И модели множественных процессов
Существуют четкие параллели между процессами, описываемыми этими тремя теориями. Складывается такое впечатление, что групповая локомоция, о которой писал Фестингер, идентична нормативному влиянию и является скорее процессом публичной уступчивости, нежели личным принятием. Функция отражения социальной реальности проявляется через процессы социального сравнения, она представляет информационное влияние и связана, вероятно, с откровенным принятием, нежели с уступчивостью. В действительности рассмотренные ьыше теории исходят из существования модели влияния, основанной на двух процессах. Суть этой модели, нашедшей Широкое признание, заключается в следующем.
60 Глава 2. Социальная конформность
Дуалистическая модель и модели множественных процессов 61
Информационное влияние: «истинное» влияние, т. е. влияние, приводящее к личному принятию (норм) и интернализации, долговременному изменению установки, информационно по своей сути; реакции людей влиятельны в той мере, в какой они несут информацию о реальности; сами эти люди информативны для индивидуума в той мере, в какой он воспринимает их как похожих на него, знающих, заслуживающих доверия, надежных и т. п., а процесс информационного влияния есть процесс социального сравнения, мотивом которого является желание индивидуума быть корректным в своих суждениях и убедиться в их субъективной валидности.
Каузальная структура этого процесса такова.
1. Неоднозначность объективного стимула, его сложность или мно-гокомпонентность, а также трудности, связанные с непосредственным тестированием объективной реальности, приводят к субъективной неуверенности и к потребности в информации, которая могла бы ее уменьшить.
2. Неуверенность создает социальную зависимость, зависимость от других, связанную с потребностью в получении валидной информации.
3. Информационная зависимость приводит к влиянию: индивидуум проявляет конформность по отношению к реакциям других людей, чтобы получить сведения об окружающем мире.
Потребность иметь правильное представление о реальности приводит к формированию общих социальных норм и групповой структуры. Классическим примером этого процесса в его чистом виде может считаться автокинетический феномен, который исследовал Му-зафер Шериф (Sherif, 1936). Доказано, что этот феномен представляет информационный процесс влияния, ведущий к интернализации (Allen, 1965).
Нормативное влияние: это уступчивость, проявляющаяся во внешней конформности, которая вовсе не обязательно является и внутренней конформностью; это специфический групповой процесс конформности в ответ на социальное давление, основанный на праве других награждать и наказывать, социально мотивированный желанием принятия и одобрения и желанием избежать отвержения и враждебности. Человека волнуют последствия его поступков в том смысле, что ему скорее небезразлична реакция на них группы, чем их истин-
ное содержание; это «конформность» в виде рабского подчинения групповому давлению, но в ней больше тактического и инструментального, нежели иррационального и эмоционального. Некоторые конформисты могут иметь необъяснимое, построенное на чувствах желание принадлежать к какой-либо группе, но, как правило, принадлежность к группе базируется на взаимозависимости при достижении общих целей. Считается, что конформность функциональна с точки зрения достижения группой общей цели. Каузальная структура этого феномена такова.
1. Власть других людей, дающая право награждать или наказывать (т. е. принимать в группу или отвергать) порождает у индивида потребность в социальном одобрении и боязнь оказаться не таким, как они.
2. Далее под присмотром других создаются такие условия, когда каждый может быть идентифицирован как девиант и признан ответственным за любое проявление неконформности.
3. Человек будет стремиться оправдать ожидания «власть имущих» или подчиниться другим формам группового давления, проявляя конформность по отношению к групповой норме.
Зависимость одних людей от других наделяет вторых властью и дает им право контролировать внешнее поведение первых. Влияние этих людей базируется не на валидности их поведения, а на социальных отношениях власти и на стремлении быть социально принятым. Классическим примером этого процесса считаются результаты экспериментов Аша по изучению конформности, в которых испытуемые давали неверные ответы только ради того, чтобы не противоречить группе (Asch, 1956). Очевидно, что «конформность по Ашу» представляет собой чрезмерную уступчивость и что явная взаимозависимость членов группы и возможность публичной идентификации Девианта усиливают конформность (Allen, 1965; Deutsch & Gerard,
1955).
Дуалистическая схема согласуется и с некоторыми другими теориями: с представлениями Келли о различиях между компаративными и нормативными функциями референтных групп (Kelley, 1952); с
• установкой на задачу» Тибо и Стриклэнда, где другие — «посредники факта», и с «установкой на группу», где человек «мотивирован на получение членства» в группе (Thibaut & Strickland, 1956); с пред-
62 Глава 2. Социальная конформность
Социальная зависимость и конформность 63
ставлениями Джонса и Джерарда о различиях между зависимостью от информации, которая приводит к «сравнительной оценке» (к самооценке через сравнение с другими), и зависимостью индивидуума от результатов, приводящих к «отраженной оценке» (к выводу, который делается на основании реакций других людей, отражающих оценку индивидуума; Jones & Gerard, 1967).
Эта модель может быть трансформирована как в функцию, определяемую одним процессом (Moscovici, 1976; Turner, 1985), т. е. «сжата», так и в функцию, определяемую тремя компонентами или более, т.е. «расширена» (French & Raven, 1959; Kelman, 1958, 1961). Как информационное, так и нормативное влияние отражают социальную зависимость индивидуума от других членов общества (индивидууму нужна и информация, и прочие «блага», которые они способны дать ему), а потому могут рассматриваться как разные аспекты более общей теории, согласно которой социальная взаимозависимость является базовым процессом, лежащим в основе социальных и групповых взаимоотношений (см. Turner et al., 1987). Однако известен и другой подход к этой проблеме: Келман, например, различает три процесса влияния: уступчивость, интернализацию и идентификацию (Kelman, 1958). То, что мы называем нормативным влиянием, он подразделяет на уступчивость, основанную на том, что у других есть право награждать и наказывать, и идентификацию, которая основана на влечении к другим людям и способна привести к принятию (в той или иной форме) ценностей этих людей на тот период времени, пока отношения с ними будут продолжаться. Френч и Равен говорят о пяти (French & Raven, 1959), а Равен (Raven, 1965) — о шести процессах влияния, отражающих разные формы зависимости и власти. В конечном счете, различия между теориями, основанными на дуалистическом процессе, и теориями, основанными на одном или нескольких процессах, заключаются, скорее, в степени детализации типов зависимости и связанных с ней характеристик процесса влияния, а не в сути формулировок. Все согласны с тем, что влияние определяется соотношением между зависимостью и властью, и с тем, что существует разница между информационным процессом и процессом, основанным на подчинении группе.
Возможно, исключениями, не подпадающими под этот общий вывод, являются концепция «идентификации» Келмана и «референтная власть» Френча и Равена. Эти идеи интересны, поскольку их ав-
торы исходят из существования таких типов влияния, в которых нормы референтной группы приводят к некоей форме информационной интернализации. Подобная мысль в неявной форме присутствовала и в трактовке тестирования социальной реальности Фестингером, но общая тенденция заключалась в четком разграничении социальных И когнитивных мотивов. Представления Келмана, а также Френча и Равена рассматриваются как возможные исключения из общего правила, требующего строго разграничения социально и когнитивно мотивированной конформности. Эти теории и вытекающие из них выводы более подробно будут рассмотрены в главах 5 и 6.