Iv. классификация эмоций и чувств
С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личностиможно выделить три сферы:ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как:
1. органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность
2. предметные чувства
3. мировоззренческие чувства.
К АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙчувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЧУВСТВАсвязаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.
Материальные –чувства, связанные с обладанием определенными предметами искусства, мебели (антиквариат), техники (определенного класса автомобиль) и т.п.
Интеллектуальные -чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
Эстетические - это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т. д.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЧУВСТВА или НРАВСТВЕННЫЕ -чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, социальным событиям, его мыслями, идеями, нравственным категориям и ценностям, принципами и традициями.
Все чувства можно разделить на стенические и астенические.
СТЕНИЧЕСКИЕ чувства - это чувства, активизирующие деятельность человека.
АСТЕНИЧЕСКИЕ чувства - это чувства, вызывающие пассивность.
И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.
V. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.
Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.
Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.
Функциональные состояния обеспечивают:
а) адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;
6) динамическое рассогласование, при котором различные системы организма не полностью или недостаточно качественно поддерживают его деятельность.
VI. СТРЕСС И ФРУСТРАЦИЯ.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс.Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, и заболевания желудочно-кишечного тракта.
СТРЕСС - (в пер. с англ. - давление, нажим, напряжение, а дистресс - горе, несчастье, недомогание, нужда) - обозначение суммы всех сил (независимо от их природы), действующих против равновесных состояний организма.
Ганс Селье изучавший стресс, ввел понятие “общий адаптационный синдром”.
Адаптационный - способствует приобретению состояния привычки и поддерживает это состояние.
Синдром - отдельные проявления координированы и отчасти взаимозависимы.
Факторы, вызывающие эти стереотипные реакции, названы стрессорами, а состояние организма, вызываемое их действием - реакцией стресс. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройкеили в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.
Стресс по своему характеру является синдромом специфическим, а по происхождению - неспецифическим.
По словам Ганса Селье, стресс есть неспецифический(т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование,который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.
Специфический характер - определяется совокупностью постоянных проявлений. Важнейшие из них: увеличение коркового слоя надпочечников (отсюда - увеличение количества адреналина), возникновение язв желудка, кишечного тракта, инфаркт. Стресс и сердечные инфаркты - проблема современного общества.
Само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д.
СТАДИИ СТРЕССА:
Тревоги.
Сопротивления.
Истощения.
К понятию и состоянию стресса близко и понятие «Фрустрация».Сам термин в переводе с латинского означает - обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как
напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.
Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).
Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.
Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания – никаких эмоциональных проявлений.
VII. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СТРЕССА
Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.
Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.
Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция - возбуждается одна из глубинных структур мозга - гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу - гипофиз - выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно
“выскакивает” из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание).
В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек в отличие от первобытного вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь - физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.
В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса - полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его - суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения - доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем ("а другому - гораздо хуже»), позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу "зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».
Один из лучших способов успокоения - это общение с близким человеком, когда можно,
во-первых, как говорят, «излить душу», т. е. разрядить очаг возбуждения;
во-вторых, переключиться на интересную тему;
в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.
VIII. ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЭМОЦИИ ЖИВОТНЫХ.
ОБЩЕЕ - По общим физиологическим механизмам, по проявлению - во многом наблюдается сходство - чувство голода, радость, страх, злость, особенно у детей и детенышей.
ОТЛИЧИЯ – чувства и эмоции человека контролируются РАЗУМОМ и проявляются по социально-историческим законам.
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ.
1. Изменение деятельности внутренних органов (прилив или отлив крови к лицу).
2. Изменение гуморального характера (изменение химизма крови, обмена веществ).
3. Внешнее выражение (мимика, пантомимика).
4. Изменение в речи человека - так называемая “голосовая мимика” (перестройка синтаксического характера, запинки, заикание, особая гладкость речи, интонационные изменения и т. д.).
Ч. Дарвин в своей знаменитой книге “Выражение эмоций у человека и животных“ 1872 г. особую роль отводил мимике и жестам. Он показал, что внешнее выражение чувств по своему происхождению (генетически) связаны с инстинктивным проявлением у животных.
Например, нас что-то разгневало. Человек стискивает кулаки, напрягает мышцы, чуть приседает, краснеет, в голосе появляются басовые или визгливые нотки и т.д. Эти выразительные движения - рудимент инстинктивных действий наших животных предков. Так называемая информация - “иду на вы!” (у обезьяны, напр.).
Уолтер Кеннон (амер. врач-психотерапевт - начало 20 в.) обнаружена зависимость эмоций от выделения из надпочечников - АДРЕНАЛИНА. Если вспрыснуть адреналин - эмоций не будет.
У ЧЕЛОВЕКА ярко выраженная связь I СС и II СС. Система выразительных движений более непосредственна и однозначна при эмоциях I СС, чем сложная интеллектуальная или моральная проблема - II СС. Пример – ощущения и осознание оскорбления своего "Я" в ситуации "Захлопнулась дверь перед носом”.
Внешние выразительные движения человека - ЯЗЫК ЧУВСТВ - социально - историческое явление, а не биологическое. Например:
а) Регуляция внешних выразительных движений - ЙОГИ умеют управлять или подавлять ощущения вообще - голод, жара, холод, гнев. Основным компонентом регуляции эмоций и чувств – мотивация, самоконтроль (воля), воспитание.
б) Мимика и пантомимика – у различных народов разнообразна, и даже противоположна: бесстрастность северных народов, и наоборот – у южных народов выразительная мимика и активная жестикуляция. Эмоциональное подкрепление - жесты - да и нет (Болгария).
г) Зависимость от моды - экспрессия - конец 17 - 18 в. среди дворян (мужчины плакали, женщины - падали в обморок).