Память, физиологические основы, виды, основные характеристики процессов памяти
Память – процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и последующем забывании инф-ции.
Для объяснения физиологических основ используют 2 теории:
1. Биоэлектрическая теория. Она объясняет деят-ть кратковременной памяти. Восприятие внешних воздействий приводит к возникновению процесса возбуждения в коре головного мозга. Остаточные токи действия продолжают обегать определённые участки коры головного мозга, образую реверберационные круги.
2. Биохимическая теория. Основа объяснения долговременной памяти. Частое воздействие одних и тех же стимулов приводит к возникновению биохимических изменений молекулы ДНК, т.е. к возникновению следов памяти. Немутационные изменения молекулы ДНК лежат в основе долговременного запоминания.
Классификация видов памяти:
1. По времени хранения информации:
1) Мгновенная (иконическая) – инф-ция сохраняется доли секунды.
2) Кратковременная – сохранение инф-ции в течение нескольких секунд (объём памяти – 7+/-2)
3) Оперативная – инф-ция охраняется в зависимости от поставленной задачи (от нескольких минут до нескольких недель).
4) Долговременная – время хранения инф-ции неограниченно.
5) Генетическая – инф-ция передаётся от поколения к поколению (внешность).
2. По характеру психической активности (П.П. Блонский):
1) Двигательная (моторная): основа для формирования практических и трудовых навыков; появляется в онтогенезе первой.
2) Эмоциональная – память на чувства (побуждает к действию или удерживает).
3) Образная – память на представления, картины природы и жизни, на запахи, вкусы и т.д.. Виды: вкусовая, обонятельная, зрительная, осязательная, вкусовая.
4) словесно-логическая – запоминание мыслей, выраженных понятиями.
3. По цели деят-ти:
- непроизвольная (нет цели);
- произвольная (есть цель, волевые усилия).
4. По использованию средств запоминания:
- непосредственное (заучивание);
- опосредованное (прорабатывание инф-ции; используются мнемотехнические приёмы).
Процессы памяти:
1. Запоминание – процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Виды: непреднамеренное (без цели), преднамеренное (произвольное) и заучивание.
2. Сохранение инф-ции – удержание воспринятого с целью его дальнейшего воспроизведения. Виды: динамическое (оперативная память, инф-ция мало подвергается обработке); статическое (долговременная память, детальная её проработка).
3. Воспроизведение – процесс воссоздания образа объекта (преднамеренное и непреднамеренное)
4. Забывание – как неверное припоминание или узнавание, а также невозможность вспомнить что-либо.
Теории памяти:
1. Ассоциативная теория (Аристотель): ассоциации по смежности; по контрасту; по сходству.
Г. Эббингауз продолжил изучение Аристотеля. Установил закономерности: 1) простые, но производящие на чел-ка сильные впечатления запоминаются быстрее и прочнее, чем менее интересные, но сложные события; 2) при запоминании длительного ряда лучше воспроизводится начало и конец этого ряда – эффект края; 3)Закон забывания. Процессы забывания протекают неравномерно. Первое время после заучивания – забывается 60% инф-ции (без повторения), затем забывание идёт гораздо медленнее.
2. Гештальтпсихология. Процессы памяти определяются формированием гештальта. При запоминании и воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов. Эффект Б. Зейгарник: незавершённые действия запоминаются лучше и прочнее, чем завершённые.
3. Бихевиоризм. Роль подкреплений для успешности запоминая.
4. Психоанализ. Роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании. Подробное изучение механизмов забывания инф-ции: вытеснение – процесс исключения из сознания инф-ции, кот-ый носит угрожающий хар-р.
5. Смысловая теория памяти. Пьер Жане. Деят-ть памяти находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей. Важная роль при запоминании – смысловое содержание и обработка инф-ции.
Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев занимались изучением высших форм памяти.
Леонтьев сформировал закономерность развития памяти – параллелограмм развития памяти. Этапы развития памяти: 1) Непосредственно запоминание или запечатление (от 0 до 6 лет); 2) Опосредованные формы запоминания с опорой на внешние стимулы – знаки. 3) Развитие высшей памяти. Внешне опосредованное запоминание становится внутренне опосредованным, т.е. осуществляется с опорой на внутренние стимулы-знаки.