Вопрос 2. Этические принципы сотрудников ОВД
Нравственная культура является результатом всего духовного развития личности. Она характеризуется уровнем восприятия моральных ценностей, а также участием человека в их создании и распространении. Нравственная культура – это мощный фактор нравственного формирования развития человека Ее зрелость измеряется тем, в какой мере человек согласует свои поступки, свой образ жизни с моральными нормами, в какой мере он сориентирован на нравственные ценности (каковы его отношения к природе, обществу, самому себе).
Правовая культура является своеобразной проекцией правовой культуры данного общества, результатом совместного творчества и взаимодействия людей.
Специфика правовой культуры сотрудников ОВД вытекает из основных задач, которые стоят перед ними:
- охрана общественного порядка;
- предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и других правонарушений;
- охрана собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций;
- обеспечение безопастности дорожного движения;
- обеспечение пожарной безопастности;
- исправление и перевоспитание осужденных.
Специфика правовой культуры сотрудников ОВД определяется также видами деятельности по выполнению поставленных задач:
Рассмотренные задачи и виды деятельности позволяют сформулировать основные особенности, непосредственно обуславливающие специфику правовой культуры работников ОВД. К ним относятся:
1). проведение в жизнь политики государства и участие в осуществлении его функций;
2). Реализация права не только в форме соблюдения, исполнения, использования, но и в форме применения;
3). принятие решений в ситуациях, детально не урегулированных законом, в том числе и экстремальных;
4). постоянное общение с различными категориями должностных лиц и граждан, многие из которых имеют деформированное правосознание.
Сферами проявления правовой активности сотрудников ОВД являются:
- правотворческая – подготовка и обсуждение нормативно – правовых актов;
- правоохранительная – защита прав и свобод граждан с использованием мер государственного принуждения;
- морально-этическая – отстаивание собственных убеждений и противостояние необоснованному вмешательству в процесс осуществления функциональных обязанностей;
- образовательная- повышение своего профессионального и культурного уровня;
- воспитательная – осуществление право воспитательной работы среди населения.
Специфика профессиональной морали сотрудников ОВД определяется характером и содержанием их труда, а также спецификой их общения. Для сотрудника личность преступника интересна с точки зрения нравственно мировоззренческой деформации.
Изначально, в моральном отношении к преступившему закон требуется снисхождение, независимо от того, какое эмоциональное отвращение имеет место в душе сотрудника милиции. В этом состоит одна из дилемм для профессиональной милицейской морали: ненавидеть порок и относится с сочувствием к потерянному достоинству в личности преступника. Уважать и наказывать. Гуманистический смысл наказания в том, что оно служит самому человеку во имя его же блага, является необходимой силой право нормативного воздействия на личность, способной восстановить в ней, утраченное достоинство.
Для профессиональной морали сотрудников ОВД возникает проблема нравственных границ.
Таким образом, в системе ценностей любого работника правоохранительных органов особое место занимают проблемы профессиональной этики. Это обусловлено рядом объективных причин.
Профессиональный или служебный долг работника ОВД – это совокупность обязанностей, налагаемых на него по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость.
Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутренних дел определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а только его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.
Моральная культура сотрудника очень тесно связана с культурой эстетической, но если первая отражает внутреннюю культуру личности, то вторую, как правило, рассматривают как культуру внешнюю. Бесспорно, форменная одежда сотрудника и даже стиль, качество его партикулярного (штатского) платья сами по себе оказывают влияние (и порой существенное) на поведение работника.
Служебная эстетика включает в себя культуру труда и речи сотрудника, этику служебного быта и внешний вид работника, манеру общения с гражданами и сослуживцами, грамотность оформления служебных документов, культуру поведения сотрудника за пределами служебного кабинета. Не секрет, что небрежное оформление протокола осмотра места происшествия или задержание правонарушителя нередко ведет к ошибочному заключению дознавателя или следователя, а от надменного выражения лица сотрудника до высокомерного отношения к людям всего полшага.
Показателем уровня культуры личности является этикет. Служебный этикет –это совокупность требований, свод правил, регламентирующих поведение сотрудников на службе, их приветствие, внешний вид и т.д.
Своеобразие полицейского этикета состоит в том, что эстетические требования не только тесно связаны с моральными нормами, но и, как правило, закреплены в нормативных документах и поэтому носят обязательный характер для всех сотрудников.
Можно сказать, что этикет, правовая эстетика в целом стоят на страже чести, личного достоинства и авторитета сотрудников органов внутренних дел и требует от них того же по отношению к гражданам. Исходя из «золотого правила» этики: «Не позволяй себе того, что считаешь непозволительным для других», сотрудники должны быть особо щепетильны не только к своему внешнему виду, но и к своей речи, поступкам, к выбору средств восстановления общественного порядка, пресечения противоправных действий.
Таким образом, знание основ профессиональной этики и служебной эстетики и применение их на практике не только делают сотрудника культурным гражданином и работником, но и позволяют ему более эффективно выполнять служебные обязанности, повышают его авторитет среди коллег и населения, укрепляют статус сотрудника органов внутренних дел