Нахождение и интерпретация связей признаков
Поиск связей и закономерностей занимает особое место в психологическом исследовании. Редкое исследование обходится без подсчета корреляций. Здесь мы рассмотрим те задачи вычисления корреляций, которым не уделяется должного внимания в курсе «Математические методы в психологии». Необходимо помнить, что расчет коэффициентов корреляций двух признаков зависит, во-первых, от типа шкал, в которых измерены эти признаки, и, во-вторых, от объема выборки: для малых и больших выборок лучше использовать разные коэффициенты.
Тема 7. Отчет о проведенном исследовании(ОК-5)
Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Различаются две основные формы представления результатов: квалификационная и научно-исследова-тельская. Работа первого вида – курсовая, дипломная, диссертация – служит для того, чтобы соискатель (студент, аспирант, докторант и др.), представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности, определенный инструкциями, положениями ВАК, ГАК, учеными советами. Вторая форма научного отчета может быть в виде устного изложения, публикации (статья, тезисы, монография) и компьютерная версия.
Оформляя отчет о проделанном исследовании нужно очень точно представлять уровень требований к содержательной и формальной стороне работы. Например, последней фразой в рецензиях на диплом или диссертацию служит следующее высказывание: «Работа соответствует уровню предъявляемых требований и заслуживает положительной (хорошей, отличной) оценки».
Стандарты выполнения квалификационной работы принимаются выпускающей кафедрой с учетом требований государственного стандарта и стандартов вуза. На кафедре психологии приняты и опубликованы стандарты для дипломной работы студентов-психологов ИрГТУ.
В отношении данных указаний хочется пожелать, чтобы они сослужили достойную службу студентам-психологам в их нелегких столкновениях с элементами “прикладной ” (к психологии) математики. Помните, что форма должна соответствовать содержанию, и если вы затратили время, силы (а иногда и средства) на планирование и исполнение исследования, и замысел работы был очень удачный (почти гениальный!), осталось совсем немного – представить достойно результаты своей работы.
Исследование в психологии неизбежно связано с людьми. Решение проводить то или иное исследование должно основываться на осознанном желании внести вклад в научное знание и способствовать благополучию Человека. Выбор направления, цели и средств исследования всегда связан с мировоззрением исследователя, с его культурным уровнем и этическими принципами. Но и само научное сообщество выработало систему принципов для формирования ответственного отношения исследователя к работе и защиты конфиденциальности испытуемых. Поскольку в систематизированном и полном виде данные принципы в учебной психологической литературе не опубликованы и не обсуждаются на учебных занятиях, они представлены в этом пособии.
Принципы опубликованы (American Phychological Association, 1973.)
1. При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на принципы исследований.
Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований.
2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми.
3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых.
4. Честность и открытость – важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления взаимоотношений.
5. Этика изыскания требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время.
Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником.
Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника.
6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение.
7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять всевозможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам.
8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, чтобы для его клиентов не было тяжелых последствий.
9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и долговременных).
10. Информация, полученная в ходе исследования об участниках эксперимента, является конфиденциальной.
Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия.