А. Метод прямого шкалирования. М
дики шкалирования пользуются боль успехом в психосемантических исслел ниях. Метод прямого шкалирования, з. ствованный из классической психофи и является простым и прямым спосс получения матрицы семантического с ства. Перед испытуемым ставится за оценить сходство значений стимул! помощью градуальной шкалы. Ценж прямого метода шкалирования состой: простоте интерпретации. Однако при эт обычно теряется все многообразие сч темы значений, поскольку от испытуем* требуется сравнивать лишь заданный о( ем стимулов. Кроме того, он значител трудоемок; чтобы выявить сходство стимулов, необходимо сделать 4550 сраь-нений.
Метод триадического сравнения можь: использовать как для взрослых испытуо мых, так и для детей. Процедура его прг -ведения: для каждой случайно выбран; тройки из набора стимулов испытуел выбирает два самых близких и два cav различных стимула. Этот метод треб>, еще большего числа сопоставлений, но о облегчает задачу сравнения для испытуемого. В одной из работ (см. [Величков-ский, 1982, с. 188]) был применен мето;; триадического сравнения изображений и названий восьми животных: бабочка, комар, черепаха, крыса, летучая мышь, крокодил, лебедь и кролик. Испытуемые два раза подряд с недельным перерывом проводили оценку стимулов в 168 триадах Полученные результаты выявили возрастные различия классификационных оснований: для девочки 4 лет существенными оказались аффективные атрибуты «хороший» и «кусается» (в один кластер объединялись крыса, крокодил и комар, а в
3.6. Психосемантика и процессы семантической обработки
;ругой — кролик, бабочка и лебедь); для зрослого важным являлась формальная принадлежность к различным биологичес-:им типам (в один из кластеров объеди-ялись, например, крыса и кролик, а в другой — комар и бабочка).
Методика репертуарных решеток, пред-оженная Дж. Келли для выявления лич-:остных конструктов, является вариантом (етодатриадического сравнения. Испыту-мый оценивает себя и людей из своего аижайшего окружения. Предварительно нее множество оцениваемых личностей разбивается на триады. Испытуемый должен объединить двух субъектов в триаде ю одному качеству и противопоставить им ретьего. Методы математического шкалирования, применяемые к полученным данным, позволяют затем выявить структуру объективных шкал, которые испытуемый лспользует для оценки.
Б. Метод семантического дифференциала(СД) предложен Ч. Осгудом fOsgood et al., 1957] и, по его мнению, представляет обой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Процедура семантического дифференциала сводится к оценке стимулов (в ка-естве которых могут выступать понятия, бразы, действия, ситуации и другие объ-. кты) по биполярным шкалам. Шкалы задаются антонимичными терминами, например прилагательными, описывающими противоположные качества объектов: теплый/холодный, сытый/голодный. Шкалы обычно градуированы (например, от -3 до -"-3), пространство шкалы между противоположными полюсами воспринимается испытуемыми как непрерывный континуум признаков.
Классический семантический дифференциал Осгуда представляет собой набор из 15 шкал, заданный наиболее высокочастотными прилагательными-антонимами. В дальнейшем были разработаны различные частные семантические дифференциалы (например, невербальный СД). Метод семантического дифференциала получил широкое распространение в психологии восприятия, теории коммуникаций, в области эстетики, рекламы и т. д. Популярность метода объясняется тем, что он позволяет провести непрямую экспертную
оценку различных объектов и явлений, определить скрытое отношение к ним, структуры неосознаваемых смыслов, выявить особенности категориального анализа.
Дистрибутивные методы
А. Методика подстановкиоснована на определении семантического сходства стимулов в зависимости от числа контекстов, в которых эти слова взаимозаменяемы. Испытуемый в этом методе выступает в роли эксперта, который сначала строит предложение, включающее исследуемые слова, а затем делает заключение о возможности замены слов в некотором контексте. Модификацией метода подстановки является метод предложений с пропусками, где заполнение недостающего звена взаимозаменяемыми словами, свидетельствует о семантической близости слов.
Б. Методика продуцированияявляется сочетанием методики подстановки и методики принятия категориальных решений. Испытуемые должны дополнить предложения типа «Все/некоторые А являются ...» либо правильными, либо ошибочными вариантами. Это позволяет сформировать матрицу как семантического сходства, так и семантических различий.