Деловое общение: понятие и конститутивные признаки
Деловое общение является сегодня самым массовым видом социального общения, поскольку постоянно возникают ситуации, связанные с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, заключением различного рода сделок, договоров, оформлением документов и т.д.
В научной литературе нет строгого определения делового общения. В свете современного социального контекста можно предложить несколько определений рассматриваемого феномена. Так, например, И.В. Михалкина, занимающаяся вопросами деловой коммуникации в лингвометодическом аспекте, под деловым общением понимает «акты социального взаимодействия, основной целью которого является коммуникативный и некоммуникативный обмен продуктами материального, интеллектуального, психофизиологического характера» (Михалкина 1998: 8).
А.П. Панфилова, специалист в области психологии речевого общения, определяет деловую коммуникацию как «процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр.» (Панфилова 1999: 15).
СВ. Шилова в своей работе, посвященной коммуникативным особенностям делового английского языка, дает следующее определение: «деловое общение - это один из видов официальной интеракции, который характеризуется своей спецификой в плане содержания общения, в плане целей общения, в плане взаимоотношений между коммуникантами» (Шилова 1998:5).
Е.С. Янова, опираясь на определение общения, данное А.А. Леонтьевым, рассматривает деловое общение как «процесс становления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, связанными деловыми (производственными или коммерческими) отношениями» (Янова 2000:38). Несмотря на то, что исследователи изучали деловое общение с разных позиций, можно заметить, что деловое общение охарактеризовано ими как разновидность коммуникации со специальными целями, задачами, тематикой и сферой употребления.
Основная цель делового общения определяется как установление условий сотрудничества, достижение деловой договоренности между двумя заинтересованными сторонами или одностороннее определение позиции по какому-либо вопросу, то есть «деловая коммуникация характеризуется с точки зрения коммуникативного задания как общение по поводу деловых вопросов» (Баландина 2003: 138).
Тематика и сфера употребления позволяет «отграничить деловое общение по профессиональному признаку от других ситуаций официального общения (таких как юридическая консультация)» (Шилова 1998: 5). Так, объектом нашего исследования является речь бизнесменов, профессиональная деятельность которых связана с транспортной сферой.
Рассмотрим конститутивные признаки делового общения.
Деловое общение относится к институциональным формам общения, основными чертами которого являются строгая мена ролей говорящих, асимметрия предметной компетенции, разница в отношении к обсуждаемой проблеме (Drew, Heritage 1992). Это положение доказывается в ряде работ, посвященных деловому общению (Сыщиков 2000, Трошина 2000 и др.). В частности, О.С. Сыщиков пишет, что «в деловой коммуникации всегда требуется определение статуса партнера, степени его важности, даже могущества» (Сыщиков 2000: 9). Н.Н. Трошина считает, что «... деловая коммуникация, будучи специфической сферой деятельности человека, актуализируется в письменных и устных текстах институционального делового дискурса» (Трошина 2000: 89).
В литературе встречается понятие «горизонтальная» и «вертикальная» коммуникация (Введенская, Павлова 2001: 38). В вертикальной коммуникации отражены субординационные отношения, обусловленные социальным статусом собеседников и административно-правовыми нормами, например: начальник и подчиненный. Эффективность вертикальной коммуникации, по мнению специалистов, ниже по сравнению с эффективностью горизонтальной коммуникации, например, между отделами, подразделениями или сотрудниками одного уровня.
Это понятие «горизонтальной» и «вертикальной» коммуникации близко статусно-ролевому общению, которое представляет собой строгое соблюдение участниками общения своей роли. Социальные роли, в которых оказывается деловой человек, определяются видами контактов с другими людьми. Так, внутриструктурная деятельность определяет распределение социальных ролей: «руководитель - подчиненный», внешнеторговая деятельность - «клиент -заказчик».