Консультирование мужчин
Естественным результатом сосредоточения интереса на женском консультировании и изживания сексизма явилось возобновление внимания к уникальным проблемам и потребностям мужчин. Несмотря на то что «особенности мужчин и природа "мужественности" являются объектом исследования уже на протяжении длительного времени, за последние двадцать лет интерес к этим вопросам непрерывно возрастал» (Wade, 1998, р. 349). В начале 1980-х годов Коллисон (Collison, 1981) пришел к выводу, что, «оказывается, для мужчин приспособлено меньшее количество процедур консультирования, чем для женщин» (р. 220). Ситуация с тех пор изменилась, а «растущий интерес к мужской психологии привел к увеличению спроса на клинические услуги, ориентированные исключительно на мужчин» Gohnson & Hayes, 1997, p. 302).
Социальные аспекты консультирования мужчин. Проблемы, относящиеся к консультированию мужчин, часто обусловлены социализацией. В некоторой степени общепринятые формы социального поведения мужчин можно объяснить тем фактом, что традиционные мужские половые роли определены более строго, чем женские. Например, в детстве в поведении девочек поощряется эмоциональная или поведенческая экспрессивность, тогда как в мальчиках поддерживают прежде всего неэмоциональные физические действия. Таким образом, многие мужчины приучены прятать свои эмоциональные реакции, проявлять автономность, активность и дух соперничества (Scher & Stevens, 1987). Они ориентированы скорее на демонстрацию воинственности, чем на проявление заботливого поведения, и часто «чувствуют себя потерявшими власть и статус в результате изменений в направлении андрогинности», особенно в начале взрослой жизни (Brown, 1990, р. 11). В целом большинство мужчин обладает в первую очередь когнитивной ориентацией (Pollack & Levant, 1998; Scher, 1979). Проявление эмоциональности обычно избегается из-за недостатка опыта в ее применении и тревоги, которую она создает.
Такие сдерживающие роли часто способствуют выработке нечувствительности к потребностям как других людей, так и к собственным, а отрицание душевных и соматических проблем становится фатальным, проявляясь в более короткой продолжительности жизни мужчин (Jourard, 1971). Кроме этого, «мужчины ищут психологическую безопасность в независимости и избегают тесных отношений» (Davenport & Yurich, 1991, p. 65). Следовательно, консультанты, которые работает с мужчинами, должны понимать, что многие из их клиентов окажутся нелюдимыми и сдержанными в разговоре. Из-за своей изоляции они могут стремиться минимизировать свои действия и деятельность окружающих. Большую часть времени они не проявляют настойчивости, а просто имитируют то поведение, за которое получают подкрепление. Многие мужчины усвоили в детстве социальные табу в отношении самораскрытия, особенно перед другими мужчинами.
Чтобы помочь консультанту в понимании реалий мужских ситуаций и таким образом способствовать успеху работы с ними, Шер (Scher, 1981) предлагает ряд принципов. Они включают акцентирование внимания на: а) трудностях изменения для большинства мужчин, б) ограничениях, наложенных полоролевыми стереотипами, в) важности обращения за поддержкой и работы с эмоциональными проблемами и г) необходимости четко различать роли и правила, относящиеся к личной жизни и к работе.
В целом мужчины чаще, чем женщины, отказываются участвовать в консультировании (Worth, 1983). Большинство мужчин прибегают к консультированию только в ситуации кризиса, поскольку считается, что они должны быть самодостаточными, отодвигать на второй план свои потребности и заботиться о других (Moore & Leafgren, 1990). Мужчины имеют разные интересы в различном возрасте и на разных стадиях развития (Moore & Leafgren, 1990). Поэтому при работе с мужчинами важно сопоставлять получаемые результаты с моделями развития, в которых подчеркиваются эти особенности, например с моделями Эриксона (Erikson, 1968) и JIeвинсона (Levinson, 1978).
Проблемы и теории в консультировании мужчин. Помимо реальных фактов, о консультировании мужчин существует множество мифов (Kelly & Hall, 1994). Когда мужчины оказываются способными прорваться через традиционные запреты, они обычно старательно работают в консультировании и рассматривают его как разновидность соревнования. Они многого ждут от консультирования и хотят, чтобы сессии были продуктивными. В большинстве своем мужчины, как правило, стараются быть более понятными и искренними в процессе работы и проявлять себя непосредственно и честно.
Преобладание у мужчин когнитивной направленности создает особые трудности для консультанта. Марино (Marino, 1979) советует консультантам избегать в работе с мужчинами когнитивной области и направлять внимание на тональность их голосов, на противоречия их поведения и чувств и на их двойственное отношение к контролю и опеке. Шер (Sher, 1979) также предлагает уводить клиента из когнитивной области в эмоциональную и рекомендует начинать работу с объяснения клиенту важности овладения своими чувствами при преодолении личностных трудностей; после этого следует терпеливо работать над раскрытием скрываемых чувств.
В противоположность стратегии избегания когнитивной области, Берч и Сковхолт (Burch & Skovholt, 1982) предлагают использовать модель Голланда «взаимодействие человек – среда» (Holland, 1979) в качестве схемы для понимания и консультирования мужчин. Согласно этой модели, мужчины обычно действуют в реалистичном измерении. Им, как правило, недостает социальных навыков, но они обладают техническими и практическими умениями; следовательно, авторы рекомендуют консультантам применять когнитивно-бихевиоральный подход для установления раппорта и облегчения консультирования. Джайлс (Giles, 1983) не соглашается с этой точкой зрения и указывает, что не существует никаких исследований, однозначно ее подтверждающих. Он полагает, что изменение подхода консультирования в попытке приспособить его к типу личности клиента не обязательно приведет консультанта к успеху.
Учитывая особое внимание, которое уделяется межличностному научению в групповом консультировании и терапии, этот способ работы с мужчинами может оказаться эффективной стратегией вмешательства (Andronica, 1997; Jolliff, 1994). Цели мужской группы состоят в увеличении индивидуального понимания обусловленности половых ролей, в овладении новыми социально одобряемыми моделями поведения, в поддержании образа жизни, ориентированного на удовлетворение индивидуальных потребностей. Особенно полезна групповая работа для трех типов мужчин – сексуальных правонарушителей, мужчин-гомосексуалистов и бездомных мужчин (DeAngelis, 1992). Не добиваются успеха в групповой работе мужчины в маниакальном состоянии, глубоко депрессивные, пребывающие в серьезном кризисе, страдающие различными зависимостями, алкоголики или параноики (Home & Mason, 1991).
Групповая работа может оказаться для мужчин мощным средством преодоления защитных механизмов, таких как отрицание, и способствовать формированию ощущения общности. Чтобы добиться результата, консультант должен объявить о создании группы; тщательно отобрать потенциальных кандидатов; идентифицировать специфические формы поведения, требующие особого внимания; определить ритуалы начала и завершения работы группы; разработать стратегии вмешательства, нацеленные на разрешение глубоких психологических проблем, таких, например, как разрешение конфликта (Hetzel, Barton & Davenport, 1994; Home & Mason, 1991).
Работая с группой мужчин, Мур и Хаверкамп (Moor & Haverkamp, 1989). в тщательно проведенном исследовании обнаружили, что «мужчины в возрасте от 30 до 50 лет способны повысить уровень эмоциональной выразительности, измерявшийся как с помощью самоотчетов, так и поведенческими тестами» (р. 513). На этой стадии жизненного развития многие мужчины стремятся к проявлению большей близости, углублению межличностных связей и непосредственному управлению своими эмоциями. Таким образом, групповая работа для мужчин этого возраста может оказаться очень эффективным средством стимулирования изменений, особенно, как утверждают авторы, когда групповая работа ведется в русле парадигмы социального научения, в соответствии с которой другие мужчины служат моделью и подкрепляющим стимулом для выработки новых образцов поведения. Влияние Роберта Блая (В1у) и мифопоэтического движения (использование мифов и поэзии в мужских группах) – один из примеров действенности такой парадигмы (Erkel, 1990).
Важно, чтобы консультант, создавая благоприятные условия для изменений и изучения эмоциональных проблем, сознавал, что правила внутри мужского профессионального мира, как правило, отличаются от правил личностной сферы. Консультанту чрезвычайно важно предостеречь мужчин от наивного и автоматического перенесения вновь открытых моделей поведения, успешно работающих в их личной жизни, в среду, которая может оказаться враждебной, – то есть в мир работы.
Консультирование мужчин, рассматриваемых как особая группа, как и консультирование представителей любых иных групп, являет собой комплексный феномен, и его потенциальные выгоды огромны. В их число входит помощь мужчинам в выработке эффективных стратегий формирования ожиданий и стратегий изменения ролей (Moore & Leafgren, 1990). Помимо этого, с помощью консультирования мужчины могут разрабатывать новые умения, применимые «в установлении брачных отношений, в решении проблем здоровья, связанных со стрессами, в принятии решений по профессиональным и жизненным вопросам и во взаимодействии в семье» (Мооге & Haverkamp, 1989, р. 516). Особенно действенной процедурой, которая может быть использована при работе с некоторыми мужчинами, является их беседа со своими отцами. Серии упорядоченных открытых вопросов о традициях семьи помогают мужчинам более ясно понять своих отцов и благодаря этому совершать открытия, касающиеся их самих. Это новое понимание может служить катализатором для внедрения различных моделей поведения в их собственных семьях.