Воспитание темперамента
Огромное значение имеет воспитание как фактор, развития и изменения темперамента. Воспитание воздействует планомерно и систематически на сознание личности, организует образ жизни ребенка, а тем самым формирует такие свойства, которые отвечают интересам старшего, воспитывающего поколения, общества в целом. Путем системы воздействий и контроля, практики поведения вырабатывается определенный стиль поступков и действий, стиль мыслей и чувств, определенная динамика тех и других, которая становится привычной, естественной.
Познавая объективные законы внешнего мира и своего организма, человек сам может формировать у себя определенные отношения, тренировать в деятельности нервные процессы, а тем самым овладевать собственной природой и изменять ее.
Организованное воспитание создает внутренние тенденции развития, внутренние побуждения поступать определенным образом. Сознавая свои положительные и отрицательные свойства поведения, субъект начинает целенаправленно развивать, тренировать одни проявления и тормозить другие.
Решающее значение в формировании образа поведения имеет деятельность личности. В деятельности проявляются и формируются определенный тонус, динамика и темп психических процессов человека. В соответствии с задачами и целями деятельности требуется различный тонус, темп и динамика поведения. Для одних видов деятельности необходимы сильные и быстрые реакции человека; для других требуются плавные и медленные действия. Каждый род деятельности имеет свой темп и динамику, и человек, включаясь в ту или иную деятельность, неизбежно развивает у себя требуемые ей качества. Как доказано исследованиями, в начале деятельности естественные особенности личности, в зависимости от их качеств.
Способствуют успеху или, наоборот, тормозят деятельность, но в дальнейшем при условии, что данным видом деятельности личность занимается длительное время, естественные особенности изменяются, соответствуя характеру деятельности. Например, холерику очень трудно вначале совершать деятельность, требующую плавных движений, медленного и спокойного темпа, так как его природные особенности противоположны требующимся качествам. Холерик проявляет нетерпение, резкость движений, порывистость и т. п., в результате чего деятельность будет неуспешной, человек сделает много ошибок (брака, если дело происходит на производстве) и т. д. Однако, по мере учета сделанных ошибок, осознания своих недостатков, упражнения в деятельности, у него разовьется и укрепится новый темп и динамика психических процессов, а, следовательно, изменятся и первоначальные особенности темперамента.
Если в данном случае типические черты холерического темперамента полностью и не исчезнут, то все же они так изменятся и перестроятся, что трудно будет человека, обладающего ими, отнести к «чистому» типу нервной деятельности, мы скорее скажем о нем, что он имеет черты переходного темперамента.
Таким образом, из всех факторов решающее значение в развитии и изменении темперамента имеет деятельность.
Большое значение имеет воспитание темперамента личности. Формируя волевые качества, определенные навыки и привычки поведения, воспитатель тем самым создает необходимые внутренние предпосылки для овладения своим темпераментом, управления его проявлениями.
Развитие темперамента и образование на его основе характера нельзя понять в отрыве от развития и изменения основного формообразующего ядра характера – направленности, определяющей своеобразие поступков и действий личности. Темперамент как первичная форма активности индивидуума будет развиваться, и изменяться в связи с усложнением образа жизни личности, задач, которые действительность ей предъявляет. Возникающие новые потребности – потребности в труде, познании мира, а также формирующиеся социальные установки и идеалы – предъявляют новые требования и к тем чертам личности, которые определяются темпераментом. Понятно, что новые потребности, установки и идеалы личности не могут быть удовлетворены в рамках старой формы активности, которая была свойственна личности на низшем уровне ее развития. И действительно, например, импульсивность или сознательно не мотивированное стремление как господствующий тип активности ребенка-дошкольника, связанный с проявлением его органических потребностей и любознательности, те может отвечать новым потребностям и интересам школьника; более того, она становится препятствием на пути удовлетворения духовных и общественных потребностей.
Таким образом, возникает противоречие между новым, развивающимся содержанием и старой, закрепившейся формой активности. Это противоречие разрешается перерастанием импульсивности в волевую активность.
Формирующиеся волевые качества характера позволяют овладеть свойствами темперамента или соответствующей регуляцией приспособить их к требованиям деятельности и поведения в коллективе.
Благодаря твердой воле человек сдерживает и даже «снимает» импульсивность, овладевает своими чувствами и умеряет их или, наоборот, вырабатывает более быстрый психический темп и т. д. В процессе деятельности, познавая свои положительные и отрицательные качества, личность сознательно начинает управлять своей жизнедеятельностью, напряжением воли, упражнением изменяет свою природу.
Этот процесс взаимообусловленности развития характера и темперамента не всегда протекает плавно, ровно.
В одних случаях, когда обстоятельства жизни и воспитание благоприятно влияют на развитие положительных свойств темперамента и своевременное возникновение и развитие на его основе новых качеств личности, образование характера протекает плавно, ровно.
В других случаях переход к новому качеству личности совершается конфликтно. Укоренившиеся отрицательные качества темперамента в определенных условиях жизни и воспитания задерживают образование волевых качеств характера. Наблюдаются срывы. Нередко на первых этапах развития воли импульсивность побеждает разумную волю, особенно в критические моменты жизни. Однако крепнущая воля, отвечающая новой направленности, позволяет личности постепенно овладевать свойствами темперамента и даже в соответствующих обстоятельствах подчинять их.
Овладение человеком собственной динамикой психических процессов считается завершенным тогда, когда новый ритм психической деятельности стал привычным. В конечном итоге природная динамика сливается с волевым ритмом поведения, так образуется цельный, монолитный характер с определенной направленностью.