А. Метод прямого шкалирования. М

дики шкалирования пользуются боль успехом в психосемантических исслел ниях. Метод прямого шкалирования, з. ствованный из классической психофи и является простым и прямым спосс получения матрицы семантического с ства. Перед испытуемым ставится за оценить сходство значений стимул! помощью градуальной шкалы. Ценж прямого метода шкалирования состой: простоте интерпретации. Однако при эт обычно теряется все многообразие сч темы значений, поскольку от испытуем* требуется сравнивать лишь заданный о( ем стимулов. Кроме того, он значител трудоемок; чтобы выявить сходство стимулов, необходимо сделать 4550 сраь-нений.

Метод триадического сравнения можь: использовать как для взрослых испытуо мых, так и для детей. Процедура его прг -ведения: для каждой случайно выбран; тройки из набора стимулов испытуел выбирает два самых близких и два cav различных стимула. Этот метод треб>, еще большего числа сопоставлений, но о облегчает задачу сравнения для испытуе­мого. В одной из работ (см. [Величков-ский, 1982, с. 188]) был применен мето;; триадического сравнения изображений и названий восьми животных: бабочка, ко­мар, черепаха, крыса, летучая мышь, кро­кодил, лебедь и кролик. Испытуемые два раза подряд с недельным перерывом про­водили оценку стимулов в 168 триадах Полученные результаты выявили возраст­ные различия классификационных осно­ваний: для девочки 4 лет существенными оказались аффективные атрибуты «хоро­ший» и «кусается» (в один кластер объе­динялись крыса, крокодил и комар, а в



3.6. Психосемантика и процессы семантической обработки



;ругой — кролик, бабочка и лебедь); для зрослого важным являлась формальная принадлежность к различным биологичес-:им типам (в один из кластеров объеди-ялись, например, крыса и кролик, а в другой — комар и бабочка).

Методика репертуарных решеток, пред-оженная Дж. Келли для выявления лич-:остных конструктов, является вариантом (етодатриадического сравнения. Испыту-мый оценивает себя и людей из своего аижайшего окружения. Предварительно нее множество оцениваемых личностей разбивается на триады. Испытуемый дол­жен объединить двух субъектов в триаде ю одному качеству и противопоставить им ретьего. Методы математического шкали­рования, применяемые к полученным дан­ным, позволяют затем выявить структуру объективных шкал, которые испытуемый лспользует для оценки.

Б. Метод семантического дифферен­циала(СД) предложен Ч. Осгудом fOsgood et al., 1957] и, по его мнению, представляет обой комбинацию процедур шкалирова­ния и метода контролируемых ассоциаций. Процедура семантического дифферен­циала сводится к оценке стимулов (в ка-естве которых могут выступать понятия, бразы, действия, ситуации и другие объ-. кты) по биполярным шкалам. Шкалы за­даются антонимичными терминами, на­пример прилагательными, описывающими противоположные качества объектов: теп­лый/холодный, сытый/голодный. Шкалы обычно градуированы (например, от -3 до -"-3), пространство шкалы между противо­положными полюсами воспринимается испытуемыми как непрерывный контину­ум признаков.

Классический семантический диффе­ренциал Осгуда представляет собой набор из 15 шкал, заданный наиболее высокоча­стотными прилагательными-антонимами. В дальнейшем были разработаны различ­ные частные семантические дифференци­алы (например, невербальный СД). Метод семантического дифференциала получил широкое распространение в психологии восприятия, теории коммуникаций, в об­ласти эстетики, рекламы и т. д. Популяр­ность метода объясняется тем, что он по­зволяет провести непрямую экспертную

оценку различных объектов и явлений, определить скрытое отношение к ним, структуры неосознаваемых смыслов, вы­явить особенности категориального ана­лиза.

Дистрибутивные методы

А. Методика подстановкиоснована на определении семантического сходства сти­мулов в зависимости от числа контекстов, в которых эти слова взаимозаменяемы. Ис­пытуемый в этом методе выступает в роли эксперта, который сначала строит предло­жение, включающее исследуемые слова, а затем делает заключение о возможности замены слов в некотором контексте. Моди­фикацией метода подстановки является метод предложений с пропусками, где за­полнение недостающего звена взаимо­заменяемыми словами, свидетельствует о семантической близости слов.

Б. Методика продуцированияявляется сочетанием методики подстановки и ме­тодики принятия категориальных реше­ний. Испытуемые должны дополнить предложения типа «Все/некоторые А яв­ляются ...» либо правильными, либо оши­бочными вариантами. Это позволяет сфор­мировать матрицу как семантического сходства, так и семантических различий.

Наши рекомендации