Словарь терминов и понятий
Аттестация – это метод определения квалификации и уровня знаний работника.
Безработный – трудоспособный человек, желающий работать, но не получающий возможности приобрести работу в соответствии со своим спросом на нее.
Должность – это штатная единица организации, характеризующаяся совокупностью прав, обязанностей и ответственности работника.
Должностная инструкция - документ, описывающий основные функции сотрудника, занимающего данное рабочее место.
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).
Инструктаж – разъяснение и демонстрация приемов работы на рабочем месте.
Кадровая политика – система теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы.
Кадровое планирование – это последовательность разработки планов в области кадровой политики на основе кадровой стратегии.
Карьера – совокупность должностей, которые занимал и занимает на данный момент работник (фактическая карьера) и/или может занимать (плановая карьера).
Команда – тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое.
Корпоративная культура – это микрокультура, присущая конкретной фирме, совокупность формальных и неформальных правил и законов, по которым существует и развивается фирма.
Коучинг – процесс, способствующий реализации обучения и развития, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающихся.
Методы управления – это конкретные приемы и способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Миграция – это процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий, со сменой постоянного места жительства, либо с регулярным возвращением к нему.
Норма времени – это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения работ и их отдельных элементов одним работником или группой работников определенной квалификации в данных организационно-технических условиях.
Норма выработки – это объем работы в натуральных единицах (штуках, литрах и т.п.), который должен быть выполнен за единицу рабочего времени (смену, месяц и т.п.) одним работником или группой работников определенной квалификации.
Норма обслуживания – это установленный объем работы по обслуживанию определенного количества объектов в течение того или иного времени в данных организационно-технических условиях.
Норма численности работников – это их число соответствующего профессионально-квалификационного состава, необходимое для выполнения определенных производственных и управленческих функций или объемов работ.
Оборот кадров – процесс обновления коллектива в результате выбытия части его членов и прихода новых.
Организационная культура – это совокупность норм и ценностей, выработанных и разделяемых коллективом ради внутренней интеграции и адаптации предприятия (организации) к внешним условиям.
Партнерство – совокупность действий работника, его руководителя и представителя службы по персоналу.
Персонал, или кадры – это основной штатный состав работников организации, выполняющий основные производственно-хозяйственные функции.
План – официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации.
Положение о карьере – документ, регламентирующий процесс управления карьерой на предприятии.
Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления.
Профессиональное обучение – это процесс овладения определенным уровнем знаний и навыков деятельности по конкретной профессии и специальности.
Профессиональная ориентация – выбор деятельности, необходимой обществу с учетом способностей и личностно-деловых качеств индивида.
Рабочая сила – способность к труду, которой располагает каждый человек, индивид.
Рабочее место – зона приложения труда людей, оснащенная необходимыми материальными средствами и техникой и определенным образом организованная.
Социотехническое конструктирование – это создание социотехнической системы.
Специалисты – это сотрудники аппарата управления, обладающие специальными знаниями и образование не ниже среднего.
Стратегия управления персоналом (кадровая стратегия) – это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива.
Структура персонала (социальная структура организации) – совокупность отдельных групп работников.
Темперамент – это сочетание устойчивых врожденных психологических свойств, определяющих динамику деятельности человека.
Технические исполнители – это работники, обслуживающие процесс управления.
Тимбилдинг – современный способ сплочения коллектива через специальные тренинги.
Трудовые ресурсы – это трудоспособное население страны, региона.
Резюме – краткая справка – анкета, которая оформляется по определенной форме при подборе персонала.
Ротация – метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник перемещается на другую должность с целью приобретения новых знаний и навыков.
Руководители – это менеджеры, возглавляющие предприятия и организации.
Рынок труда – сложная система отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и размещения работников в системе общественного разделения труда по законам товарного производства и обращения.
Управление персоналом – вид человеческой деятельности, направленной на формирование и развитие персонала организации.
Управляющие персоналом (менеджеры) – это самостоятельный вид профессионалов-специалистов, главной целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала.
Цели управления – желаемое состояние системы управления.