Методология и теория это высшая ступень представлений о методике в дизайне.

· Она является важнейшим компонентом этой деятельности, делая ее предметом создания и обучения.

· Методологическое знание выступает как форма предписаний и норм, фиксирующих содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная)

· Может выступать и в виде описания фактически выполненной деятельности (дескриптивная)

· Теория по мысли философа Г. Н. Лола вообще еще не проявилась в дизайне

В чем вы видите сущность методологии дизайна

· Ее можно объяснить достаточно просто-это свод правил, которых дизайнер должен придерживаться при своей работе

· Методология дизайна –это ввод эксклюзивных научно-коммерческих и организационно –управленческих знаний и сведений.

· Методология это прежде всего постановка проблемы, построение предмета исследования, построение научной теории.

8. В чем сущность проектного моделирования при проектировании дизайнерских объектов:

· Как правило дизайнер использует весь арсенал различных схем моделирования, будь то функциональные схемы, блок схемы, системные модели.

· Это перенос центра тяжести в рассмотрение проблематики предметного творчества с предмета на метод.

· Это сценографическое моделирование организующих среду процессов в процессе проектирования

· Это средства драматургии, театра, кино, сценографии, аудивизуальной техники.

9. Модель проектная –это конкретная дизайнерская форма высказывания об объекте или нет

· Она совершенно абстрактна и не является чем то схожим с прототипом.

· Модель проектная является предметом проектирования и одновременно средством коммуникации между профессионалами.

· Ее отличает верность, реалистичность так как она точное подобие реального объекта

· Она обладает такими свойствами как концептуальность так как модель есть искусственный объект

ГЛОССАРИЙ

СЕМИНАР № 2.

Три иерархически зависимые концептуальные модели: концепция деятельности в целом (базовая), концепция идеального (прогностического) объекта и концепция конкретного (проектного) объекта. Центр дизайн-концепций - человек (его модель). Основные фазы системного дизайна. Дизайн-программа. Типология программ. Два вида дизайн-программы: дизайн-программа-1 методический и тематический план работы дизайнера); дизайн-программа-2 (сложный комплексный объект).

БЛОК 3.( С.40-51)

Лекция 3. Основные фазы системного дизайна

1 Основные фазы системного дизайна. Дизайн-программа. Типология программ.

2 Два вида дизайн-программы: дизайн-программа-1 (методический и тематический план работы дизайнера); дизайн-программа-2 (сложный комплексный объект).

Дизайн-программа

Определение, типология и свойства дизайн-програм­мы.

Программа-как порядок, план деятельности имеет достаточно разнообразную конкретизацию:

— основные положения и цель деятельности партии, организаций;

— краткое изложение задач и содержание учебного предмета;

— последовательность содержательных команд, за­кладываемых в ЭВМ;

— идейное содержание произведения искусства, пере­данное в тексте;

— изложение содержания спектакля, перечень участ­ников и номеров концерта и т. д.

Функционально-содержательная типология программ охватывает основную группу некоторых действий, несу­щих в себе характерные признаки программы и являю­щихся по существу ее разновидностью.

Простейшие формы программы:

- акт (единичный по­ступок, действие, документ)

- операция (ряд связанных между собой действий, направленных на решение опре­деленной задачи)

- действо (последовательность поступков, развитие собы­тий, подчиненных сюжету)

- процедура (установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела).

-регламент (совокупность правил, определяющих поря­док деятельности)

-график (диаграмма порядка действия).

Программы более высокого обобщающего уровня означают системы действий. К ним относится:

-процесс (последовательная смена явлений, состоящих в развитии чего-либо, совокупность действий для дости­жения какого-либо результата).

-режим (установленный распоряд­ком, методом, совокупностью правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели). В специфическую группу программ входят:

-обряд (традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производ­ственной деятельности коллектива и призванные способ­ствовать его преуспеянию)

- ритуал (вид обряда, ис­торически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражаю­щая определенные социальные и культурные взаимоотно­шения и ценности).

-этикет (регламентированные нормы поведения и формы отношений

Специфическая днзайнерская программа — порядок поэтапного изложения групп операции по реализации дизайн-концепции. Дизайн-программа имеет два значе­ния:

- дизайн-программа-1—методический и тематический план работы дизайнера над сложным системным объек­том;

- дизайн-программа-2 — сложный комплексный объ­ект, разрабатываемый дизайнером порядок системы дея­тельности (предполагающий ее предметную оснастку). Создание предметной системы — сложного комплекса вещей — предполагает в качестве исходной позиции фор­мирование методической дизаин-программы-1. Когда же проектируется система деятельности, получающая затем материально-предметное оснащение, программа высту­пает объектом разработки, дизайн-программой-2.

Методы и задачи дизайн-программы-1. Для разра­ботки этой дизайн-программы необходимы объект дей­ствия и исполнитель программы, определяемый в зави­симости от ее объекта. Разработка программы осуще­ствляется посредством ряда методов программирования: информационного (сбор материала), описательного (описание ситуации программирования), аналитического (изучение ситуации программирования и путей се реа­лизации), сравнительного (сопоставление существующих путей создания и реализации программ), модельного (выработка свернутой модели программы и отработка, развернутой поэтапной модели программы) и методов реальной работы над программой и по программе. Методы реализации ди­зайн-программы аналогичны общим методам осущест­вления деятельности и совпадают с ее основными эта­пами .

В основе дизайн-программы-1 лежат задачи деятельности, определяемые дизайн-концепцией. Результатом разработки дизайн-программы являются продукты, полу­чаемые в итоге преобразования исходных данных, вклю­ченных в задачу.

Цель и целевая структура дизайн-программы-1. Це­лью дизайн-программы (обусловленной исходной про­блемой и опосредованной способом достижения резуль­тата независимо от ее конкретного содержания и на­правленности} является установление эффективной ком­муникации между основными субъектами организуемой деятельности. К ним относятся: дизайнер-специалист или фирма, являющиеся подсистемой профессиональной дея­тельности и выполняющие заказ па предметную систе­му или программу; производственник или промышлен­ная фирма (включая структуру ее управления) как под­система массового индустриального выпуска продуктов, по программе; продавец (реализатор) или торговая фирма (фирма по снабжению), осуществляющие обмен между сферами производства и потребления по програм­ме; потребитель единичный или массовый, являющийся социокультурной подсистемой.

К основным функциональ­ным составляющим дизайн-программы относятся:

- культурная концепция проектируемого объекта (системы);

-целевая структура;

—структура организации деятельности по реализа­ции концепции и достижению поставленной цели.

«Идеальным» результатом дизайн-программы явля­ются система приемов, средств и порядок перевода не­решенной исходной проблемы деятельности в разрешен­ную итоговую. Смысловое содержание дизайн-программы опреде­ляется концепцией. Зерном концепции, се идейным цент­ром является образ человека, на которого программа ориентирована. Такой образ основывается на общей принципиальной модели человека и обретает конкретные, характерные черты в зависимости от исходной пробле­мы и вида программы.

Таковы структура и порядок разработки дизайн-программы-I, представляющей собой методический и тема­тический план работы дизайнера над сложным систем­ным объектом.

Рассмотрим теперь дизайн-программу как сложный комплексный объект.

Дизайн-программа-2 как объект разработки. Глав­ное внимание при разработке программы-2 направляет­ся на изучение среды ее осуществления, па определе­ние и разработку элемента—«физического» выразите­ля программы, носителя концепции (предметного блока, исполняющего основные утилитарные и эстетические функции программы), и, наконец, на установление об­щей функционально и культурно обусловленной матери­альной структуры всего объекта в целом — собственно реализатора программы.

Дизайн-программа как объект разработки методиче­ски универсальна. Однако в связи с пятью основными типами человеческой деятельности она получает пять со­ответствующих модификаций: познавательная, преобра­зовательная, коммуникационная, ценностно-ориентационная и художественная программы деятельности. В качестве модели рассмотрим структуру и содер­жание дизайн-программы по организации одного из по­казательных объектов коммуникативной деятельности— торгового центра (универсама). Дизайн-концепция и дизайн-программа универсама при их реализации исходят из универсальных оснований и опираются па конкретные модели деятельности, «встроенные» в среду и содержащие основные структур­ные элементы — субъект, объект, отношения. Модели отражают процесс деятельности и вопло­щают в себе ядро концепции — образ человека—потре­бителя программы (покупатель, продавец). Среды деятельности трансформируются для осуще­ствления действий по указанным выше целевым струк­турам программы. Для ее реализации разрабатывается сценарий, представляющий собой ее поэтапную разверт­ку в конкретном пространстве и времени, зафиксирован­ный и предлагаемый для реализации порядок действия. Общая канва сценария такова:

-завязка (выявление це­ли и задач торговли),

-интрига (предложение вариант­ных и оптимальных звеньев процесса продажи),

-кульми­нация (момент продажи), развитие (сворачивание и за­вершение деятельности),

-развязка (уход из магазина).

Процесс торговли в универсаме охватывает функцио­нальные зоны (не обязательно, впрочем, ограниченные пространством), в которых основная деятельность, ха­рактерная для данной системы, организуется, осущест­вляется и обеспечивается материально. Это, соответст­венно, зоны: управления (дирекция), работы (торговый зал) и обслуживания (подсобные помещения различно­го профессионального и хозяйственного назначения). Особыми формами обслуживания являются: информация (специфическая для каждой из трех зон) и охрана (ши­роко понимаемое обеспечение порядка и безопасности).

Реализация модели деятельности в этих функцио­нальных зонах требует материальной оснастки, разработки системы оборудования универсама. Изучение cooтветствующих современных отечественных и зарубеж­ных аналогов позволяет выявить две основные ее под­системы:

— предметная оснастка — прилавок, упаковочный стол, средства перемещения товара, торговое оборудо­вание (в том числе автоматы, весы и пр.);

— информационные установки — рабочий контрольно-расчетный узел магазина (КРУМ), средства техническо­го контроля, экспозиционные устройства, средства и ма­териалы информации. Универсальность модели «программа;

Проецирование функций оператора (продавца, кон­тролера) па оборудование позволяет определить исход­ные проектные параметры и других предметов оснастки универсама. В зависимости от за­дач торговли складываются следующие предметно-функциональные пары:

- прилавок — удобство манипуляции с товаром;

-упаковочный стол — контакт при манипуляции с товаром;

-средства перемещения — мобильность продажи;

-торговое оборудование — пропускная способность магазина;

- средства техконтроля — проверка покупки;

-экспозиционные устройства —реклама товара:

- средства информации — ориентация в магазине.

Базовым для разработки системы оборудования является основной предметный элемент — носитель ди­зайн-концепции программы. Таким элементом является КРУМ — важнейший рабочий блок универсама. Он обеспечивает наивысшую пропускную способность (эф­фективность) торгового центра и оптимальное обслужи­вание (качество работы). КРУМ как носитель гумани­тарной концепции и программы отражает эстетически осмысленный образ человека, активно функционирую­щего в такой важной сфере обслуживания, какой является торговля. Эстетические свойства КРУМа позволяют принять его за единицу, определяющую стилевой характер другого оборудования и всего магазина в це­лом. КРУМ разрабатывается на основе решения ком­плекса функционально-эстетических проблем, которые относятся к сфере дизайна предметных, энергетических, транспортных, информационных, экологических систем. Экономическая программа текущей торговой дея­тельности, материализуясь в функционально и культур­но обусловленной структуре универсама (комплект и порядок расположения оборудования), обусловливает движение товара и маршрут покупателя. В этой про­грамме, опосредованной дизайн-программой-2 организа­ции магазина, находит окончательное выражение кон­цепция наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Вопросы;

1.Назовите два вида дизайн-программы: дизайн-программа-1 (дизайн-программа-2 . Дайте им характеристики.

2.Простейшие формы программы:

3. Что является це­лью дизайн-программы

4.Дизайн-программа как объект разработки методиче­ски универсальна или она связана с пятью основными типами человеческой деятельности и получает пять со­ответствующих модификаций. Назовите эти модификации.

5. Какова общая канва сценария.

6. Что такое контрольно-расчетный узел магазина (КРУМ) с точки зрения средств техническо­го контроля.

Наши рекомендации