Раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов по дисциплине 2 страница

2. Филиппова, возвращаясь из детского сада, несла грудного ребенка и сумку с продуктами. Подойдя к калитке дома, она пыталась открыть ее ногой, так как руки были заняты. При этом она

3. поскользнулась и упала. При падении ребенок ударился о калитку и от полученной травмы умер. Как решить вопрос об ответственности Филипповой?

4. Смирнов систематически ссорился со своей женой. Однажды во время ссоры он топором нанес жене смертельный удар. Ознакомьтесь со ст. 105 УК РФ. Назовите признаки объективной стороны простого убийства. Имеет ли значение способ деяния для квалификации по ч. 1 ст. 105 УК РФ?

5. Спасатель Акимов во время разбора завалов, образовавшихся после взрыва жилого дома, услышал крик о помощи из-под обломков строений. Однако он не стал спасать человека, испугавшись, что может погибнуть сам. Человек, просивший о помощи, погиб. Имеется ли причинная связь между бездействием Акимова и гибелью человека?

6. Петров ехал на мотоцикле по шоссе со скоростью 90 км/ час. Из-под колес идущей впереди машины отскочил камушек и с силой ударил Петрова в лицо. Резкая боль парализовала действия Петрова, вследствие чего мотоцикл опрокинулся. Находившийся на заднем сиденье мотоцикла пассажир погиб, а Петров получил вред здоровью средней тяжести. Решите вопрос о причинной связи.

7. Колесников, управляя автомобилем в городской черте, превысил скорость движения и не смог затормозить на перекрестке, в результате чего совершил наезд на пешехода. Последнему был причинен легкий вред здоровью, вызвавший кратковременное расстройство здоровья. Имеются ли основания для привлечения Колесникова по ст. 264 УК РФ?

Повышенный уровень

8. Дежурного врача районной поликлиники Грушина ночью вызвали по телефону в село, расположенное в 12 км от райцентра, к кровельщику Семенову, который упал с крыши. Доехав до реки, Грушин увидел, что из-за ливня она разлилась, а мост через нее снесен. Дорога в объезд заняла несколько часов. К приезду врача Семенов скончался. По заключению судебно-медицинского эксперта при своевременно оказанной медицинской помощи Семенов мог остаться в живых. Что такое непреодолимая сила? Как решается вопрос об уголовной ответственности при совершении деяния под влиянием непреодолимой силы?

9. Казанцев уговорил своих приятелей Петухова и Сазонова организовать группу для совершения нападений на водителей-дальнобойщиков. Казанцев изготовил обрез из охотничьего ружья, а Петухов достал форму работника ГИБДД. Однако группа была задержана еще до того, как они успели совершить первое нападение. Дайте юридическую оценку действиям Казанцева, Петухова и Сазонова.

10. Щетинкин и Щербаков, находясь оба в нетрезвом состоянии, попросили шофера Васильева отвезти их в г. Сочи, но таксист согласился подвезти их по пути только до ближайшего поселка. В пути следования они выкинули Васильева из машины, чтобы самим доехать до Сочи. В дороге закончился бензин, тогда Щетинкин и Щербаков оставили автомашину и уехали на автобусе. Могут ли Щетинкин и Щербаков нести ответственность за хищение автомобиля?

11. Ложкин, встретив поздним вечером женщину, набросился на нее, повалил на землю и попытался изнасиловать. Однако вдруг заметил, что женщина мертва. Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть потерпевшей, которая страдала пороком сердца, наступила вследствие сильного нервного потрясения, вызванного испугом. Имеется ли причинная связь между действиями Ложкина и смертью потерпевшей?

12. Семенов, разбив окно, проник в квартиру Яковлевых. Завладев имуществом на сумму 3 тыс. руб., он скрылся. Укажите факультативный признак объективной стороны и его значение для квалификации действий Семенова.

Тема 7. Субъект преступления

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие и виды субъекта преступления. Признаки общего субъекта.

2. Вменяемость и невменяемость. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости.

3. Возраст уголовной ответственности.

Повышенный уровень

4. Специальный субъект преступления. Личность преступника.

Контрольные вопросы

Базовый уровень

1. Что такое субъект преступления?

2. Сколько признаков характеризуют общий субъект?

3. Каково определение невменяемости?

4. Невменяемость и недееспособность – одно и то же?

5. В чем заключается медицинский (психиатрический, биологический) критерий невменяемости?

6. Каких четырех форм бывает медицинский критерий?

7. Что такое юридический (психологический) критерий невменяемости?

8. В чем состоят интеллектуальный и волевой моменты юридического критерия?

9. Кто устанавливает медицинский и юридический критерии невменяемости?

10. Чего из этих критериев достаточно для признания лица невменяемым?

Повышенный уровень

11. Каковы юридические последствия совершения преступления лицом в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости?

12. Возможна ли уголовная ответственность лица, причинившего уголовно значимый вред в состоянии опьянения?

13. С какого возраста, по общему правилу, наступает в России уголовная ответственность?

14. За какие преступления возраст ответственности снижается?

15. В каком случае возможно его увеличение?

16. Как определяется возраст лица, если дата его рождения неизвестна?

17. Возможна ли уголовная ответственность при совершении преступления в день достижения лицом ее возраста?

18. Что такое спецсубъект преступления?

19. Какие можно выделить основные классификации спецсубъекта?

20. Какое понятие шире по содержанию: "субъект преступления" или "личность преступника"?

21. Как учитываются в уголовном праве свойства личности?

Темы рефератов

Базовый уровень

1.Субъект преступления в мировой истории уголовного права.

Повышенный уровень

2.Опьянение как уголовно-правовой фактор.

3.Возраст уголовной ответственности в российском и зарубежном уголовном праве.

Задачи

Базовый уровень

Задача № 1

Главный бухгалтер учреждения М., будучи в нетрезвом состоянии, уничтожил отчетные документы своей организации. Как установила судебно- психиатрическая экспертиза, на момент совершения данного деяния М. находился в состоянии патологического опьянения.

Возможно ли привлечение М. к уголовной ответственности?

Повышенный уровень

Задача № 2

14-летний Н., будучи членом банды, вместе со взрослыми соучастниками совершил кражу, разбойное нападение, изнасилование. При задержании сотрудниками правоохранительных органов он отстреливался из хранившегося у него обреза.

Подлежит ли Н. уголовной ответственности, и если да, то за что?

Тема 8. Субъективная сторона преступления

Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие и содержание субъективной стороны преступления.

2. Вина: понятие, содержание, формы, виды. Преступления с двумя формами вины.

Повышенный уровень

3. Субъективная ошибка, ее виды и уголовно-правовое значение. Казус: понятие и виды.

4. Факультативные признаки объективной стороны преступления.

Контрольные вопросы

Базовый уровень

1. Какие признаки состава преступления входят в его субъективную сторону?

2. В чем отличие определений субъективной стороны преступления и вины?

3. Каково содержание оценочной и психологической теорий вины?

4. Что характеризует интеллектуальный элемент (момент) вины?

5. Что выражает волевой элемент?

6. Какое определение можно дать форме вины?

7. Что такое умысел как категория уголовного права?

8. Какие можно назвать основания классификации видов умысла?

9. Каковы интеллектуальный и волевой элементы прямого умысла?

10. Как будет выглядеть определение умысла для преступлений с формальным составом?

11. Чем отличается косвенный умысел от прямого?

12. Что такое неосторожность как понятие уголовного права?

13. В чем заключаются интеллектуальный и волевой элементы легкомыслия?

14. Каковы отличия легкомыслия от косвенного умысла?

15. В чем состоят интеллектуальный и волевой элементы небрежности?

16. Каковы отличия небрежности от легкомыслия?

Повышенный уровень

17. Могут ли неосторожные преступления быть совершены путем бездействия?

18. Бывают ли неосторожные преступления с формальным составом?

19. Верны ли формулировки "двойная вина", "сложная вина", "смешанная вина" с точки зрения уголовного права?

20. Каким образом две формы вины в одном преступлении могут учитываться уголовным правом?

21. В чем заключается уголовно- правовое понятие ошибки?

22. Какие бывают виды фактической и юридической ошибок?

23. Фактическая или юридическая ошибка учитывается при квалификации преступления?

24. Что такое казус?

25. Какие три вида казуса различает УК РФ?

26. Что такое мотив преступления?

27. Какие бывают виды преступных мотивов?

28. Какое определение можно дать цели совершения преступления?

29. Каков примерный перечень преступных целей?

30. Существует ли связь между мотивом, целью и формой и видом вины?

31. Что такое эмоциональное состояние преступника?

32. Какие эмоции учитываются в уголовном праве?

Темы рефератов

Базовый уровень

1. Объективное и субъективное вменения.

2. Виды умысла, не указанные в УК РФ.

Повышенный уровень

3. Влияние мотива на квалификацию преступления.

Кейсы

Базовый уровень

1. Проанализируйте взаимосвязь субъективной стороны с Другими элементами состава преступления.

2. Охарактеризуйте субъективную сторону следующих составов преступлений: убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ), заражение венерической болезнью (ст. 122 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ).

3. Найдите в УК РФ составы преступлений, которые могут совершаться:

а) только с прямым умыслом;

б) как с прямым, так и с косвенным умыслом;

в) по неосторожности;

г) с двумя формами вины.

4. Произведите разграничение небрежности и невиновного причинения вреда {казуса, случая).

5. Найдите статьи в УК РФ, где факультативные признаки субъективной стороны выступают в качестве:

а) признака основного состава преступления;

б) квалифицирующего признака состава преступления.

Повышенный уровень

6. На почве мести за служебную деятельность Смирнов .решил убить директора предприятия Петрова, который уволил его за систематическое появление на работе в нетрезвом состоянии. Ночью он подкараулил Петрова и ударил его ножом в грудь, причинив смертельное ранение. Приведите анализ субъективной стороны содеянного.

7. Соколов во дворе дома затеял драку с соседом Петрищевым. Жена Соколова, желая остановить мужа, подбежала к нему и схватила за руку. Соколов с силой оттолкнул жену, отчего она упала, ударилась головой о бордюр, получив перелом костей основания черепа. Через три дня Соколова скончалась в больнице. Проанализируйте субъективную сторону содеянного.

8. Карская дремала в вагоне метрополитена. Выйдя из вагона, она обнаружила, что с ее головы исчезла меховая шапка. Посмотрев по сторонам, Карская обратила внимание на бегущего мужчину в шапке, похожей на пропавшую. Уже около автобуса она нагнала мужчину и, прежде чем двери захлопнулись, успела сорвать с его головы шапку. Вернувшись домой, Карская положила принесенную шапку, сняла шубу и стала стряхивать с нее снег. В этот момент из капюшона выпала ее меховая шапка. Как должен решаться вопрос об уголовной ответственности Карской?

9. Демин обнаружил воров, которые взломали замок на дверях магазина, выстрелил вверх и приказал поднять им руки. Преступники бросились бежать туда, где случайно находился Лосев, не имевший никакого отношения к преступлению. Испугавшись выстрела, Лосев побежал в том же направлении, что и воры. Демин, приняв его за соучастника кражи, выстрелил в него с целью задержания и причинил вред здоровью средней тяжести. Определите вид ошибки.

10. Кузнецов и Обоев, придя в продуктовую палатку перед ее закрытием, связали продавца Подледневу, заткнули ей рот тряпичным кляпом и совершили хищение. Перед уходом Кузнецов заметил, что Подледнева дышит с трудом, и предложил ослабить веревку, чтобы через некоторое время она смогла вынуть кляп, но Обоев отклонил это предложение. На другой день Подледнева была обнаружена в палатке мертвой. По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть наступила от асфиксии. Виновны ли Кузнецов и Обоев в смерти Подледневой?

11. Ш. был осужден за умышленное убийство подростка О. Виновный совершил деяние при следующих обстоятельствах. В целях предупреждения кражи рыбы из рыболовных снастей он сделал сигнализацию, для чего к мосткам, с которых сети ставились в реку, провел из своего дома провода и подключил их к электросети напряжением 220В, а в доме установил звонок. При попытке разъединить провода от сигнализации с целью кражи сетей ночью несовершеннолетний О. был убит электротоком. Ш. предвидел возможность наступления тяжких последствий и с целью их предотвращения оповестил односельчан о существовании сигнализации под значительным напряжением и просил соседей не подпускать детей к этому месту, а также показывал сигнализацию пастухам. Кроме того, он принял целый ряд технических мер по предупреждению случайного поражения электротоком, к тому же подключал сигнализацию к электросети лишь в ночное время и только тогда, когда сам находился дома. Проанализируйте ситуацию и решите, правильная ли квалификация была осуществлена судом.

12. Никитин, пройдя анонимный контроль на СПИД, узнал, что является носителем ВИЧ-инфекции. Несмотря на это он неоднократно вступал в половые контакты с женщинами, но ни одна из них не заразилась. Подлежит ли Никитин уголовной ответственности?

Контрольное тестирование по Разделу 2.

РАЗДЕЛ 3 СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ

Тема 9. Стадии совершения преступления

Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие и виды стадий умышленного преступления. Значение выделения стадий совершения преступлений для уголовной ответственности, квалификации и назначения наказания.

2. Приготовление к преступлению. Отграничение приготовления от обнаружения умысла.

Повышенный уровень

3. Покушение на преступление и его виды.

4. Оконченное преступление.

5. Добровольный отказ от преступления, его отличия от деятельного раскаяния

Кейсы

Базовый уровень

1. Возможны ли стадии совершения преступления в формальных и усеченных составах преступлений?

2. Охарактеризуйте форму вины в неоконченном преступлении.

3. Почему «голый» умысел и обнаружение умысла не являются стадиями преступления и не влекут за собой уголовной ответственности?

4. Назовите приготовительные действия к преступлению. По каким признакам следует отличать приготовление к преступлению от покушения на деяние?

5. Проведите анализ отличий добровольного отказа от деятельного раскаяния.

6. Возможен ли добровольный отказ на стадии оконченного покушения?

7. Трижды судимый за кражи Козлов разработал план совершения кражи из квартиры богатого бизнесмена. Установив, что хозяин квартиры с семьей находится на отдыхе за границей, он с набором орудий взлома на машине подъехал к дому, поднялся на соответствующий этаж, но был задержан работниками милиции, получившими оперативную информацию о готовящейся краже. Определите стадию, на которой прервано преступление, аргументируйте ответ.

Повышенный уровень

8. М. обратился к А. с предложением за денежное вознаграждение убить С, который мешал его коммерческой деятельности. А. рассказал о предложении М. потерпевшему С. и передал кассету с записью их разговора. Затем А. обратился в правоохранительные органы и сообщил о готовящемся преступлении. Определите стадию совершения преступления.

9. Рабочий телевизионного завода Сергеев решил собрать дома телевизор, детали к нему он стал похищать на заводе. При попытке пронести в очередной раз похищенные детали он был задержан на проходной. Решите вопрос о стадии совершенного Сергеевым преступления.

10. Юрьев и Николаев выехали в соседнее село с целью совершения кражи из промтоварного магазина. Они отключили сигнализацию, выдавили стекло в окне и проникли внутрь. Сложив в рюкзаки ценные вещи, они вытащили их через окно. Но в этот момент были задержаны работниками вневедомственной охраны. Дайте юридическую оценку деянию Юрьева и Николаева. Вариант: они были задержаны во время отключения сигнализации — определить стадию совершения кражи.

11. Осужденный Кузнецов совершил побег из исправительной колонии строгого режима, но через неделю был задержан работниками милиции. Какое значение имеет момент задержания для оценки преступного деяния?

Тема 10. Соучастие в преступлении

Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие, признаки и значение соучастия в преступлении.

2. Виды и формы соучастия.

3. Виды соучастников. Основания и пределы уголовной ответственности соучастников.

Повышенный уровень

4. Эксцесс и добровольный отказ при соучастии.

Вопросы для самоконтроля

Базовый уровень

1. Каково уголовно- правовое определение соучастия?

2. Какие можно назвать объективные признаки соучастия?

3. Что входит в понятие "совместность действий"?

4. Возможно ли соучастие в неосторожных преступлениях?

5. Какие существуют основания классификации форм соучастия?

6. Что такое сговор?

7. Возможно ли соучастие без сговора?

8. Какие синонимы можно дать понятию "простое соучастие"?

9. Сколько форм соучастия зафиксировано в УК РФ?

10. Какие признаки отличают организованную группу от группы лиц, совершивших преступление по предварительному сговору?

11. Подлежит ли квалификации одно создание организованной группы?

12. Банда - орггруппа или преступная организация?

13. Каковы особенности преступного сообщества и преступной организации?

14. Как учитываются формы соучастия при правоприменении?

15. Деяния каких соучастников предусмотрены в квалифицированных составах преступлений?

Повышенный уровень

16. Сколько видов соучастников известно современному уголовному праву?

17. Чем отличается от остальных соучастников исполнитель?

18. Что означает термин "посредственное виновничество"?

19. До какого момента возможно присоединение к исполнителю иных соучастников?

20. Кто такой организатор?

21. За что несет ответственность организатор преступной группы?

22. В чем отличие подстрекателя от пособника по признаку стадии преступной деятельности исполнителя, на которой они присоединяются к преступлению?

23. Какие существуют виды пособничества?

24. Обязательно ли пособнику для привлечения его к уголовной ответственности исполнить данные им обещания?

25. Какой вид (виды) умысла характеризует субъективную сторону совершения преступления каждым соучастником?

26. Что такое акцессорная теория соучастия?

27. Как производится квалификация при сложном соучастии?

28. Какова последовательность расположения соучастников по степени их общественной опасности?

29. Что такое эксцесс?

30. Возможен ли эксцесс организатора, пособника, подстрекателя?

31. Какова ответственность за неудавшееся соучастие?

32. В чем должен выражаться добровольный отказ opганизатора, пособника, подстрекателя?

33. Чем прикосновенность отличается от соучастия?

34. Какие виды прикосновенности известны уголовному праву, а какой – уголовному закону?

Темы для докладов и рефератов

Повышенный уровень

1. Институт соучастия в памятниках российского права.

2. Влияние развития организованной преступности на институт соучастия.

3. Вопрос о расширении границ соучастия.

Кейсы

Базовый уровень

1. По какому критерию выделяются формы соучастия?

2. Раскройте специальные вопросы ответственности соучастников при:

а) эксцессе исполнения преступления;

б) добровольном отказе организатора, подстрекателя либо пособника преступления;

в) неудавшемся подстрекательстве и пособничестве.

3. П., будучи в нетрезвом состоянии, преодолев сопротивлении К., изнасиловал ее. Затем он предложил Я., пришедшему к мест; происшествия, также совершить половой акт с К. Я. согласился тоже изнасиловал К., которую в это время продолжал удерживать П. Определите форму соучастия.

Повышенный уровень

4. 19-летний Сизов подговорил 13-летнего Шишова сове; шить кражу из магазина в соседнем селе. Подготовив орудие взлома, они отправились к магазину. Сизов взял с собой охотничье ружье. Когда они с похищенным имуществом выходили из магазина, их заметил водитель проезжавшего мимо автобуса Гринев. Последний стал их преследовать. Тогда Сизов, чтобы избежать задержания, передал ружье Шишову и заставил стрелять в подбежавшего к ним Гринева. Шишов выстрелил и смертельно ранил Гринева. Дайте юридическую оценку деяниям Сизова и Шишова.

5. Гусев и Матвеев договорились о совершении изнасилования их общей знакомой. С этой целью Гусев насильно привел потерпевшую к полуразрушенному зданию. Сопротивляясь, она ухватилась за трубу, но Матвеев ударил ее в грудь и затолкнул в здание, где Гусев, преодолев сопротивление потерпевшей, совершил с ней насильственный половой акт. Определите уголовно-правовую роль названных в задаче лиц.

6. К Сорокину пришел сосед Юдин и попросил охотничье ружье для того, чтобы убить бродячего кота, таскающего у него из сарая цыплят. Сорокин дал Юдину ружье и десять патронов. Юдин, вооруженный ружьем Сорокина, совершил два разбойных нападения. Является ли Сорокин соучастником преступления?

7. Супруги Кореловы в ресторане познакомились с супругами Силюниными, которые предложили Кореловым подвезти их домой на своей автомашине. На перекрёстке Силюлин, не справившись с управлением, совершил наезд на Лиманского. Кореловы, испугавшись ответственности, покинули место происшествия, взяв с Силюлиных обещание, что те никому не сообщат об их присутствии в машине во время аварии. Силюлин доставил потерпевшего к себе домой. Силюлина хотела вызвать «скорую помощь», но муж запретил ей это делать, а когда она стала возражать, ударил её. Утром Силюлины обнаружили, что Лиманский умер. Они расчленили труп, вывезли за город и бросили в озеро. Оцените ситуацию с точки зрения соучастия?

Тема11. Множественность преступлений

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие и признаки множественности преступлений, ее отличие от сложных единичных преступлений (длящихся, продолжаемых, преступлений со сложным составом). Значение института множественности.

2. Совокупность преступлений: понятие, виды, значение. Разграничение совокупности преступлений и конкуренции уголовно-правовых норм.

Повышенный уровень

3. Понятие, признаки и юридическое значение рецидива преступлений. Виды рецидива.

4. Коллизия уголовно-правовых норм: понятие и виды.

Тема12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.

2. Необходимая оборона: понятие, условия правомерности, превышение пределов, мнимая оборона.

3. Крайняя необходимость.

Повышенный уровень

4. Иные обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Вопросы для самоконтроля

Базовый уровень

1. Каким правам и интересам причиняется вред при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (ОИПД)?

2. В силу чего обстоятельства, перечисленные в гл. 8 УК РФ, исключают преступность совершенного деяния?

3. Всегда ли при наличии признаков ОИПД исключается уголовная ответственность?

4. Одинакова ли правовая природа обстоятельств, прекращающих уголовную ответственность, и ОИПД?

5. Что такое необходимая оборона?

6. Что означает положение: необходимая оборона – право обороняющегося лица?

7. Каковы условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к посягательству?

8. Возможна ли необходимая оборона от посягательства, не являющегося преступлением?

9. Что такое мнимая оборона?

10. Какие возможны случаи уголовно- правовой оценки различных видов мнимой обороны?

11. Чем отличается наличность посягательства от его реальности?

12. Сколько существует условий правомерности необходимой обороны, относящихся к защите?

13. Любой ли вред может быть причинен в пределах необходимой обороны?

14. В каких временных рамках возможна необходимая оборона?

15. Какова субъективная сторона действий лица в условиях необходимой обороны?

16. Что такое провокация необходимой обороны?

17. Как должен соотноситься вред, причиняемый при обороне, с вредом предотвращенным?

18. Какое определение дается превышению пределов необходимой обороны?

19. Какие бывают виды превышения пределов необходимой обороны?

20. Какие фактические обстоятельства необходимо учитывать при решении вопроса о наличии в действиях лица необходимой обороны?

21. Что такое крайняя необходимость в уголовном праве?

22. Какие условия должны характеризовать при крайней необходимости опасность?

Повышенный уровень

23. Как соотносятся понятия "крайняя необходимость" и "непреодолимая сила"?

24. Сколько условий непреступности крайней необходимости относятся к устранению опасности?

25. Можно ли при непреступной крайней необходимости устранить возникшую опасность иными мерами, не причиняющими вреда?

26. Может ли причиненный при крайней необходимости вред быть равным по размеру предотвращенному?

27. В чем основные отличия крайней необходимости от необходимой обороны?

28. Какие условия дают правовые основания для задержания лица, совершившего преступление, с причинением ему при этом вреда?

29. Каковы условия правомерности действий задерживающей стороны?

30. Какой при задержании может быть причинен вред?

31. Как решается вопрос о времени задержания?

32. Какие существуют виды принуждения как ОИПД?

33. Как оценивается принуждение в уголовном праве?

34. В каких сферах деятельности возможен обоснованный риск?

35. Каковы условия непреступности риска?

36. При каких условиях причинение вреда при исполнении приказа или распоряжения является ОИПД?

37. Кто несет ответственность за вред от выполнения приказа, если его исполнителем соблюдены все условия правомерности?

38. Какие ОИПД, кроме перечисленных в гл. 8 УК РФ, знает теория уголовного права?

Темы для докладов и рефератов

Базовый уровень

1. Вопрос о соразмерности вреда при необходимой обороне.

Повышенный уровень

2. Проблема исполнения преступного приказа в Вооруженных Силах и правоохранительных органах.

3. Совершение преступления по просьбе потерпевшего.

Кейсы

Базовый уровень

1. Назовите отличие обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, от обстоятельств, исключающих преступность деяния.

2. Разграничьте между собой следующие обстоятельства: необходимую оборону от крайней необходимости; задержание лица, совершившего преступление, от необходимой обороны; обоснованный риск от крайней необходимости.

3. Раскройте сущность и уголовно-правовое значение согласия потерпевшего на причинение вреда.

4. На Иванову напал Петров, страдающий слабоумием, и стал вырывать хозяйственную сумку. Иванова рукояткой зонтика ударила нападавшего в висок. От нанесенного повреждения Петров скончался на месте деяния. Решите вопрос о правомерности действий Ивановой.

Повышенный уровень

5. Ночью в дверь дачи гр. Н., проживающего с женой и малолетней дочерью, постучался неизвестный, который угрожал взломать дверь и убить Н. Последний после уговоров неизвестного прекратить свои действия и предупреждения, что будет стрелять, видя, что дверь скоро будет выбита, произвел выстрел из ружья через дверь, которым был тяжело ранен стоявший у двери. Неизвестный оказался пьяным, он перепутал дом и полагал, что в доме находится любовник жены, которого он и угрожал убить. Проанализируйте, правомерны ли действия Н.?

Наши рекомендации