Методические рекомендации по подготовке сообщения

Сообщение − устный рассказ на основании письменного источника. Сообщение не следует отличать от доклада – более сложного вида работы, предполагающего элементы научного исследования и сравнения источников. Целью сообщения является донесение новой фактической информации до аудитории. Сообщение может представлять собой комментированную историческую справку, повествование об интересном факте или явлении в рамках изучаемой темы или же постановку проблемы.

Этапы подготовки сообщения

Уясните для себя суть темы, четко осознайте ее рамки. Как правило, сообщение посвящено узкой теме, не следует необоснованно расширять ее. Определите вопросы, ответы на которые предполагает освещение данной темы.

Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок. Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).

Изучите подобранный материал, по возможности графически выделяйте самое главное по ходу чтения. Отберите необходимую информацию. Избегайте включения лишней информации и уклонения от темы. Например, если сообщение посвящено отдельному произведению или герою, текст не следует начинать с изложения биографии или подробной характеристики произведения. Достаточно обозначить место темы (малоизученная, наиболее спорная, хорошо исследованная) в более широком куге вопросов. Доверяйте собственному восприятию. Выбирайте факты, наиболее поразившие вас, наверняка, они будут интересны вашим сокурсникам. Сохраняйте живые цитаты, интересную статистику, избегайте перенасыщения сообщения цифрами, неизвестными именами, давайте определение неизвестным, или малоизвестным понятиям.

Напишите текст сообщения. Избегайте сложных громоздких конструкций. Не делайте сообщения очень громоздким. Оно может составить 1-3 листа. В конце сообщения составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.

Прочитайте написанный текст заранее, перескажите его, выбирая самое основное.

В случае насыщенности сообщения важными датами ил терминами, заранее запишите их на доске.

7. Никогда не читайте сообщение! Чтобы не сбиться, пользуйтесь планом и выписанной на доске информацией. Цитаты должны быть зачитаны дословно, для этого заранее выделите их в тексте.

8.Говорите громко, отчётливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию – это облегчит её восприятие для слушателей. Не бойтесь повторов. В устной речи повторы воспринимаются гораздо лучше, чем замена местоимениями.

Критерии оценки сообщения

1. Полнота раскрытия темы.

2. Логичность построения и изложения.

3. Информативная насыщенность (достаточность и обоснованность привлечения источников), занимательность.

4. Представление сообщения. Владение вербальными и невербальными средствами общения.

5. Владение информацией, способность ответить на вопросы, связанные с темой сообщения.

Методические рекомендации по составлению таблицы

Таблица (польск. tablica от лат. tabula доска; таблица) − перечень чего-нибудь или сведения о чем-нибудь, расположенные в известном порядке по графам. Таблицы являются удобной формой для отображения информации. Но таблицы выполняют лишь тогда свою цель, когда между строчками и столбцами имеется смысловая связь.

Требования к таблице

1. Выберите объекты сравнения или характеристики.

2. Определите критерии, по которым можно характеризовать явление, сравнивать объекты.

3. Начерти таблицу с определенным количеством граф. Графы таблицы обязательно должны иметь название, т.е. у таблицы должна быть так называемая «шапка». При составлении сравнительных таблиц обязательно указывайте критерий сравнения.

4. Содержание граф должно быть оформлено лаконично: слово. словосочетание, простое предложение.

5. Примеры (в случае их необходимости) должны быть короткими и понятными.

Вывод по таблице (с случае необходимости) оформляется как краткий связный текст, размещенный за пределами таблицы.


Наши рекомендации