Занятие 1-2. Сущность брачно-семейных отношений
Цель:научится анализировать реальные практические ситуации необходимые для полного освоения заявленной темы лабораторного занятия.
Теоретическая подготовка к занятию:Предмет и задачи основ семейного консультирования. Место семейного консультирования в системе психологического знания. Связь основ семейного консультирования со смежными дисциплинами. Становление основ семейного консультирования как научной дисциплины. Общенаучные направления в изучении семейной проблематики. Вклад И.Я. Баховена и Дж. Ф. Макленнана в историческую реконструкцию семейных отношений. Анализ исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам Э Дюркгейма, А.И. Антонова, В.М. Медкова. Учение Ч. Дарвина как исток этологического направления. Эмпирические методы Ф. Ле Пле в изучении семьи. Первые подходы в исследовании семейных отношений во взаимосвязи личности и обществе сторонников научного направления. Этические вопросы семейного консультирования.
Сущность брака и семьи. Функции семьи. Понятия «Семья» и «Брак» в психологии и смежных науках. Основные функции семьи. Состав семьи (нуклеарная, расширенная, полная, неполная). Семья как система и малая группа. Брак как система отношений. Формы организации семьи и брака, их истоки и эволюция. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Альтернативные браку формы – гражданский брак, одиночество, «пробный брак». Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями. Тенденции развития современной семьи.
Понятия «Семья» и «Брак» в психологии и смежных науках. Основные функции семьи. Состав семьи (нуклеарная, расширенная, полная, неполная). Семья как система и малая группа. Брак как система отношений. Формы организации семьи и брака, их истоки и эволюция. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Альтернативные браку формы – гражданский брак, одиночество, «пробный брак». Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями. Тенденции развития современной семьи.
Практическая часть занятия:
Задача 1.Уважаемые студенты представьте, что вы приняты на работу в службу знакомств. И вам пришло на почту несколько объявлений. Внимательно прочитайте, и ответьте на вопросы:
1. Какие пары могут соединится для крепкого союза (основывайтесь на теоретические знания)?
2. А какие совершено не подходят друг другу?
3. К каким последствиям могут привести знакомства с предложенными людьми?
4. Насколько важен одинаковый социальный статус знакомящихся молодых людей и девушек?
5.Какие ошибки были допущены при составлении брачных объявлений?
1.Игорь Л., русский, разведен, двое детей ,образование высшее, веселый, дружелюбный, любит «жизнь на колесах», рыбалку и друзей .Хочет познакомится с очень молодой девушкой без детей, для серьезных отношений.
2.Андрей Т., отличный парень, пишет он про себя, живет в деревне, любит животных и детей. Занимается физической работой, образование 9 классов. Ищет умную и симпатичную барышню средних лет.
3.Святослав К., молодой и перспективный юноша ,23 лет, учится в Институте, участвует в олимпиадах по химии, любит читать интересные книги, слушать классическую музыку.
4.Ирина С., 17 лет, учится в школе ,готовится поступать в Медицинскую академию, призер городских олимпиад, общительная. Ищет друга по переписке.
5.Анна Р., обаятельная и привлекательная дама 30 лет, двое маленьких детей, предприниматель. Ищет надежного мужчину средних лет для совместного проживания.
6.Светлана М., русская, христианка, живет в селе, вяжет платки и варежки, любит природу, есть большой садовый участок, хозяйственная ,любит готовить. Есть маленький ребенок.Разведена. Ищет доброго мужчину.
Задача 2.
Проанализируйте пословицы русского народа. О каком психологическом явлении говорится в пословицах?
1.Муж да жена –одна душа.
2. Замуж не напасть как бы там бы не пропасть.
3.В гостях хорошо а дома лучше.
4.Добрая женитьба к дому приручает, а плохая от дома отлучает.
5.Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца.
6. И умерли они в один день.
7.Наказуй детей в юности, успокоят тя на старости.
8.Воля и добрую жену портит.
9.Кого люблю того и бью.
10.Чужая жена-лебедушка, а своя –полынь горькая.
Задача 3.Проанализируйте рассказ .Укажите добрачные факторы , котроые стали препятствием соединения двух « Я» в одно «МЫ».
В одном городе жили две семьи. В одной семье рос парень, в другой семье подрастала прекрасная девушка. Семьи в друг друге души нечаяли, вместе отпуск проводили, шутили что дети их обязательно поженятся как подрастут.И вот настал тот важный момент когда нужно девушку сватать, да только не торопился соседский паренек, все чего то ждал, не решался. А девушка все ждала, ведь любила она его с самой школы, с тех пор когда родители шутили « жених и невеста». Так и не дождалась.. Уехал парень учится в летное училище в другой город. А девушка осталась в родном городе, учится в медицинском училище. Время пролетело быстро, много разных событий было в жизни наших героев. Но вот случилось горе, мама паренька сильно заболела и ему пришлось бросить все дела и вернуться в родной город. Каково было его удивление когда он встретил ту самую соседскую девчонку, когда то усыпанную всю веснушками, ту самую которая так хотела за него замуж. Девушка мило улыбнулась ,разговорились о жизни. И наш герой понял что он ведь тоже таких не встречал как она и что именно на ней то он и женится. Ну хотя бы и завтра а почему бы и нет. Ведь это было последнее желание матери. Но не все в жизни так быстро решается. Наша героиня за долгие годы переживаний тоже стала по другому относится к теме любви и к общему удивлению отказалась выходить замуж за «друга детства». Этим история и заканчивается . Но все же интересно в чем причина?