Половые различия и асимметрия

Частота и согласованность сообщений о половых различиях в организации мозга заставляет признать реальность их сущест­вования по крайней мере как рабочую гипотезу. Многообразие методических подходов (клинические исследования, дихотическое прослушивание, тахистоско-пическое предъявление) говорит в пользу этого утверждения и приводит к следую­щему заключению: у женщин латерали-зация менее выражена, чем у мужчин. Однако существует множество работ, дан­ные которых не согласуются с этим заклю­чением и доказывают, что различия в асим­метрии между полами отсутствуют.

И все-таки некоторые гипотезы пред­ставляются очень интересными.

Скорость созревания обусловливает поло­вые различия.Предположение Д. Вейбер [Waber, 1976] состояло в том, что половые различия в асимметрии должны рассмат­риваться с точки зрения различий в ско­рости созревания. Вейбер принимала во внимание тот факт, что женщины обычно достигают физической зрелости раньше, чем мужчины. Она предположила, что скорость созревания может быть система-

тически связана с различиями в вербаль­ных и пространственных способностях. Выводы ее, полученные при исследовании 80 детей (10- и 13-летних девочек и 13- и 16-летних мальчиков), были следующими: во-первых, рано достигающие зрелости индивидуумы обладают лучшими вербаль­ными способностями, чем пространствен­ными; поздно созревающие лучше справ­ляются с пространственными задачами, чем с вербальными. Во-вторых, у рано созревающих отмечается меньшая латера-лизация речи, чем у поздно созревающих. Данные Вейбер дают возможность пред­полагать, что половые различия в вербаль­ных и пространственных способностях и латерализации этих функций могут быть обусловлены не полом, а переменной, которая определенным образом с ним связана, т. е. скоростью созревания.

Тестостерон обусловливает половые различия в латерализации. Н.Гешвинд [Geschwind, 1984] полагает, что секреция мужского гормона тестостерона, который начинает выделяться на третьем месяце развития плода и у мужского плода сильно преобладает, влияет на скорость прена-тального роста полушарий развивающе­гося мозга. Этот гормон несет ответствен­ность за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое со­держание тестостерона в период внутри­утробного развития замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Данное предполо­жение подтверждается большей выражен­ностью у женщин вербальных способнос­тей (левополушарных), а у мужчин зри­тельно-пространственных. Если в левом полушарии замедляется процесс миграции нейронов к местам их локализации и ус­тановление необходимых нейрональных связей оказывается в дефиците, то подоб­ная задержка ведет к леворукости, кото­рая хотя и встречается редко, но гораздо чаще наблюдается у мужчин. Таким обра­зом можно описать и явление дислексии, которое у мужчин встречается в 4 раза чаще, чем у женщин, и, по-видимому, свя­зано с леворукостью. Гешвинд отмечает, что левши — обычно мужчины — подвер-

2.3. Функциональная асимметрия полушарий мозга





жены также заболеваниям иммунной сис­темы. Тестостерон оказывает тормозящее влияние на развитие иммунной системы. Так как леворукость, иммунные расстрой­ства и проблемы обучения (дислексии) имеют тенденцию к семейному распрост­ранению, то можно заключить, что неко­торые генные комплексы, отвечающие за иммунную реактивность, регулируют и уровень тестостерона; наблюдается избы­точность секреции либо повышенная чув­ствительность к нему у отдельных людей.

Эволюционные факторы лежат в основе половых различий в литерализации.Дж. Леви [Levy, 1969] предполагала, что в основе половых различий в латерализации лежат эволюционные факторы. В подтверждение своей гипотезы она привела следующие доводы: в ходе эволюции человека мужчины выполняли роль охотников и руководите­лей переселений, и те из них, которые обладали хорошими зрительно-простран­ственными способностями, имели преиму­щество в ходе естественного отбора. Женщины же могли испытывать давление отбора в отношении навыков, связанных с воспитанием детей, — таких, как исполь­зование речи в качестве средства общения, а также развития социальной чувствитель­ности и легкости невербального общения. По мнению Леви, большая билатераль-ность в распределении функций может облегчать развитие навыков, необходимых для женщин, тогда как более строгое разде­ление функций необходимо для обеспече­ния высокого уровня развития зрительно-пространственных навыков у мужчин.

Между латерализацией и способностя­ми могут существовать различные взаимо­отношения, которые проявляются при ре­шении разных задач. Если это так, то было бы чрезвычайно интересно узнать, почему мозг столь по-разному организуется для оптимального выполнения различных функ­ций. Пока высказываются лишь предполо­жения о взаимоотношениях между латера­лизацией и способностями. Тот факт, что распределение способностей улиц разного пола в значительной мере «перекрывается», дает основание полагать, что сам по себе пол не следует использовать в качестве основного критерия для оценки различий в латерализации мозговых функций.

Наши рекомендации