Общность как социально-психологическая проблема
Понимание общности как социально-психологической проблемы. В качестве социально-психологической проблемы общность предстает перед нами в той мере, в какой она оказывается перед свойственным ей противоречием между тенденцией и силами ее интеграции, объединения сплочения, с одной стороны, и тенденцией и силами ее дезинтеграции, разобщения и разрушения — с другой.
Обе названные выше противоречивые тенденции имеют достаточно глубокие основания в жизнедеятельности и функционировании любой общности. Тенденция интеграции и консолидации общности неразрывно связана с процессом ее становления. Доминируя на этой стадии жизнедеятельности общности, она проявляется в развитии чувства и сознания принадлежности к данной общности ее членов.
Естественными для этой стадии условиями и следствиями интеграции оказываются: полное подчинение отдельного индивида требованиям, нормам и ценностям общности, его психологическая податливость воздействию группы и ее лидеров, готовность принести в жертву интересам общности свои личные интересы.
Именно на этой стадии чувство и сознание принадлежности к общности, резюмируемые понятием "мы", получает наивысшее развитие. Это ощущение сплоченности членов общности является для них источником уверенности в себе, в своем настоящем и будущем, в своей психологической защищенности от жизненных невзгод самим фактом принадлежности к данной общности, которая является гарантом надежности бытия каждого ее члена. Этому соответствуют и доминирующее в общности в этот период настроение оптимизма, подъема и целеустремленности.
Проблема психологической дезинтеграции общности. Однако состояние сплоченности и подъема не может быть беспредельным. На пути психологической самореализации любой общности возникают препятствия и трудности. Главной среди них оказывается психологическая противоречивость самого эффекта интеграции. Поощряя у своих членов ощущение силы и уверенности, связанное с чувством принадлежности к большому интегрированному целому, общность стимулирует и такое развертывание притязаний и социальных ожиданий, которое рано или поздно способно вылиться в иллюзорное, мистифицированное самосознание, не адекватное реальному потенциалу и действительной психологической готовности общности к его практической реализации.
Психологический лейтмотив такого состояния, могущий быть резюмированным фразой "Нам нет преград" или "Любой член нашей общности на голову выше любого члена другой общности", при всей силе его стимулирующего воздействия рано или поздно способен обернуться глубоким разочарованием, паникой или апатией при столкновении с такими проблемами, к решению которых общность оказывается психологически не готовой.
Уже здесь заложена возможность психологической дезинтеграции общности. Свое начало она берет с формирования у отдельных индивидов настроений, рассогласованных с общей доминантой настроя социума. Официальная идеология общности сурово осуждает эту рассогласованность как проявление "инакомыслия". Если на стадии подъема она могла позволить некоторые расхождения во взглядах своих членов и провозгласить "пусть расцветают все цветы", то теперь она вынуждена внести существенное уточнение, сказав о том, что расцветать могут все цветы, кроме "ядовитых".
Из идеологической рассогласованности берет начало и политическая, оборачивающаяся психологией оппозиционного движения. По мере роста противоречий и трудностей на пути общности получают все большее развитие и процессы ее психологической дезинтеграции.
Способы социально-психологической интеграции общности. Тенденциям и угрозе дезинтеграции общности противостоят силы и средства ее социально-психологической интеграции. Все способы социально-психологической интеграции могут быть сведены, с одной стороны, к активным и динамичным, с другой — к консервативным социально-психологическим факторам.
В свою очередь, к активным социально-психологическим факторам, которые нацелены на устранение помех на пути интеграции, осуществления целей развития общности, следует отнести такие явления, как:
1. Сила стихийного движения масс, обусловленная эмоциональной направленностью их энергии против всего того, что воспринимается в качестве носителя социального зла и противоречит их устремлениям, т. е., например, идеалам свободы, равенства и братства.
2. Лидерство как интегральная характеристика высокого энергетического потенциала личности и ее способности организовать, объединить и направить в то или иное русло активность других людей в соответствии с их ожиданиями и с учетом характера складывающейся ситуации.
В основе первого фактора лежит действие безличных, неперсонифицированных социально-психологических механизмов общения (заражения, подражания, внушения и др.), которые придают динамизм и энергетическую мощь массовому движению, оказывают огромное влияние на состояние общности. Именно они способны выступать в качестве факторов, психологически Цементирующих общность. Под влиянием внушения или заражения единым настроением люди способны острее переживать чувство сплочения и сопричастности, солидарности и принадлежности к единому чувству "Мы". Но эти механизмы не могут нести ответственность за целевую направленность развития общности и способны гарантировать лишь траекторию волнообразного движения по типу прилива и отлива общественного настроения.
В основе второго фактора лежит сила персонифицированной и наделенной более высоким уровнем осознания цели и средств ее достижения, энергетика лидера.
Лидер — аккумулятор настроения и регулятор состояния общности. Основными функциями лидера применительно к общности являются: аккумуляция ее настроений, регуляция ее состояния и деятельности.
Реализация этой функции сопряжена с рядом существенных противоречий в самом состоянии и жизнедеятельности лидера. Лидер накапливает настроение общности, инновационный и энергетический заряд массового движения и направляет его в то или иное русло в соответствии с уровнем своего и общественного самосознания.
Диалектика взаимодействия массовой энергии и лидера таковы, что лидер получает безграничный заряд силы и уверенности в себе от массы. Масса же, в свою очередь, оказывает лидеру безграничное доверие и психологически готова следовать за ним в направлении ее ожиданий и чаяний.
В этом процессе взаимного усиления, взаимодоверия и ком-плиментарности кажется легким достаточно быстрое (этого ждут массы) достижение любых целей. При этом снижается уровень самокритичности и трезвости в оценке предстоящих трудностей, что вполне естественно в опьяняющей атмосфере энтузиазма и воспаленного воображения.
Необходимость быстроты достижения цели делает заманчивым обращение к любым, в том числе и силовым, методам действия. Так, вопреки первоначальным идеалам гуманизма, свободы, равенства и братства вступают в силу альтернативные этому средства насилия и подавления. Моральным оправданием такой подмены становится мотив — великая цель оправдывает любые средства. Эти противоречия феномена лидерства уже давно сделали его предметом пристального внимания и изучения.
К консервативным способам интеграции общности относятся те ее социально-психологические барьеры, которые охраняют и защищают последнюю от разрушения, сохраняя целостность, стабильность и уникальность духовно-психологического менталитета общности.
Социально-психологические барьеры общности. Социально-психологические барьеры общности имеют как внутреннюю, так и внешнюю направленность. Функция внутренней направленности этих барьеров состоит в предохранении общности, ее защите от центробежных тенденций развития, способных привести к распаду изнутри.
Функция внешних психологических барьеров — защита общности от разрушительных последствий размывания ее границ и целостности под воздействием внешних сил, чуждых традициям, культуре и самобытному менталитету данной общности.
Основным способом внутренней защиты общности от угрозы утраты ее целостности, ее консолидации и самобытности является направленность консервативных сил социально-психологического барьера против попыток разрушения традиционных устоев и ценностей, господствующих в общности.
Отсюда тенденция подавления и вытеснения любого инакомыслия, если оно не вписывается в рамки господствующей в общности официальной идеологии, которая воплощает в себе функцию направленного внутрь психологического барьера защиты общности.
Эта ситуация может быть резюмирована такой парой понятий, как "мы" и "чужие среди нас", и иметь много вариантов или модификаций своего проявления. В конечном счете этот барьер направлен против тех индивидов или групп в общности, которые не разделяют ее официальной идеологии, принятых в ее рамках целей, ценностей и идеалов жизнедеятельности и развития.
Эффект действия данного психологического барьера противоречив. С одной стороны, он позволяет длительное время сохранять стабильность общности. Однако, с другой, это достигается за счет снижения уровня психологической раскрепощенности личности в данной общности.
Внешне направленные психологические барьеры общности резюмируются в паре понятий "мы и они", употребляемых в смысле "мы" и "не мы" [9]. Они направлены против чуждых данной общности идейных влияний других общностей, способных разрушить ее целостность и самобытность и квалифицируются в качестве акта идеологических диверсий.
Противоречивый эффект психологических барьеров общности. Независимо от своей направленности (внутрь или вовне) социально-психологические барьеры общности имеют своим результатом два противоположных эффекта — положительный и отрицательный.
Один обеспечивает очевидную безопасность, целостность, самобытность и стабильность общности.
Другой порождает застой, утрату способности к общению с другими общностями, скованность мысли, свернутость инновационной активности внутри общности, а в конечном итоге ее самоизоляцию и отставание в развитии.
Самосознание общности. Стихийное развитие общности, таким образом, не гарантирует ее стабильности и целостности.
Не дает таких гарантий и практика обращения тех или иных социальных сил к различным способам социально-психологической интеграции общности (как активным, так и консервативным).
Уровень действительной психологической готовности любой общности от первичного коллектива до больших социальных объединений к сохранению стабильности и вместе с тем способности к динамичному развитию в конечном итоге зависит от уровня самосознания этой общности.
Это самосознание обнаруживает себя во всем многообразии жизнедеятельности общности: в уровне ее социально-психологической культуры повседневного бытия, управления, экономики, политики и права, в развитии гуманитарного образования и науки, в адекватной интересам общности деятельности средств массовой информации и т. д.
Особая роль при этом выпадает на долю гуманитарной интеллигенции, которая должна быть носителем и аккумулятором этого самосознания. Последнее, однако, реализуется при условии, что сама эта интеллигенция способна и имеет возможность опереться на достаточно высокий уровень развития гуманитарного и прежде всего социально-психологического знания.