует до определенного момента соглашаться с таким собеседником, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации: «Вы совершенно правы. Учли ли вы то, что...?»
Почемучка.Характеристика: постоянно сочиняет и задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны; имеет непреодолимое желание спрашивать.
Рекомендации по общению во время беседы:
следует на вопросы информационного характера отвечать сразу;
при групповой беседе нужно привлекать к ответам на вопросы такого собеседника, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;
можно при индивидуальной беседе переадресовать вопросы к нему самому. Например: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете»;
сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ему ответ.