Методология и теория это высшая ступень представлений о методике в дизайне.
· Она является важнейшим компонентом этой деятельности, делая ее предметом создания и обучения.
· Методологическое знание выступает как форма предписаний и норм, фиксирующих содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная)
· Может выступать и в виде описания фактически выполненной деятельности (дескриптивная)
· Теория по мысли философа Г. Н. Лола вообще еще не проявилась в дизайне
В чем вы видите сущность методологии дизайна
· Ее можно объяснить достаточно просто-это свод правил, которых дизайнер должен придерживаться при своей работе
· Методология дизайна –это ввод эксклюзивных научно-коммерческих и организационно –управленческих знаний и сведений.
· Методология это прежде всего постановка проблемы, построение предмета исследования, построение научной теории.
8. В чем сущность проектного моделирования при проектировании дизайнерских объектов:
· Как правило дизайнер использует весь арсенал различных схем моделирования, будь то функциональные схемы, блок схемы, системные модели.
· Это перенос центра тяжести в рассмотрение проблематики предметного творчества с предмета на метод.
· Это сценографическое моделирование организующих среду процессов в процессе проектирования
· Это средства драматургии, театра, кино, сценографии, аудивизуальной техники.
9. Модель проектная –это конкретная дизайнерская форма высказывания об объекте или нет
· Она совершенно абстрактна и не является чем то схожим с прототипом.
· Модель проектная является предметом проектирования и одновременно средством коммуникации между профессионалами.
· Ее отличает верность, реалистичность так как она точное подобие реального объекта
· Она обладает такими свойствами как концептуальность так как модель есть искусственный объект
ГЛОССАРИЙ
СЕМИНАР № 2.
Три иерархически зависимые концептуальные модели: концепция деятельности в целом (базовая), концепция идеального (прогностического) объекта и концепция конкретного (проектного) объекта. Центр дизайн-концепций - человек (его модель). Основные фазы системного дизайна. Дизайн-программа. Типология программ. Два вида дизайн-программы: дизайн-программа-1 методический и тематический план работы дизайнера); дизайн-программа-2 (сложный комплексный объект).
БЛОК 3.( С.40-51)
Лекция 3. Основные фазы системного дизайна
1 Основные фазы системного дизайна. Дизайн-программа. Типология программ.
2 Два вида дизайн-программы: дизайн-программа-1 (методический и тематический план работы дизайнера); дизайн-программа-2 (сложный комплексный объект).
Дизайн-программа
Определение, типология и свойства дизайн-программы.
Программа-как порядок, план деятельности имеет достаточно разнообразную конкретизацию:
— основные положения и цель деятельности партии, организаций;
— краткое изложение задач и содержание учебного предмета;
— последовательность содержательных команд, закладываемых в ЭВМ;
— идейное содержание произведения искусства, переданное в тексте;
— изложение содержания спектакля, перечень участников и номеров концерта и т. д.
Функционально-содержательная типология программ охватывает основную группу некоторых действий, несущих в себе характерные признаки программы и являющихся по существу ее разновидностью.
Простейшие формы программы:
- акт (единичный поступок, действие, документ)
- операция (ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи)
- действо (последовательность поступков, развитие событий, подчиненных сюжету)
- процедура (установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела).
-регламент (совокупность правил, определяющих порядок деятельности)
-график (диаграмма порядка действия).
Программы более высокого обобщающего уровня означают системы действий. К ним относится:
-процесс (последовательная смена явлений, состоящих в развитии чего-либо, совокупность действий для достижения какого-либо результата).
-режим (установленный распорядком, методом, совокупностью правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели). В специфическую группу программ входят:
-обряд (традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности коллектива и призванные способствовать его преуспеянию)
- ритуал (вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные взаимоотношения и ценности).
-этикет (регламентированные нормы поведения и формы отношений
Специфическая днзайнерская программа — порядок поэтапного изложения групп операции по реализации дизайн-концепции. Дизайн-программа имеет два значения:
- дизайн-программа-1—методический и тематический план работы дизайнера над сложным системным объектом;
- дизайн-программа-2 — сложный комплексный объект, разрабатываемый дизайнером порядок системы деятельности (предполагающий ее предметную оснастку). Создание предметной системы — сложного комплекса вещей — предполагает в качестве исходной позиции формирование методической дизаин-программы-1. Когда же проектируется система деятельности, получающая затем материально-предметное оснащение, программа выступает объектом разработки, дизайн-программой-2.
Методы и задачи дизайн-программы-1. Для разработки этой дизайн-программы необходимы объект действия и исполнитель программы, определяемый в зависимости от ее объекта. Разработка программы осуществляется посредством ряда методов программирования: информационного (сбор материала), описательного (описание ситуации программирования), аналитического (изучение ситуации программирования и путей се реализации), сравнительного (сопоставление существующих путей создания и реализации программ), модельного (выработка свернутой модели программы и отработка, развернутой поэтапной модели программы) и методов реальной работы над программой и по программе. Методы реализации дизайн-программы аналогичны общим методам осуществления деятельности и совпадают с ее основными этапами .
В основе дизайн-программы-1 лежат задачи деятельности, определяемые дизайн-концепцией. Результатом разработки дизайн-программы являются продукты, получаемые в итоге преобразования исходных данных, включенных в задачу.
Цель и целевая структура дизайн-программы-1. Целью дизайн-программы (обусловленной исходной проблемой и опосредованной способом достижения результата независимо от ее конкретного содержания и направленности} является установление эффективной коммуникации между основными субъектами организуемой деятельности. К ним относятся: дизайнер-специалист или фирма, являющиеся подсистемой профессиональной деятельности и выполняющие заказ па предметную систему или программу; производственник или промышленная фирма (включая структуру ее управления) как подсистема массового индустриального выпуска продуктов, по программе; продавец (реализатор) или торговая фирма (фирма по снабжению), осуществляющие обмен между сферами производства и потребления по программе; потребитель единичный или массовый, являющийся социокультурной подсистемой.
К основным функциональным составляющим дизайн-программы относятся:
- культурная концепция проектируемого объекта (системы);
-целевая структура;
—структура организации деятельности по реализации концепции и достижению поставленной цели.
«Идеальным» результатом дизайн-программы являются система приемов, средств и порядок перевода нерешенной исходной проблемы деятельности в разрешенную итоговую. Смысловое содержание дизайн-программы определяется концепцией. Зерном концепции, се идейным центром является образ человека, на которого программа ориентирована. Такой образ основывается на общей принципиальной модели человека и обретает конкретные, характерные черты в зависимости от исходной проблемы и вида программы.
Таковы структура и порядок разработки дизайн-программы-I, представляющей собой методический и тематический план работы дизайнера над сложным системным объектом.
Рассмотрим теперь дизайн-программу как сложный комплексный объект.
Дизайн-программа-2 как объект разработки. Главное внимание при разработке программы-2 направляется на изучение среды ее осуществления, па определение и разработку элемента—«физического» выразителя программы, носителя концепции (предметного блока, исполняющего основные утилитарные и эстетические функции программы), и, наконец, на установление общей функционально и культурно обусловленной материальной структуры всего объекта в целом — собственно реализатора программы.
Дизайн-программа как объект разработки методически универсальна. Однако в связи с пятью основными типами человеческой деятельности она получает пять соответствующих модификаций: познавательная, преобразовательная, коммуникационная, ценностно-ориентационная и художественная программы деятельности. В качестве модели рассмотрим структуру и содержание дизайн-программы по организации одного из показательных объектов коммуникативной деятельности— торгового центра (универсама). Дизайн-концепция и дизайн-программа универсама при их реализации исходят из универсальных оснований и опираются па конкретные модели деятельности, «встроенные» в среду и содержащие основные структурные элементы — субъект, объект, отношения. Модели отражают процесс деятельности и воплощают в себе ядро концепции — образ человека—потребителя программы (покупатель, продавец). Среды деятельности трансформируются для осуществления действий по указанным выше целевым структурам программы. Для ее реализации разрабатывается сценарий, представляющий собой ее поэтапную развертку в конкретном пространстве и времени, зафиксированный и предлагаемый для реализации порядок действия. Общая канва сценария такова:
-завязка (выявление цели и задач торговли),
-интрига (предложение вариантных и оптимальных звеньев процесса продажи),
-кульминация (момент продажи), развитие (сворачивание и завершение деятельности),
-развязка (уход из магазина).
Процесс торговли в универсаме охватывает функциональные зоны (не обязательно, впрочем, ограниченные пространством), в которых основная деятельность, характерная для данной системы, организуется, осуществляется и обеспечивается материально. Это, соответственно, зоны: управления (дирекция), работы (торговый зал) и обслуживания (подсобные помещения различного профессионального и хозяйственного назначения). Особыми формами обслуживания являются: информация (специфическая для каждой из трех зон) и охрана (широко понимаемое обеспечение порядка и безопасности).
Реализация модели деятельности в этих функциональных зонах требует материальной оснастки, разработки системы оборудования универсама. Изучение cooтветствующих современных отечественных и зарубежных аналогов позволяет выявить две основные ее подсистемы:
— предметная оснастка — прилавок, упаковочный стол, средства перемещения товара, торговое оборудование (в том числе автоматы, весы и пр.);
— информационные установки — рабочий контрольно-расчетный узел магазина (КРУМ), средства технического контроля, экспозиционные устройства, средства и материалы информации. Универсальность модели «программа;
Проецирование функций оператора (продавца, контролера) па оборудование позволяет определить исходные проектные параметры и других предметов оснастки универсама. В зависимости от задач торговли складываются следующие предметно-функциональные пары:
- прилавок — удобство манипуляции с товаром;
-упаковочный стол — контакт при манипуляции с товаром;
-средства перемещения — мобильность продажи;
-торговое оборудование — пропускная способность магазина;
- средства техконтроля — проверка покупки;
-экспозиционные устройства —реклама товара:
- средства информации — ориентация в магазине.
Базовым для разработки системы оборудования является основной предметный элемент — носитель дизайн-концепции программы. Таким элементом является КРУМ — важнейший рабочий блок универсама. Он обеспечивает наивысшую пропускную способность (эффективность) торгового центра и оптимальное обслуживание (качество работы). КРУМ как носитель гуманитарной концепции и программы отражает эстетически осмысленный образ человека, активно функционирующего в такой важной сфере обслуживания, какой является торговля. Эстетические свойства КРУМа позволяют принять его за единицу, определяющую стилевой характер другого оборудования и всего магазина в целом. КРУМ разрабатывается на основе решения комплекса функционально-эстетических проблем, которые относятся к сфере дизайна предметных, энергетических, транспортных, информационных, экологических систем. Экономическая программа текущей торговой деятельности, материализуясь в функционально и культурно обусловленной структуре универсама (комплект и порядок расположения оборудования), обусловливает движение товара и маршрут покупателя. В этой программе, опосредованной дизайн-программой-2 организации магазина, находит окончательное выражение концепция наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.
Вопросы;
1.Назовите два вида дизайн-программы: дизайн-программа-1 (дизайн-программа-2 . Дайте им характеристики.
2.Простейшие формы программы:
3. Что является целью дизайн-программы
4.Дизайн-программа как объект разработки методически универсальна или она связана с пятью основными типами человеческой деятельности и получает пять соответствующих модификаций. Назовите эти модификации.
5. Какова общая канва сценария.
6. Что такое контрольно-расчетный узел магазина (КРУМ) с точки зрения средств технического контроля.