Анализ взаимосвязей особенностей перфекционизма у детей, обучающихся по программам разной степени сложности
Далее дополнительно были выявлены взаимосвязи показателей перфекционизма и депрессии у детей из общеобразовательных учреждений и из образовательных учреждений с усложненной программой обучения. Результаты корреляционного анализа Пирсона смотрите в приложении 4. Нами были изучены лишь значимые связи (p≤0,01 и p≤0,05).
В выборке детей из общеобразовательных учреждений были обнаружены следующие значимые взаимосвязи показателей перфекционизма и депрессии (p≤0,01 и p≤0,05):
1)Соматическая шкала депрессии и Озабоченность ошибками – прямая связь (r=0,65),
2)Соматическая шкала депрессии и Родительская критика/сомнения в действиях – прямая связь (r=0,53),
3)Соматическая шкала депрессии и Общий показатель перфекционизма – прямая связь (r=0,73),
4)Общий показатель перфекционизма и когнитивно-аффективная шкала депрессии – прямая связь (r=0,67).
Далее по описанным выше значимым взаимосвязям были построены корреляционные плеяды (рисунок 1).
Рисунок 1. Взаимосвязи показателей перфекционизма и депрессии в выборке детей из общеобразовательных учреждений
Следовательно, у детей из общеобразовательных учреждений с увеличением соматической шкалы депрессии усиливаются и такие показатели перфекционизма как озабоченность ошибками и родительская критика и сомнения в действиях.
С увеличением общего показателя перфекционизма усиливаются показатели соматической и когнитивно-аффективной шкалы.
В выборке детей из образовательных учреждений с усложнённой программой были обнаружены следующие значимые взаимосвязи показателей перфекционизма и депрессии (p≤0,01 и p≤0,05):
1)Когнитивно-аффективная шкала депрессии и Общий показатель перфекционизма – прямая связь (r=0,73),
2)Когнитивно-аффективная шкала депрессии и Озабоченность ошибками – прямая связь (r=0,75),
3)Когнитивно-аффективная шкала депрессии и Организованность– прямая связь (r=0,51),
4)Когнитивно-аффективная шкала депрессии и Родительская критика/сомнения в действиях – прямая связь (r=0,73),
5)Когнитивно-аффективная шкала депрессии и Личные стандарты/Родительские ожидания – прямая связь (r=0,72),
6)Соматическая шкала депрессии и Общий показатель перфекционизма – прямая связь (r=0,75),
7) Соматическая шкала депрессии и Озабоченность ошибками – прямая связь (r=0,66),
8) Соматическая шкала депрессии и Родительская критика/сомнения в действиях – прямая связь (r=0,72),
9)Соматическая шкала депрессии и Личные стандарты/Родительские ожидания – прямая связь (r=0,6),
10)Общая шкала депрессии и Озабоченность ошибками – прямая связь (r=0,73),
11)Общая шкала депрессии и Родительская критика/сомнения в действиях – прямая связь (r=0,74),
12)Общая шкала депрессии и Личные стандарты/Родительские ожидания – прямая связь (r=0,72),
13)Общая шкала депрессии и Общий показатель перфекционизма – прямая связь (r=0,71).
Далее по описанным выше значимым взаимосвязям были построены корреляционные плеяды (рисунок 2).
Рисунок 2. Взаимосвязи показателей перфекционизма и депрессии в выборке детей из образовательных учреждений с усложнённой программой
Таким образом, у детей из образовательных учреждений с усложнённой программойс увеличением показателей когнитивно-аффективной шкалы депрессии усиливаются все показатели перфекционизма: озабоченность ошибками, организованность, родительская критика и сомнения в действиях, личные стандарты и ожидания родителей, а также общий показатель перфекционизма.
Также у детей из образовательных учреждений с усложнённой программой с увеличением отдельных показателей перфекционизма (озабоченность ошибками, родительская критика и сомнения в действиях, личные стандарты и ожидания родителей, а также общий показатель перфекционизма) усиливаются показатели соматической шкалы депрессии и общий показатель депрессии.
Кроме того, с увеличением общего показателя депрессии усиливается и общий показатель перфекционизма.
Следовательно, структура взаимосвязей перфекционизма и депрессии удетей из образовательных учреждений с усложнённой программойболее обширная и разнообразная.
Следующим этапом стало выявление сходств и различий во взаимосвязях показателей перфекционизма и депрессии. На рисунке 3 изображена плеяда, отражающая взаимосвязи переменных, общие для детей, обучающиеся по программам разной степени сложности.
Рисунок 3. Взаимосвязи показателей перфекционизма и депрессии, общие для детей, обучающихся по программам разной степени сложности
Следовательно, сходство взаимосвязей заключается в том, что у детей из общеобразовательных учреждений и обучающихся по усложненным программам с увеличением соматической шкалы депрессии усиливаются и такие показатели перфекционизма как озабоченность ошибками и родительская критика и сомнения в действиях. С увеличением общего показателя перфекционизма усиливаются показатели соматической и когнитивно-аффективной шкалы.
Далее были выявлены взаимосвязи переменных, различные для детей из разных общеобразовательных учреждений.
В выборке детей из общеобразовательных учреждений не было выявлено специфических взаимосвязей. В свою очередь, в выборке детей, обучающихся по усложнённым программам, были установлены уникальные взаимосвязи показателей перфекционизма и депрессии (рисунок 4).
Рисунок 4. Взаимосвязи показателей перфекционизма и депрессии, уникальные для детей из образовательных учреждений с усложнённой программой
Таким образом, у детей из образовательных учреждений с усложнённой программой были выявлены следующие уникальные взаимосвязи переменных. С увеличением показателей когнитивно-аффективной шкалы депрессии усиливаются все показатели перфекционизма: озабоченность ошибками, организованность, родительская критика и сомнения в действиях, личные стандарты и ожидания родителей.
Также у детей из образовательных учреждений с усложнённой программой с увеличением показателей соматической шкалы депрессии усиливаются личные стандарты.
С усилением отдельных показателей перфекционизма (озабоченность ошибками, родительская критика и сомнения в действиях, личные стандарты и ожидания родителей, а также общий показатель перфекционизма) усиливается общий показатель депрессии.