Темперамент и деятельность. Если производить оценку темперамента в зависимости от конкретных ситуаций и видов деятельности, то
Если производить оценку темперамента в зависимости от конкретных ситуаций и видов деятельности, то, очевидно, можно говорить об их различной ценности. Например, такую деятельность, как поведение оператора автоматизированных систем, лучше осуществляют люди с сильной нервной системой. В условиях монотонной работы лучшую эффективность (меньшее количество ошибок) демонстрируют индивиды со слабой нервной системой.
Цикл исследований, проведенных К. М. Гуревичем, указал на важную роль темперамента в некоторых личностных качествах, имеющих прямое отношение к профессиональной пригодности, к овладению мастерством в тех или иных профессиях.
Темперамент является важнейшим фактором пригодности к тем профессиям, где часто возникают «экстремальные ситуации», а также предъявляются высокие требования к точностным и скоростным характеристикам реагирования.
В большинстве же профессий темперамент влияет лишь на стиль овладения профессиональными навыками и последующую деятельность в рамках данной профессии.
Е. А. Климов изучал особенности производственной работы ткачих-многостаночниц, экспериментально определив у них подвижность нервных процессов. Работа на нескольких станках требует, казалось бы, большой подвижности, и, согласно обычному представлению, ткачихи с подвижной нервной системой должны были бы давать более высокую производительность. Это предположение, однако, не оправдалось: оказалось, что продуктивность ткачих-многостаночниц не зависит от подвижности нервных процессов. Но это не значит, что характер, стиль работы ткачих с подвижными и инертными нервными процессами одинаковы. Климов описал много существенных признаков, характеризующих различие между работой этих двух групп ткачих. Например, ткачихи с малоподвижными нервными процессами много времени уделяют действиям, предупреждающим остановку станка, и тем самым освобождают себя от требующих большой скорости действий по обслуживанию остановившегося станка. Таких различий указано у Климова довольно много. Отсюда следует, что при малой подвижности нервных процессов можно достичь столь же быстрой и продуктивной работы, как и при большой подвижности нервных процессов, но достигается это в двух случаях разными способами. Поэтому характер, «стиль» работы должны быть различными у лиц с разными свойствами нервной системы.
Таким же образом индивидуальный стиль проявляется и в учебной деятельности. Хорошо успевают ученики с разными свойствами нервной системы, но приходят они к хорошей успеваемости разными способами.
Эксперимент А. К. Байметова, который исследовал индивидуальный стиль школьной работы учеников в зависимости от силы нервной системы, выявил три основных фактора, определяющих стиль работы.