Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов. Эти феномены мы и рассмотрим.
1. Обратная связь. Основная цель информационного обмена – это выработка общего смысла, единой точки зрения. При ее достижении обязательно включается механизм обратной связи. Его суть в том, что процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержания, информация, идущая от меня к нему, содержит сведения о том, как я (реципиент) воспринимаю и оцениваю поведение его (коммуникатора).
Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.
Умение использовать обратную связь является важнейшей составляющей коммуникативных способностей.
2. Коммуникативный барьер. Это проблема интерпретации сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Дело в том, что интерпретация зависит от того, кто дает информацию и от того, кто принимает. Поэтому и могут возникнуть коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер –это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
Выделяют 3 типа барьеров.
1) Барьеры понимания могут возникнуть как по психологическим причинам, так и другим, например, из-за погрешностей в самом канале передачи информации:
· Барьеры фонетического непонимания бывают: невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и с большим количеством звуков-паразитов.
· Семантические барьеры непонимания связаны с различиями в системах значений участников общения.
· Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора (источника информации) и ситуации общения или стиля речи и состояния психологического реципиента.
Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для воспринимающего информацию, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.
2) Барьеры социально-культурного различия. Это – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к резкой интерпретации тех или иных понятий. Барьером может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности или пола, возраста.
3) Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Когда возникает чувство неприязни, недоверия к своему коммуникатору. Это чувство распространяется и на передаваемую им информацию.
3.1.) Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Отнесение человека к авторитетным зависит от:
- Социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе.
- Привлекательного внешнего вида. Аккуратная прическа, силуэт, цветовая гамма, как выбрит и т.д.
- Доброжелательного отношения к адресату воздействия. Улыбка, приветливость, простота в обращении и т.д.
- Компетентности.
- Искренности.
3.2.) Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).
Вообще-то говоря, коммуникативные барьеры являются формой психологической защиты от постороннего психического воздействия, т.к. любая информация несет в себе элемент воздействия на поведение или желания воспринимающего – реципиента.
3. О коммуникативном влиянии. Принято выделять 2 основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Различаются они характером психологической установки, возникающей у коммуникатора (говорящего) по отношению к реципиенту (слушающему).
Практика социального общения выработала два основных способа осуществления коммуникативного влияния, т.е. влияния с помощью сообщений: убеждение и внушение. Убеждение – процесс логического обоснования сообщением какого-либо суждения или умозаключения с целью добиться согласия собеседника и сделать его готовым действовать в соответствии с этой точкой зрения.
Внушение– это способ коммуникативного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства.
4. Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:
- создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;
- придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;
- выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.
Как правил, эти средства не могут самостоятельно передавать значения слов, но они тонко скоординированы и между собой, и со словами.
Выделяют следующие виды невербальных средств общения.
1) Визуальные:
· кинесика – движения рук, ног, головы, туловища, походка;
· выражение лица, глаз;
· позы – осанка, походка человека;
· направление взгляда, визуальные контакты;
· кожные реакции: покраснения, побледнение, вспотение;
· проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;
· вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);
· средства преобразования природного телосложения (одежда, косметика, очки, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).
2) Акустические:
· паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;
· экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.
3) Тактильные:
такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
4) Ольфакторные:
· приятные и неприятные запахи окружающей среды;
· естественный и искусственный запахи человека.
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура. И невербальный язык другой страны приходится учить так же, как словесный.
Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.
Зоны дистанции:
1) Интимная зона (15-45 см) – допускаются лишь близкие. Характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт. При нарушении – воспринимается как покушение на неприкосновенность.
2) Личная или персональная зона (45-120 см) – обыденная беседа с друзьями и коллегами.
3) Социальная зона (120-400 см) – при официальных встречах в кабинетах как правило с теми, кого не очень хорошо знают.
4) Публичная зона (более 400 м) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, лекции и т.д.
При выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.